Зачем ребенку слово «энтомолог»?

Jun 07, 2016 15:21


Обещанный важный пост про один очень принципиальный вопрос - про лексику,ее выбор, словарь активный и пассивный.

И заодно о том,чему меня научил год работы с учебником Е.Протасовой «У костра».

Начну с предыстории. Учебник у меня пылился давно, потому что меня, как и многих других учителей, ставила в тупик его лексическая насыщенность и резкий ( Read more... )

уроки РКИ, развитие речи, русский язык дома, словарный запас, школа "Росинка. Токио"

Leave a comment

Comments 50

asakura_sama June 7 2016, 09:59:18 UTC
Я недавно смотрела на " тичерз ченнел" два урока" науки для 1-2 классников.
Один урок - модель и функция листа, второй- круговорот воды в природе.
Так забавно: один учитель ( молоденькая нежная барышня) тщательно оберегает " детей" от трудных слов, и умудряется пройти всю тему, не использовав ни одного " трудного " слова. Даже книжку " пересказала не всю". У нее там " дырочки", " что- то вроде сахара", который очень полезен, хотя вам ,дети, вреден, красненькое и зелененькое. И прекрасное: я нарисовала вам на доске МИКРОСКОП. Давайте представим себе, что мы в него посмотрели.
У второго учителя( кстати, японка!, дама суровая) на доске слова " конденсация, испарение и осаждение( осадки).
Ничего, все выжили, слова " нарисовали".

Reply


asenka June 7 2016, 12:31:54 UTC
Не упрощаю никогда. Если встречается непонятное слово, объясняю через понятное. Сын очень любит энциклопедии и научпоп, помогаю ему готовить проекты для школы (информацию ищем, в основном, на русском и английском, а потом папа ему помогает осилить уже известный материал по-каталански). Запас "научных" слов пополняется довольно активно, а вот "литературный" язык - не очень, потому что воспринимается только на слух при чтении, а потом не используется, не прорабатывается в упражнениях, играх и тп.

Reply

asenka June 7 2016, 12:43:03 UTC
И это отдельная задача для меня: расширять запас "трудных", но "ненаучных" слов. Например, из вчерашнего в книге: съежиться, улетучился, пробормотал, смирно (об этом сын спросил отдельно, почему-то показалось важным, видимо), густая мгла, мгла рассеялась и тп. Общему пониманию сюжета незнание или неточное понимает этих слов не мешает, но ведь, если не поработать дополнительно, то они ведь могут и не зацепиться в памяти.

Есть тут один момент, который вызывает приступ паники: как выбрать слова, с которыми поработать? Мне нравится ваша, Даша, идея "слов дня", но вот как решить, какое слово будет этим словом дня? Хм. Сама себе и отвечу: его задаст контекст, например, читаемая сейчас книга.

Reply

zlovrednaia June 7 2016, 17:48:05 UTC
я читала, что самое эффективное запоминание слов - вот такое вот как раз из контекста. Т.е не когда мы ребенку объясняем, что такое мгла, а когда он сам догадывается и контекста, что имеется в виду. И так как раз слова запоминаются гораздо более эффективно.
Я могу быть не права, я не настаиваю. Но у моей многочитающей девочки вопросов относительно мглы и пр вообще не возникает, она вполне точно объясняет мне, что это такое, если я спрошу. Хотя я сама ей это слово не объясняла, она его могла взять только из контекста.
Проблема теперь только в том, как бы количество русский книг не уходило по сравнению с языком среды. Ей-то все равно на каком языке читать )

Reply


(The comment has been removed)

2lingual June 9 2016, 05:55:08 UTC
Это замкнутый круг, из которого выходить тяжело. Только через зону комфорта, разве что...

Reply


creative_nick June 7 2016, 14:11:58 UTC
как тут интересно :)
думала сдаться с русским,а в итоге сижу с большой корзиной новых книг и планами на лето

Reply

2lingual June 9 2016, 05:46:36 UTC
Не сдавайтесь, рано!))
В корзине есть какие-нибудь интересные книги? Только художка?

Reply


kinoprogulka June 7 2016, 15:51:37 UTC
Как только хочу отчаяться, появляется пост от Вас, который снова вдохновляет, снова успокаивает. Когда в ноябре прошлого года начала занятия дома, думала возьму за основу "У костра" Протасовой. Так от темы к теме и пойдем. Текст есть, лексика есть, упражнения есть. В конце года всем распечатаю сертификат с диска, и отлично. Конечно, так не получилось. Зато из одного разворота про камни и минералогов получилось 5 уроков, где были сказы Бажова, и география Урала, и полезные ископаемые. Созвездиями мы только закончили заниматься, придумывали свои. В планетарий съездили. Я поняла, что "У костра" для меня тоже скорее отправная точка, ориентир для проектных тем. А еще, как и "В цирк!" я очень ценю упражнения из рабочей тетради на развитие речи.

А что касается лексики, то я Вашего мнения. Если не развивать пассивный словарный запас, то чтение книг по возрасту, даже вслух родителем, становится невозможным.

Reply

zlovrednaia June 7 2016, 17:42:31 UTC
раз вы занимались созвездиями, позволю себе порекомендовать одно приложение для развлечения на эту тему SkyView для айфонов и айпадов (не знаю, есть ли для других платформ). Устанавливаете и при наведении телефона или планшета на небо, программа показывает какие созвездия она находит вот тут и сейчас в вашей местности. Для млечного пути точно хорошо работает. Дальше мы не игрались. МКС показывает и хаббл )

Reply

kinoprogulka June 7 2016, 21:01:28 UTC
Большое спасибо! Мы как раз подобный эпп, но специально сделанный для детей Star Walk испробовали в лагере в мае. Хорошая штука. Детей и взрослых завораживает. Обязательно попробую Star View..

Reply


Leave a comment

Up