Пять легких пьес / Five Easy Pieces (реж. Боб Рейфелсон,1970): «…нефтяник Роберт Дюпи живет в городке в Техасе; его девушка работает официанткой; никто не знает, что когда-то Роберт был пианистом… однажды ему приходит сообщение, что его отец при смерти…». КиноПоиск:7,5; IMDb:7,5.
Фильм об использовании человека человеком, фильм о поиске одними удобной норки и о пребывании в ней других, фильм о том, кто не согласен на такие правила, но кого жизнь раз за разом берет в оборот своих скучных игр.
…Он родился и вырос в доме большого музыканта, его, как и других детей, натаскали играть классическую музыку. Вполне возможно, что к музыке у них у всех был талант, но за них уже всё решили без всякого поиска себя - без всякого риска - без риска, который никогда не отделим от подлинного призвания - ведь что это за Дело, что это за создание Нового, если результат заранее гарантирован?
Им приготовили уже готовую колею, по которой всё, что требовалось - это катиться ровно-ровно и не вилять - и тогда они с гарантией собьют все «кегли» и сорвут все «призы»…
Но каково это - обнаружить себя уже живущим «готовой жизнью»? Где же ты сам? А ты сам - это та плата, которую с тебя взяли, тебя не спросив. Ты оплатил собой свою «комфортную жизнь»…
Сестра героя осталась в колее - она исполняет музыку, которой её научили, и имеет успех… только вот иногда её жизнь чужой жизнью выходит наружу - она пошло становится «не в себе»… (Но и её сумасшествие вполне устраивает тех, кто кормится с её умения нажимать на клавиши.)
Старший брат героя тоже пошел по удобной дорожке и остался навсегда марионеткой - марионеткой, довольной своим положением - он так и не научился видеть себя со стороны - ведь себя-то там и нет, а есть удобный клоун, которого использует ухватистая девица, живущая за счет него в своё удовольствие…
А что же герой - а он попытался убежать - в другой штат, в другой быт, в другую работу, в другие удовольствия, в другую жизнь… и попался на крючок - простой и пошлый в своей незамутненности - он погрузился в мир записных жертв социума-монстра (капиталистического социума) без всякой мишуры «высокого искусства» и высоколобого бла-бла…
В него вцепилась как в свой лучший шанс дурочка из местной бара и начала разыгрывать свою нехитрую стратегию «соблазна»-«жертвы»-«шантажа». Она попыталась присвоить его жизнь и смастерить для себя из его шкуры своё «уютное гнездышко»…
«Другой» мир нашего героя населен персонажами, чьи ходы уже давно расписаны, которые кидаются на любой, как они думают, «шанс» с обреченностью автомата.
Что у них на душе? Что у него на душе?
У них мы видим - пустота и жалобы. Жалобы не на пустоту, а на первые попавшиеся «неудобства» и «обиды», как будто в этих «неудобствах» и «обидах» всё дело…
(Прекрасна история «девушки с ямочкой на подбородке», которая обижена на свою мать и привязана этой своей обидой к амплуа неудачника на всю «свою» жизнь - так проживает она в своем несчастье чужую жизнь, подаренную ей жестокосердием её родительницы…
Не менее прекрасна история «чокнутой хиппи», чьи обиды разрослись на всё человечество и которая потеряла себя в них окончательно и бесповоротно… )
А что у героя? А в сознании героя, к его несчастью, есть зазор - он, убежавший из одной колеи, обречен наблюдать, как всё время скатывается в другие - еще более чужие ему. И от этого своего знания он обречен на еще большие страдания - он лишен возможности даже ненадолго успокоиться в обывательской обиде и в бесконечном круге каузальных построений игры в поиск виновного…
Он «ничего не чувствует» - он беззвучно рыдает в пустоте бессмысленного пространства построенного людьми для людей, в котором им всем нет их особого места, в котором они как именно они никому не нужны…
И лишь воспоминания из детства, лишь близость с теми, с кем ты появился на этот свет, на пару мгновений возрождает свет в душе… чтобы затем тьма и пустота стали еще горше…
P.S.
Ну и последний гвоздик - а был ли его первоначальный «бунт» именно его бунтом, не разыграл ли он своим выпрыгом из колеи «успешного музыканта» лишь навязанный ему сценарий, который его родители даже вписали ему в его имя - Robert Eroica Dupea ?…
а.эс. (
кадры из фильма... )
Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях//фильмах:
■ Цель достигнута. И ?...
//
«Стыд» (С.МакКуин, 2011)■ Кое-что из головы 25-летнего режиссера…
//
«Почему рехнулся господин Р?» (Фассбиндер, 1970)■ Бессилие слов и боли…
//
«Ложное движение» (Вим Вендерс, 1975)■ Человек никогда не может выстоять один против мира...
//
«Трамвай Желание» (Э.Казан, 1951)■ Про семью как панцирь, что нас (не)сберегает…
//
«Алиса здесь больше не живет» (М.Скорсезе, 1974)■ Смертоубийственная комедия побега из своей скорлупы…
//
«После работы» (М.Скорсезе, 1985) ■ Сгинуть в чужой жизни. Спастись в красоте мира…
//«Профессия: Репортер» (Микеланджело Антониони, 1975)■ В защиту колумбов. Экзистенциальная речь о людях par excellence…
//
«Кон-Тики» (Х.Роннинг, Э.Сандберг, 2012) ■ Души прекрасные порывы…
//
«Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» (Александр Хант, 2017)■ Самоотречение. О тех, кто спасаются…
//
«Аритмия» (Б.Хлебников, 2017)■ Три дороги для одинокого человека: путь служение другим, путь свободы, путь надежды… //
«Короткие встречи» (Кира Муратова, 1967) .
Весь цикл «КиноКакПовод» на cайте
kinokakpovod.ru. Также тексты публикуются и обсуждаются на
странице Facebook'a, на
КиноПоиске и канале
Яндекс.Дзена - присоединяйтесь!