Тема дня с Андреем Папениным

Jul 18, 2012 09:45

Сегодня в 30_day_photo тему дня помогает раскрыть фотограф Андрей Папенин (art_fusion), интервью с которым мы публиковали вчера.

Идея «Коммунально-бытового альбома» родилась в тот момент, когда студия как место дислокации съемок опротивела окончательно, а меркантильность владельцев приличных интерьеров, видимо, от нищеты последних, стала окончательно невменяемой.




Куда податься простому русскому оператору регистратора изображений в поисках незаезженной фактуры съемочного антуража? Конечно же, в жилище к прекрасной деве! А поскольку средний возраст снимаемых барышень чересчур велик для того, чтобы жить в родительском гнезде, но слишком мал для обладания собственным пентхаузом, то ютятся наши юные создания (невзирая на XXI век и завоевания научно-технической революции) по большей части в коммуналках и общагах. Так что название серии не пришлось даже выдумывать, оно явилось само.

У меня есть давняя убежденность в том, что снимать можно чем угодно (лишь бы затвор срабатывал), а профессиональный свет - это всё то, что светится. Как говорил теперь уже немного подзабытый, мистер Филиас Фогг: «используй то, что под рукою, и не ищи себе другое!» (с). Данные измышления позволяют уместить все необходимое в достаточно среднем по размеру кофре. Мобильность и малый вес оного позволяют без особого напряжения и лишних эмоциональных затрат разыскивать нужный дом в бескрайних лабиринтах Купчино (спальный район на окраине Петербурга).



Для любопытствующих могу озвучить свой минимальный набор оборудования:
• Камера фул-фрейм (цифра или пленка)
• Штатный объектив 50мм
• Портативная вспышка
• Маленькая стойка и отражающий зонт
• Радио-синхронизатор
• Кусок черной плотной бумаги и скотч

Демонстрируемые в этом «спиче» фотографии были сделаны в один съемочный день. Даже, я бы сказал, в съемочные полчаса, ибо из трех отведенных часов непосредственно занятие регистрацией изображений занимает минут 15… + еще 15 минут установка света. Все остальное время посвящено общению по душам с моделью и совместному распитию кофейных (иногда и не только) напитков. Этот пункт непреложен.



С чудесной барышней Мариной мы договорились о съемке за пару дней до. Накануне, поздно вечером, Марина звонит на мобильный и трагическим голосом сообщает, что съемку, по всей видимости, придется отложить, т.к. совершенно случайно, «так получилось», что вот только что она побрилась налысо и теперь, наверное, не такая красивая, как прежде. Представляете мой восторг от этой новости?

Есть такая жестокая мужская сентенция: если хочешь узнать, действительно ли девушка красива - побрей ее налысо. Марина оказалась изумительно красивой. Конечно, сначала ей было непросто привыкнуть к своему новому образу, но она быстро с этим справилась и между рюмками кофею и беседами, мы сделали несколько фотографий…

Надо сказать, что специально к съемкам я не готовлюсь, не рисую (даже схематично), на страницах блокнота композиционных схем, хотя некоторые мои коллеги пользуются именно таким методом. Картинка рождается непосредственно здесь и сейчас. В моем случае, этому есть несколько веских причин: в 80% вариантов модель я вижу впервые в день съемки и ну никак не могу предполагать, на что она способна - выясняю в процессе; локацию, на которой происходит работа, я часто тоже вижу в первый раз и понятия не имею ни о ее кубатуре, ни о бытовой захламленности. На месте, в силу своей природной лени, всячески стараюсь избежать глобальных передвижений мебели и разных девайсов. Просто не включаю в кадр лишних (именно для этого кадра) деталей интерьера, но уж если что-то попадает - пытаюсь вписать предмет в пространство наиболее гармонично и убедительно.



Одного источника света считаю вполне достаточным для такого рода съемки, ибо выжать из него можно многое:
• вспышка в потолок - заполняющий верхний свет
• простой тубус из черной бумаги на вспышку - свет жесткий, локальный
• черный тубус на вспышку + отражение от потолка или стены - свет локальный, заполняющий
• отражение от зонта - локальный рассеянный свет

Меняем углы, направление, расстояние и высоту - имеем сотни вариантов. К тому же, в обычном помещении стены практически всегда светлые и работают, как дополнительный отражатель или рассеиватель. Конкретно для освещения этих картинок был использован 90-сантиметровый зонт на отражение.

Всю же серию «Коммунально-бытовой альбом» можно рассматривать как иронию по отношению к традиционному «русскому гламуру», как сарказм и своего рода издевку над попсовыми «девАчкАвыми фоточками», которые у нас почему-то считаются верхом мастерства в современной фотографии. Сделать гламурную картинку крайне несложно, имея в наличии симпатичную барышню, хорошего стилиста и пятьсот рублей денег на час аренды студии.

Меня иногда упрекают в том, что я не люблю своих моделей, что намеренно подчеркиваю или даже показываю «отсутствующие» недостатки. Но я не вижу смысла делать сто тридцать седьмой красивый портрет данной конкретной барышни. Их, этих портретов, у нее «залейся» и ей, еще после меня, таких же понаделают. Мне интересно снять гармоничную картинку в условиях далеких от совершенства, порой с моделью абсолютно немодельной внешности. И снять это максимально «перпендикулярно» существующим традиционным представлениям о классической «красивости». Ибо все наши представления об этих канонах ограничиваются привычной глазу западноевропейской культурой.



Как-то мы упускаем из виду, что существуют классические азиатская, африканская и североамериканская традиции? Не говоря уже о «культурных гармониях» австралийских аборигенов и местных жителей полинезийских островов…

Фотограф Андрей Папенин (art_fusion)
Работы Андрея Папенина: http://www.photodom.com/member/papenin

В комментариях к этому посту Вы можете задавать вопросы Андрею Папенину

Интервью с Андреем Папениным
Большая иллюстрированная версия интервью с Андреем Папениным

romashka7, профи, art_fusion, vikont_mart

Previous post Next post
Up