У меня есть новая ученица, которая год не может выучить алфавит. С ней занимались мама и учительница, девочка исписала 3 тетради прописей, потом на семейном совете решили, что у ребенка к языкам способностей нет, и занятия бросили. Через 4 месяца девочку опять привели заниматься, и вот что оказалось. Ребенок пишет на автомате, думает при этом о том, как бы успеть к вечернему мультику, и он может написать хоть тонны прописей, толку от этого не будет.
К тому же, и кроме прописей нам есть, чем заняться.
Если есть проблема «ребенок совсем ничего не слушает на уроке», если над одной темой бьетесь неделями с минимальным результатом, то, возможно, ребенок получается информацию через «чужой канал». В детстве я не воспринимала на слух практически ничего, и сколько бы ни вещал у доски учитель истории, его знания и опыт пролетали мимо меня. А потом он наконец вешал карту, рисовал схемы, и я с удовольствием зарисовывала все это в тетрадь разноцветными ручками. Если мы учим язык, то необходимость подобрать правильный канал восприятия становится еще очевиднее.
Считается, что примерно 20% детей - кинестетики, 20% аудиалы, 30% визуалы и 30-ти процентам необходимы все 3 способа подачи информации. Хотя не всегда дети настолько выраженные кинестетики-аудиалы (как н-р моя ученица), к тому же с возрастом недостающие навыки нарабатываются.
Аудиалы
Вот для кого стоит читать лекции. Эти дети любят разговаривать и слушать что-нибудь интересное, просят почитать на ночь даже тогда, когда другим детям это уже надоедает. Даже в раннем возрасте у них есть любимые группы и исполнители.
Для того, чтобы что-то запомнить, им надо не просто увидеть, но и проговорить это вслух. Во время чтения «про себя» шепчут и тихонько бубнят.
Как учиться. Объяснять слух, проговаривать вместе слова и буквы. Петь. Две мои ученицы начали здорово запоминать стихи, после того, как положили «Ласточки пропали» Фета на какую-то ужасную попсовую мелодию. С тех пор все стихи и словарные слова они поют. Начитывать аудиокниги и их же потом слушать. Объяснять трудную тему другим детям, выступая в роли учителя.
Визуалы
Дети, которые не будут читать книжки без картинок и работать по черно-белым учебникам. Иногда для того, чтобы был резкий прогресс в изучении языка достаточно сменить учебник-) Дети, которым надо рисовать монстриков на полях и писать разноцветными ручками. Я искренне не понимаю учителей, которые запрещают рисовать в тетради и разрешают пользоваться только простыми карандашами (привет общеобразовательным школам).
Как учиться. Картинки, карточки, фотографии. Тонны картинок, карточек, фотографий. По каждой теме. Что бы ни отрабатывали на уроке. Каждый тезис учителя должен сопровождаться картинкой. Рисовать: собственную азбуку, сюжеты прочитанных книг, комиксы, таблицы правил, красочный план будущего сочинения. Если читаете книгу, то подчеркивайте незнакомые слова и на полях рисуйте, что они означают. В книге рисовать неприлично, да, но очень эффективно.
отсюдаКинестетики
Неусидчивые, потому что не понимают: зачем сидеть, если есть столько интересных дел. Они не ждут объяснений учителя и сразу начинают разбираться в задании. Ломают и разбирают на детали ручки и игрушки. Залезают с ногами на стул, вертятся, роняют тетрадь, лезут за ней под стол и падают со стула. Могут легко отключиться от темы урока, выполнять задание на автомате, ничегошеньки не запоминая.
Как учиться. Если такие дети учатся отвечать на вопрос, сколько сейчас времени, им надо смастерить часы и покрутить стрелочки, а считать лучше всего учатся во время игры в магазин. Они обеими руками за любую игру, и готовы учиться много и с удовольствием, если в задании будет хотя бы малейший намек на движение. Это для таких детей составляют сборники «Игры на уроках русского языка» и т.д. Это для них задания вроде «Учитель называет существительные, ученики по кругу бросают мяч. Тут, у которого оказывается мяч, называет слово во множественном числе». Коммуникативные игры, пальчиковые игры, театральные постановки и разминки. Им также нравится рисовать, лепить, вырезать и т.д.
Но даже если ребенок не кинестетик, смена деятельность и канала восприятия его как минимум развлечет и поможет лучше запомнить материал. Поэтому если у вас есть старая проблема с обучением, если какой-то навык никак не дается, попробуйте изменить способ подачи информации. Скорее всего, это сработает. А в детей «без способностей» я не верю.
Отсюда