Ценовые войны на рынке нефти

Nov 02, 2014 21:23



Ценовые конвульсии на мировом рынке нефти отдаются неприятными вибрациями в российской экономике и вызывают очень неприятный зуд на коже каждого жителя нашей страны. Скачет курс доллара, растут цены на продукты и потребительские товары - а в основе всего этого стоимость селедочной бочки, в которую кто-то и когда-то догадался налить добытую на продажу нефть.

О том, почему это происходит, чего нам ждать от рынка нефти и к чему готовиться, идет речь в последнем 70-м выпуске программы «Смысл игры» (с 24.35 по 31.50).

image Click to view



Сегодня ситуация на нефтяном рынке складывается довольно тревожная. С 2011 г. цены на нефть оставались стабильно высокими, в районе 100 долл. за баррель и выше. Еще в середине лета североморская нефть марки Brent, которая является базой при расчете цен на российскую нефть марки Urals, торговалась на уровне 111 долл. за баррель, но к началу октября снизились примерно на 20%. 8 октября цена бареля нефти упала до 91,6 долл. за марку Brent до 87 долл. за североамериканскую марку WTI. После этого нефтяные цены упали еще ниже, до уровня 80 долл. за барель, но затем «отскочив» от этого ценового горизонта, уже около двух недель болтаются в диапазоне от 85 до 90 долл. за барель. Как долго они будут оставаться в этом уровне и куда двинутся потом, сейчас спрогнозировать очень трудно, но некоторые особо истеричные аналитики предсказывают, что в ближайшие месяцы падение цен на нефть может продолжиться.

Относительно причин резкого падения цен на нефть среди специалистов нет единого мнения. Некоторые эксперты предпочитают рассуждать об объективных и, если можно так выразиться, полуобъективных факторах, обуславливающих в текущей ситуации падение мировых цен на нефть. И надо признать, определенные основания для таких рассуждений имеются.

Во-первых, ФРС США объявила о сворачивании своей программы стимулирования, что ведет к сокращению циркулирующих в мировой экономике спекулятивных капиталов. Во-вторых, появились некоторые признаки замедлиния экономики Китая. Кроме того, замедлился рост долга и дефицита бюджета США.

К полуобъективным факторам я бы отнес практически не управляемые, но вполне рукотворные события на Ближнем востоке и в Северной Африке, где исламистские боевики в Ливии, структуры «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) в Сирии и Ираке, а также курдские автономисты в Иракн в ходе военных действий захватили производственные мощности по добыче и переработке нефти и теперь торгуют нефтью и нефтепродуктами налево и направо по бросовым ценам.
Однако в последнее время появляется всё больше доказательств того, что нынешние события на нефтином рынке - это жесткая ценовая война, которая имеет управляемый характер. А «генералов» этой войны следует искать в Северной Америке и Аравийском полуострове.



Самым активным участником ценовой войны следует признать Королевство Саудовская Аравия. Сейчас как в сети, так и в крупных СМИ активно цирколирует версия, гласящая, что резкое снижения мировых цен на нефть искусственно организовано правительствами США и Саудовской Аравии совместно с транснациональными нефтяными корпорациями с целью подорвать источник валютных поступлений для российской экономики и тем самым разрушить экономическую базу «режима Путина». В конце 1980-х аналогичная «операция», организованная теми же мировыми игроками, как полагают некоторые эксперты, стала одним из факторов, спровоцировавших экономический кризис в СССР в период «перестройки». Ведущую роль в этой «операции» сыграла Саудовская Аравия, которая выбросила на рынок большие объемы нефти и обрушила тем самым мировые цены с 28 до 8 долл. за баррель.

