Каша во рту: проглатываем и говорим

Jan 22, 2015 11:04

Каждый раз, когда у меня в очереди миллион дел, мне хочется закрыть ту-ду лист и затеять что-то миллион первое.

Это дело затеялось в двух моих группах, в которых учатся дети 8-11 лет условно с «русским как вторым родным». Последние несколько месяцев у нас проблемы с дикцией, произношением. Дети глотают окончания слов, перестали четко произносить даже те звуки, с которыми не было проблем, с  трудом выговаривают что-то длиннее трех слогов. Во рту - та самая классическая «каша» или, как говорила моя учительница по хоровому пению, «песок».  С интонацией тоже проблемы, особенно при чтении. Я подозреваю здесь какой-то возрастной кризис. А может просто японский язык берет свое.

Обиднее всего то, что ухудшение дикции у нас происходит на фоне хорошего прогресса с фонематическим слухом. Даже дети без русского языка за пределами класса начали прекрасно слышать разницу между звуками и пишут мне отличные диктанты. Вчера 10 ошибок в диктанте ужасно расстроили мальчика, который 3 месяца назад делал больше 30 ошибок.

В связи с этим я собираюсь в следующем месяце провести интенсив-курс по улучшению дикции. Продлить его, в случае необходимости, еще на месяц или вернуться к нему через месяц.

Как мы будем работать:
1. Разминка: гласные и согласные (согласные - по взрослой программе для дикторов)
2. Скороговорки - по 1 в неделю
3. Выразительное чтение текстов. Сначала 3 минуты работаем с текстом, потом дети вытягивают по одной бумажке с заданием прочитать текст каким-то особенным образом.
4. Несколько игр на произношение сложных слов.
5. Упражнение на дыхание, постановку ровного гласного звука.

На уроке это все займет у нас около 30 минут. Плюс домашнее задание.

Я предлагаю всем желающим присоединиться к нам, для чистоты эксперимента и выработки действительно эффективной программы, которую не надо будет подчищать каждый год.

Условия:
1.  Дети с 7-8 лет. Потому что с малышами надо работать по-другому.
2.    Регулярные ответы с комментариями. Раз в неделю я буду присылать план работы плюс материалы для распечатывания. Через неделю я надеюсь получить ваши ответы: что получилось, что нет, что понравилось ребенку, а что нет. Возможно, у вас тоже появятся какие-нибудь идеи. Без фидбека материалов не будет, прошу меня понять правильно.
3.     Ну и, конечно, если у ребенка чистое произношение, хорошая дикция, то лучше заняться чем-то более продуктивным. Разумеется, все эти задания никому не помешают, но мне бы хотелось оценить прогресс. У ребенка с чистой дикцией этот прогресс заметить будет сложнее. Мне так кажется.

Курс бесплатный, перепосты и прочее - по собственному желанию.
Желающие могут отписаться в комментариях. Начнем в феврале, поэтому время - до конца следующей недели. Потом присоединиться уже не получится. Зовите знакомых - возможно, кому-то этот небольшой курс пригодится и поможет. Буду рада продуктивной совместной работе! О результатах обязательно расскажу.

UPD: Запись окончена, спасибо всем участникам! Удачной нам работы.


трудности и проблемы, развитие речи, русский язык дома, виртуальный проект, произношение

Previous post Next post
Up