Цитата Хабермаса показывает, что он не видит прямой связи между пайдейей/этикой и политикой. Увы ему. Платон точно не был оптимистом. Какое отношение образовательная система СССР (кстати, менявшаяся от поколения к поколению!) имеет к платоновской пайдейе? Разве неважно чему и как учить?
1) Что ему, как известно, не помешало. Потому что над этим так или иначе придется думать, альтернативы нет. Нет общества без воспитания, политики без этики. 2) В чем было неизменное "ядро" советского воспитательного проекта? Нет разницы между образованием в 20-е и 80-е? Я уверен в обратном: если бы разницы действительно не было, Советский Союз существовал бы и по сей день. 20-е - это МЫ, 70-80-е - это Я (если совсем примитивно). 3) а кто всерьез пробовал? до 1961 года не было примеров полета в космос, но это не значит, что людям не стоило думать о космосе. иначе бы до сих пор на земле сидели.
С тех людей, которые воспитаны советской образовательной системой, она не "слетела": эти люди сохранили воспитанные ею качества на всю жизнь. Поэтому сказать, что она "оказалась с легостью отброшена" - ошибка. "Слетела" она с разгильдяев, которые её не усваивали с детства, хотя формально находились в ее рамках. Они-то и стали героями 90-х. И они стали образцами для подражания для последующего поколения.
Общий вывод: система образования (воспитания) дает свои плоды, если ее искусственно не разрушают, если она развивается преемственно, от поколения к поколению. И общество (власть)должно прилагать максимум усилий к сохранению преемственной связи поколений. - Во всех сферах жизни, а в образовании особенно. "Превзойти прошлое, можно лишь не утрачивая своей связи с ним". К. Ясперс.
//"Слетела" она с разгильдяев, которые её не усваивали с детства ...Они-то и стали героями 90-х// - даже если занять эту позицию (а у меня на природу власти несколько другой взгляд) - то это и есть катастрофа "педагогического оптимизма". Как могло так случиться, что набралась такая критическая масса "разгильдяев", которая смогла практически мгновенно вывернуть наизнанку 70лет преподаваемого не только для себя, но и для всего общества?
Группа разбойников с больщой дороги разрушила передовое научно-техническое предприятие, разграбила его кассу, разогнала работников - "конец научно-технического оптимизма"?
Как сказано было Павлу, Тяжело идти против рожна. Даже такой педагогической системище трудно бороться против реальности - против законов экономики, человеческой природы и т.д.
В заявленной в посте теме мне интересен именно "педагогический оптимизм".
Кстати, в рассуждении от "законов природы" защитники "педагогического оптимизма" также могут пытаться найти укрытие - мол, достаточно учить "Правильному" и человек будет обучаем. Но: 1. может оказаться, что область "правильного" (область эффективного приложения педагогического усилия): 1.1. или не фиксируема в качестве "общего закона" (а есть серии не пересекающихся "правильностей" для различных исторических диспозиций) , 1.2. или минимальна - т.е. несущественна с т.зр. решающего координирования [в ситуации кризиса] того как человеку вести свою жизнь; 2. может оказаться, что человек легко отбрасывает в т.ч. и "правильное"; ...или и то, и то и еще что-нибудь...
то бишь быть "педагогическим оптимистом" очень трудно, хотя и очень хочется...
Главная ошибка здесь (не знаю чья- Платона?), что педагогика может произвольно управлять процессом обучения. В то время как обучение - в широком смысле слово- это адаптация к социальной среде, а значит пассивна по отношению к среде (новации появляются не в педагогике). А педагогика- это централизованно управляемая часть процесса обучения, и в некоторых случаях педагогика может работать как препятствие обучению ( что мы и видели в советское время), но в долгосрочном плане нарушить процесс адаптации невозможно.
т.е. Вы - "педагогический пессимист"? (детерминист и редукционист ? :) А основной посыл всех педвузов страны и министерства образования - тотальный (само)обман? )
Реалист))) Хотя и детеминист. Не скажу за все ВУЗы, а Фурсенко, по крайней мере в своих речах, говорит о том, что образование должно соответствовать потребностям экономики. То есть "угадай мелодию".
Comments 24
Платон точно не был оптимистом. Какое отношение образовательная система СССР (кстати, менявшаяся от поколения к поколению!) имеет к платоновской пайдейе? Разве неважно чему и как учить?
Reply
Reply
Потому что над этим так или иначе придется думать, альтернативы нет.
Нет общества без воспитания, политики без этики.
2) В чем было неизменное "ядро" советского воспитательного проекта?
Нет разницы между образованием в 20-е и 80-е? Я уверен в обратном: если бы разницы действительно не было, Советский Союз существовал бы и по сей день. 20-е - это МЫ, 70-80-е - это Я (если совсем примитивно).
3) а кто всерьез пробовал? до 1961 года не было примеров полета в космос, но это не значит, что людям не стоило думать о космосе. иначе бы до сих пор на земле сидели.
Reply
Reply
"Слетела" она с разгильдяев, которые её не усваивали с детства, хотя формально находились в ее рамках.
Они-то и стали героями 90-х. И они стали образцами для подражания для последующего поколения.
Общий вывод: система образования (воспитания) дает свои плоды, если ее искусственно не разрушают, если она развивается преемственно, от поколения к поколению.
И общество (власть)должно прилагать максимум усилий к сохранению преемственной связи поколений.
- Во всех сферах жизни, а в образовании особенно.
"Превзойти прошлое, можно лишь не утрачивая своей связи с ним". К. Ясперс.
Reply
- даже если занять эту позицию (а у меня на природу власти несколько другой взгляд) - то это и есть катастрофа "педагогического оптимизма".
Как могло так случиться, что набралась такая критическая масса "разгильдяев", которая смогла практически мгновенно вывернуть наизнанку 70лет преподаваемого не только для себя, но и для всего общества?
Reply
Reply
Reply
Даже такой педагогической системище трудно бороться против реальности - против законов экономики, человеческой природы и т.д.
Reply
В заявленной в посте теме мне интересен именно "педагогический оптимизм".
Кстати, в рассуждении от "законов природы" защитники "педагогического оптимизма" также могут пытаться найти укрытие - мол, достаточно учить "Правильному" и человек будет обучаем.
Но:
1. может оказаться, что область "правильного" (область эффективного приложения педагогического усилия):
1.1. или не фиксируема в качестве "общего закона" (а есть серии не пересекающихся "правильностей" для различных исторических диспозиций) ,
1.2. или минимальна - т.е. несущественна с т.зр. решающего координирования [в ситуации кризиса] того как человеку вести свою жизнь;
2. может оказаться, что человек легко отбрасывает в т.ч. и "правильное";
...или и то, и то и еще что-нибудь...
то бишь быть "педагогическим оптимистом" очень трудно, хотя и очень хочется...
Reply
Reply
(детерминист и редукционист ? :)
А основной посыл всех педвузов страны и министерства образования - тотальный (само)обман?
)
Reply
Хотя и детеминист.
Не скажу за все ВУЗы, а Фурсенко, по крайней мере в своих речах, говорит о том, что образование должно соответствовать потребностям экономики. То есть "угадай мелодию".
Reply
Leave a comment