Однако распределение сил и интересы на этом рынке с 80-х годов ХХ века существенно поменялись. Связано это, прежде всего, с радикальным увеличением добычи сланцевой нефти в США, в результате чего с североамериканского нефтяного рынка были вытеснены как сама Саудовская Аравия, так и поставщики сырой нефти из Латинской Америки (прежде всего Венесуэла) и Африки (Нигерия). Южноамериканские и африканские нефтепроизводители были вынуждены переориентировать свои поставки на азиатские рынки и потеснили там позиции Саудовской Аравии.

Ряд экспертов полагает, что увеличивая производство нефти и откровенно демпингуя на очень выгодных и перспективных восточноазиатских рынках, Саудиты пытаются, сбивая цены, с одной стороны, восстановить свои позиции в Восточной Азии, а с другой стороны, они намерены вытеснить с нефтяного рынка США часть производителей сланцевой нефти с высокой себестоимостью добычи и занять их место. Руководство Саудовской Аравии также очень обеспокоено появлением на восточноазиатском рынке российских нефтяных проектов.


Однако у Саудовской Монархии есть в этом конфликте очень существенные ресурсные ограничения. Нестабильная социально-политическая обстановка в стране, обусловленная событиями «Арабской весны» и глубокими противоречиями внутри правящей династии, вызвали значительный рост бюджетных затрат королевства в социальной сфере и по инфраструктурным проектам. В результате, по данным МВФ, цена безубыточной добычи нефти (break-even price) для Саудовской Аравии выросла с 78 долл. за баррель в 2012 году до 89 долл. за баррель в 2013 году. Американский Bank of America Merrill Lynch приводит несколько иные данные. По его сведениям, Саудовская Аравия могла бы позволить себе снижение цены до 85 долл. за баррель. Известный российский эксперт, генеральный директор "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев называет цену безубыточной добычи нефти для Саудовской Аравии 80 долл. за баррель. В 70-м выпуске программы «Смысл игры» Юрий Бялый говорит о цене 93 долл. за баррель.

В связи с этим наследный Принц Королевства Саудовская Аравия Аль-Валид бин Талал аль-Сауд обратился с открытым письмом к министрам Саудовской Аравии, в котором выразил тревогу по поводу снижения цен на нефть и их воздействия на экономику страны. Кроме того, он выразил удивление позицией министра нефти Али аль-Наими, который ранее преуменьшил влияние падения цен на нефть ниже 100 долл. за баррель. С тех пор стоимость нефти марки Brent опускалась ниже 85 долл. за баррель. Принц отметил также, что бюджет королевства на 2014 г. на 90% зависит от нефтяных доходов, а падение цен - это катастрофа, о которой нельзя не упоминать.

Однако, как показывает практика, далеко не все члены королевской семьи Саудитов разделяют позицию принца, и руководство Королевства готово пойти на существенные компенсации дефицита бюджета из золотовалютных запасов страны, чтобы ударить ценами по своим конкурентам в тихоокеанском бассейне, в том числе российскому нефтяному экспорту.



Что касается других нефтедобывающих стран в этой ценовой войне, то, как демонстрирует представленный выше график, из всех стран - членов ОПЕК, куда входит и Саудовская Аравия, цену безубыточной добычи нефти ниже 85 долл. за баррель имеют только 4 страны (Ангола, Катар, Кувейт и ОАЭ). Для других членов ОПЕК нефть должна стоить более 100 долл. за баррель, иначе они просто не смогут балансировать свои бюджеты. В самом тяжелом положении может оказаться Иран, которому для балансировки бюджета необходима стоимость "черного золота" на уровне около 130 долл. за баррель.



Если говорить о нашей стране, то около половины бюджета России сегодня приходится на нефтегазовые доходы, поэтому любое падение цен может иметь определенные последствия. В последние годы российская экономика стала более зависимой от экспорта нефти, и при снижении цен на нефть на 1 долл. Россия потеряет в течение года 2,1 млрд. долл. бюджетных доходов. При этом Российский бюджет на 2014 и 2015 годы сверстан из расчета 96 долл. за баррель нефти марки Urals. И если в текущем году бюджет останется профицитным, поскольку в течение большей части года нефтяные цены держались около 110 долл. за баррель, то с балансировкой бюджета на 2015 год могут возникнуть проблемы.



