Фото: plumeriya
«Правило третей» - это принцип фотографической композиции, один из нескольких, но не самый главный. Его нужно знать, но можно и нарушать, если чувствуете, что необходимо это сделать - ведь главное, чтобы кадры были сбалансированы и интересны.
Как работает правило третей?
Главный принцип, лежащий в его основе, состоит в том, чтобы визуально поделить кадр двумя прямыми линиями по горизонтали и двумя по вертикали так, чтобы получилось девять равных частей. Эту сетку можно выстраивать мысленно - в своем воображении, а можно вывести на дисплей фотокамеры или экран мобильного телефона.
Полученная сетка выдает четыре важные точки и четыре линии, которые можно учитывать для размещения акцентов.
Весь смысл состоит в том, что, если мы размещаем достопримечательности снимка в точках пересечения или вдоль линий, то считается, что такая фотография становится более сбалансированной и позволяет зрителю более естественно взаимодействовать с образом.
Еще раз хотелось бы напомнить, что нарушение правил всё же может привести к выразительным снимкам!
В качестве обоснования приведем фрагмент из интервью с фотографом Антоном Мартыновым,
опубликованном в нашем сообществе в 2012 году:
30_day_photo:
- Давайте поговорим на «страшную» тему о влиянии законов композиции на итоговое восприятие фотографии. Почему эта тема такая спорная?
Антон Мартынов:
- Она не спорная, она больная. Все эти попытки алгеброизировать творчество и вывести какую-то формулу, это не совсем правильный подход. Это всё из серии «померить алгеброй любовь». Есть область чувств и область восприятия, есть рациональное мышление, и зачастую их не нужно смешивать.
Когда люди видят какой-то интересный кадр, который им нравится, зачастую главный их вопрос, особенно начинающих: «Как сделать так же клёво?» И дальше начинается алгоритмизация. Давайте поймём как он получился, давайте мы померим расстояние от границ кадра, давайте взвесим яркие и тёмные пятна, посчитаем их количество, давайте то, давайте сё… Во многом это похоже на ситуацию, когда какой-то человек выиграл в казино, а потом начинает вспоминать, что же он такое делал когда выиграл. Утром он встал с правой ноги, надел розовые тапочки. И давайте мы тоже будем вставать с правой ноги, надевать розовые тапочки, будем делать всё в точности как он, идти чистить зубы, есть яичницу, и тогда мы тоже выиграем миллион. В результате получается, что нет, не выиграем. И люди разочаровываются, придумывают себе новую систему. А что-то вдруг сработало, и человек, надев утром розовые тапочки, вечером тоже выиграл миллион. И тогда все начинают говорить, что эта теория верна.
Так и здесь. Есть, конечно, какие-то закономерности, их отбрасывать нельзя. Есть ритмы, есть связи, рифмы, есть масса таких моментов, которые действительно работают. Но как это всё работает, когда накладывается одно на другое, нам судить очень сложно, в том числе из-за недостатка информации, недостатка статистических данных и т.д. Поэтому не правильно будет давать чёткие и однозначные советы о том, что обязательно надо пользоваться правилами третей или использовать контрастное освещение и т.п. На мой взгляд, это выглядит шарлатанством. Здесь нет такой прямой связи, как это хотят нам показать. Везде, во всех книжках, во всех статьях говорят, как нужно делать... что надо соблюдать правило золотого сечения, правило третей, оставлять перед едущей машиной больше места, а за ней меньше места, не заваливать горизонт и т.п. Эти городские легенды передаются из уст в уста, а на самом деле они зачастую имеют под собой либо очень слабую базу, либо вообще не имеют никакой базы. Поэтому я это так болезненно воспринимаю.
- А как же Вы это всё объясняете своим слушателям на курсе? Что Вы рассказываете о композиции?
- Я им всё приблизительно так и объясняю. Я им говорю, что есть правила, и что есть примеры, которые это всё опровергают, показываю эти примеры. Я объясняю своим ученикам, что есть какие-то вещи, которые в любом случае будут интересны, на них в любом случае будут смотреть. Например, если мы разглядываем портрет, то, безусловно, мы будем смотреть на глаза, на губы, на какие-то контрастные части, на цветные акценты, обязательно будем смотреть на руки, и на гениталии, если они будут присутствовать в кадре. Это такие вещи, на которые мы будем смотреть обязательно, хотим мы этого или нет, это связано с нашей физиологией, так устроен наш мозг. Я даю своим ученикам знания, а дальше они их используют по своему собственному усмотрению, стараясь как можно реже привязываться к каким-то жёстким правилам. Жёсткие правила - это хорошо, вы можете их прочитать, но они не должны на вас влиять. Нужно делать так, как вам нравится, как вам интуитивно приятно. Если бы кто-то сказал Ван Гогу, что нельзя так краски изводить, или кто-то сказал бы Моне: «Давай ты не будешь кисти вытирать об холст, и займёшься нормальным написанием картин», то было бы печально, потому что у нас не было бы этих двух замечательных художников. Поэтому главный посыл - не стесняйтесь, пробуйте делать так, как вам ближе и как вам нравится.
Итак, мы предлагаем поэкспериментировать. Нужно сделать два кадра (можно не дублировать один сюжет, а сделать разные), в одном из которых правило третей было бы соблюдено, а в другом - преднамеренно нарушено. И оценить разницу.
Фото:
plumeriya Бриф к заданию:
Дата съёмки: 14.10.2023.
Выходной формат: JPEG, от 800 до 1000 по длинной стороне.
Уровень ретуши / обработки: Допускается любой вид обработки (в пределах
Правил).
Срок выполнения заказа (готовые фотографии): 14.10.2023.(не позднее 06-00 по московскому времени 15.10.2023.).
Основная задача: Сделать два кадра (можно не дублировать один сюжет, а сделать разные), в одном из которых правило третей было бы соблюдено, а в другом - преднамеренно нарушено. Оцениваем впечатление.
Удачи!
PS. Друзья мои, если появляются вопросы, давайте их сразу обсуждать в комментариях к этому посту. Тут же предлагаем делиться вашими ощущениями и ассоциациями от предложенной работы. Уверены, что это обсуждение поможет всем нам хорошо подготовиться к выполнению задания по брифу.
30 Day Photo:
ВКонтакте |
Livejournal|
Telegram