[невозможность осторожности; становление vs. история]

Nov 27, 2009 16:23

Ответ Делеза на последний из моих вопросов.

«А что революция потерпела неудачу, так все революции заканчиваются этим, но сейчас некоторые претендуют на то, что они "заново открыли" этот факт. Нас действительно держат за полных кретинов... Все вокруг занимаются подобным современным ревизионизмом. Франсуа Фюре открыл, что Французская революция была не столь уж великой, как думалось, что она потерпела поражение. Но всем известно, что Французская революция дала нам Наполеона! Люди делают "открытия", которые не слишком впечатляют своей новизной. Британская революция породила Кромвеля, последствия американской революции были хуже: политические партии, Рейган...
...людей смущает, что революции проваливаются, что они плохо заканчиваются. Однако это никогда не останавливало людей перед тем, чтобы становиться революционными. ...люди путают две абсолютно разные вещи: ситуацию, в которой единственный выход для человека - стать революционным; это путаница между становлением и историей, так что когда люди становятся революционными, это смущает историков. Историки говорят о будущем революции, но проблема совсем не в этом. Проблема здесь - как и почему люди становятся революционными, и, к счастью, историки не могут удержать их от этого.
Очевидно, что жители Южной Африки вовлечены в становление-революционными, как и палестинцы. И если кто-то скажет ему после этого, что даже если сейчас революция побеждает, в конце концов она проиграет, он ответит: прежде всего, это будут не те же самые проблемы, возникнут новые ситуации, процесс становления-революционными будет запущен.
Задача людей в ситуации притеснения и тирании, состоит в том, чтобы включаться в становления-революционными. И если кто-то говорит: "ну, это не сработает", то это не одно и то же, мы будто говорим на двух разных языках - будущее истории и будущее становлений это совсем не одно и то же».
< Алфавит Жиля Делеза (1988) >
Bonus от Бадью:
«Корреляция между универсальным и событием - фундаментальна. Это хорошо просматривается в вопросе политического универсализма, который полностью зависит от поддержки режима верности, но не той или иной доктрине, а Французской Революции, или Парижской Коммуне, или Октябрю 1917, или борьбе за национальное освобождение, или маю-68. И наоборот, отрицание политического универсализма, отрицание даже намёка на освобождение, требует большего, чем простой реакционной пропаганды. Оно требует того, что можно назвать событийным ревизионизмом. Это, например, работа Фурэ, направленная на то, чтобы установить, что Французская революция была полностью бесполезная и бесплодная; или множество заявлений, которые сводят май-68 к беготне студентов в поддержку сексуальной свободы. Целью событийного ревизионизма является разрыв связи между универсальностью и сингулярностью. Ничего не имело места, кроме места, предикативных описаний достаточно, и то, что имеет общезначимость - строго объективно, или имеет форму объекта. Т.е., в итоге, содержится в механизмах и силе капитала и его обустройстве в виде государства.
...Если, например, Французская Революция, с 1792 года является радикальным событием, которое приколото имманентной декларацией того, что революция как таковая является политической категорией, то верно, что гражданин сконструирован только диалектикой Добродетели и Террора. Эта импликация вне ожиданий, она универсально передаваема, например в текстах Сен-Жюста. Очевидно, что если революция - это ничто, то добродетель, как субъективная диспозиция, больше не существует, и остается террор, как бессмысленный факт, который требует морального осуждения. Политика исчезает».
< Бадью. Восемь тезисов об универсальном (2008) >

политика, судьба сказанного, статус [ффских] теорий, право учить, цитаты, революция

Previous post Next post
Up