США в текущем году стали крупнейшим в мире производителем нефти и конденсата, опередив Россию и Саудовскую Аравию. В первом полугодии 2014 года, по данным Bank of America Merrill Lynch, США производили более 11,5 млн. баррелей нефти и конденсата в сутки. Саудовская Аравия за этот же период производила менее 11,5 млн. баррелей, а Россия - около 11 млн. баррелей.

Добиться лидирующих позиций США смогли за счет добычи сланцевой нефти, и этот факт ставит нефтепроизводителей США в условиях текущей ценовой войны в достаточно уязвимое положение. Это связано с очень высокой стоимостью добычи на многих месторождениях сланцевой нефти в США и соответствующей низкой рентабельностью бизнеса. По оценкам, порог среднй рентабельности по добыче сланцевой нефти в США на сегодня располагается в зоне от 60 до 80 долл. за баррель. Падении цен ниже 80 долл. за баррель сделает нефтяные проекты США неликвидными, приостановит приток инвестиций в отрасль и вызовет волну банкротств среди производителей сланцевой нефти. Уже упомянутый выше Рустам Танкаев полагает, что около 40% производителей сланцевой нефти США имеет порог рентабельности на уровне 80 долл. за баррель и падение цены ниже этого уровня приведет к сокращению добычи сланцевой нефти на 20%.



Несмотря на это у династии Саудитов в этой ценовой войне обозначился влиятельный союзник - администрация нынешнего Президента США. 4 ноября 2014 года в США предстоят выборы в Конгресс. В ходе промежуточных выборов 2010 года Демократическая партия, к которой принадлежит президент Обама, уступила республиканцам большинство в Палате представителей и заметно уменьшила свое представительство в Сенате. Существует очень высокая вероятность того, что в результате предстоящих выборов контроль над Сенатом также перейдет к республиканцам. В случае победы республиканцы не просто планируют поставить Б. Обаму в положение «хромой утки», но и полностью дискредитировать его и его политику. Ценовая война на нефтяном рынке предоставляет Обаме прекрасный шанс нанести мощный удар по основным спонсорам Республиканской партии - нефтегазовым корпорациям США. Эти корпорации сегодня уже глубоко интегрированы в бизнесс по добыче сланцевой нефти, и падение цен на нефтяном рынке приносит им значительные убытки и заставляет сворачивать бизнес.

Что же из всего этого следует?

Уже всем очевидно, что на мировом нефтяном рынке разгорается жесткая ценовая война, инициаторов которой следует искать в Вашингтоне и Эр-Рияде. Большинство игроков мирового нефтяного рынка не могут себе позволить в течение длительного времени удерживать цены ниже 100 долл. за баррель, для Саудовской Аравии критическим является уровень 85-90 долл. за баррель, для США - 80 долл. за баррель. При этом нефтяные цены продемонстрировали свою управляемость, сперва упав до уровня 80 долл. за барель и затем «отскочив» от этого уровня сразу на 3 долл., и уже около двух недель колеблются в диапазоне от 85 до 90 долл. за барель. Как долго они будут оставаться в этом уровне и куда двинутся потом, сейчас спрогнозировать очень трудно, так как это зависит от очень многих, прежде всего, политических факторов.

Для нашей страны установившийся уровень цен на нефеть отнудь не смертелен, но некомфортен и лишний раз напоминает, что с сырьевой структурой экономики давно пора кончать. Россия не является целью этой войны, но может оказаться ее побочной жертвой. Причина этого в сформированной десятилетиями ультралиберальных реформ сырьевой структуре отечественной экономики, которая делает нашу страну крайне зависимой от конъюнктуры мирового рынка углеводородов.



нефть, рынок, цены, война, США, Россия, Саудовская Аравия

Previous post Next post
Up