2wx

"Случайность в компьютерном изо", курс, который я не прочту

Jun 03, 2015 11:34


В замечательном Кружке Скорого Рисунка (
strg_circle ) прошёл замечательнейший курс Натальи Барановой о случайности в изобразительном искусстве, анонсированный автором следующим образом:

"Курс о том, как можно воздействовать на случайность, управлять ею. Как внести гармонию в работу, используя качества случайного. О том, как достигнуть желаемого состояния в произведении за счет осмысленного выбора техники и материала. Цель курса - осознанное применение эксперимента в работе, свободное обращение с материалом.

Этот курс - для тех, кто устал "просто" рисовать. Для тех, кому есть что сказать, но порой он не знает куда двигаться дальше. Кто хочет передать эмоции, выразить ощущения, но сомневается в возможностях простого карандаша. Для тех, кто хочет попробовать новое, поэкспериментировать."

Вообще, конечно, случай, этот "бог-изобретатель" ( по гениальному выражению Пушкина ) - очень важная компонента в изо. Дело даже не в том, что он порой резко усиливает результат художественного труда. (Увы, ещё чаще он его ослабляет, поскольку пытается доминировать над неизмеримо тончайшей и важнейшей себя материей  - замыслом.)  Но он чрезвычайно украшает сам процесс этого труда, внося в него элемент авантюры и превращая рисование, по крайней мере отчасти, в непредсказуемое приключение. Как прекрасно с удивлением видеть, что у тебя творится под кистью (мелком, резцом) - бывает трудно не поддаться очарованию, не отбросить все сознательные планы и не предаться блаженному пассивному созерцанию самодеятельной стихии, проявляющей по мановению твоей руки свои странные тайные свойства.

В этом отношении электрическое планшетное изо, конечно, жалкий бедный родственник своего богатого старшего брата, традиционного физико-химического рисования. Один замечательный художник (ныне, кстати, ставший заслуженным художником России) однажды внушал мне - что-де мне твой послушно подчиняющийся компьютер, Вова, ты вот поборись с сопротивлением реального материала. Всё ровно наоборот: реальный сопротивляющийся материал хоть отчасти да помогает художнику, а вот тупое послушание бездушной электроники создаёт ему сопротивление равное чуть ли не бесконечности. Планшет буквально оставляет художника наедине с замыслом почти без всякой поддержки случая. Это выдержит не всякий. Экспериментирование с фильтрами, к которому обычно сводится экспериментирование начинающих комприсовальщиков, приводит - совершенно законно - к результатам повторяющимся и убогим, и хороший рисовальщик, позабавившись с фильтрами пару часов для знакомства, обычно навсегда их бросает.

И всё же и в планшетном изо "бога-изобретателя" тоже иногда можно заставить работать. Не буду показывать на реальном примере (это потребовало бы долгих объяснений) просто продемонстрирую одну из возможностей компьютерной случайности на примере своего рисунка из предыдущего поста.  Напомню, это простой векторный рисунок, сделанный на планшете от руки линией постоянной толщины. Чем хороши векторные рисунки - элементы их (в данном случае это просто линии) существуют в отдельности и всегда могут быть обработаны независимо. Вот тот же рисунок, все линии которого преобразованы операцией "Transform Each". Операция "Transform Each", оставляя каждую линию на её месте, увеличивает (растягивает) её вдоль осей рисунка с пропорцией которую можно задать. Здесь каждая линия растянута на 176% по горизонтали и на 154% по вертикали - степень растяжки я подбирал на глазок, варьируя в диалоге величины растяжки. Вмешательство "бога-изобретателя", карикатурно гипертрофировавшего каждый мой штрих, привело к выявлению некоторых возможностей, в первоначальном рисунке отсутствовавших или слабо заметных. Конечно, на 80% компьютерный "бог-изобретатель" только напортил дело, за ним придётся теперь многое просто подтереть, но строгий отбор и дисциплинированная сознательная доработка могли бы теперь дать некоторый новый, по своему любопытный результат.



"Взаимное позирование" гипертрофированное операцией ""Transform Each" с параметрами 176, 154

А вот ещё одно применение операции "Transform Each", последовавшее сразу за предыдущим экспериментом - теперь я потребовал дополнительно развернуть каждую линию вокруг её геометрического центра на 90 градусов против часовой стрелки. Получившийся хаос совсем уже далёк от первоначального сюжета, но любопытен как своеобразный абстракт, притягательный тем, что в нём  "видит око, да зуб неймёт" - т.е. зритель одновременно и ощущает первоначально присутствовавшую в рисунке чисто волевую закономерность, и  уже не в силах её угадать. Такой рисунок мало способен дать душе, но способен иногда чрезвычайно разбудоражить воображение - чем, опять-таки, можно воспользоваться для какого-то нового замысла путём придирчивого отбора, бесстрашной переделки и чисто волевой доработки подаренных "богом-изобретателем" выразительных элементов.



"Взаимное позирование", абстракт

===
.

графика, грамматика изо

Previous post Next post
Up