Nov 11, 2015 12:59
Личная собственность предшествовала частной, но возникла, вероятно, позже коллективной. Коллективная же собственность была простым отрицанием "права силы" доминантов - как при захвате благ, так и при удерживании их: наверное, на начальных этапах развития разницы между владением и захватом не делалось, и то и другое пресекалось. Свидетельством этого может служить период упадка орудийной техники в Ашеле. Кроме того, некоторые примитивные общества и в наше время не знали личной собственности.
Появление личной собственности было прогрессивным явлением и поначалу реализовывалось в экстремальной форме, как часто бывает с социальными инновациями. Речь идет об уничтожении собственности после смерти индивида. Возможно, первым объектом, на к-рый распространилась личная собственность, было тело человека. Грубо говоря, соплеменники не могли вас съесть в голодный год, или отнять ваши вещи на общественные нужды, и это улучшало атмосферу в коллективе, человек чувствовал себя защищенным. Распространение же личной собственности за пределы смерти означало невозможность для потенциальных "преступников" извлечь выгоду через скрытное убийство (простое воровство отпадало из-за малого размера группы): даже если бы добро умершего делилось на всех, убийца получал бы кое-что для себя, причем первыми оказывались бы убиты самые общественно полезные (самые сильные-мясистые или самые умелые производители) - случай т.н. "трагедии общин".
На том этапе развития "похороны с имуществом" должны были быть очень эффективной практикой, т.к. сохранялись с тех пор вплоть до периода цивилизации. Традиция ушла в историю, возможно, когда ценность уничтожаемого добра, выросшая, благодаря росту производительных сил, перевесила социальную выгоду. В древнем Шумере, Египте, Китае, у Скифов и других кочевников, когда умирал правитель, в гробницах и курганах запечатывались горы сокровищ, оружия, умерщвленных наложниц и слуг. Одной из самых последних и самых роскошных таких гробниц была гробница Аттилы, умершего в 453м году н.э. Практика продержалась дольше в иерархических, основанных на лидерстве обществах, где роль одного человека (вождя, царя) была выше, так что общество много теряло в случае его смерти.
история,
общество,
культура