У нас вышло
первое литературное чтение 3-го класса, и так как это единственный шанс в году поговорить о волшебной русской сказке, то я решила, что мы можем проделать большую, многоплановую, сложную работу. А совсем скоро выходит вторая часть, где мы продолжим работу с фольклором уже на примере бытовых сказок.
И вот каждый год мы работаем минимум с одной волшебной сказкой. А до литературных чтений еще был курс в соавторстве с Ольгой Гром -
«До и после сказки». И очень часто после выхода такого пособия появляются одинаковые вопросы: зачем детям читать устаревшие сказки? И здесь дело не в лексике, как, например, в сказках Пушкина. Здесь речь, скорее, идет о смыслах и о сюжете: зачем нашим детям читать сказки, которые уже неактуальны, не отвечают современным принципам и ценностям правового толерантного общества?
Сказка как сложное архитектурное сооружение
Также часто пишут, что эти сказки глупые, нелогичные, и что современному ребенку они неинтересны. Этот момент меня интересует больше всего, ведь взрослые сейчас люди на протяжении многих лет, всего курса литературы в общеобразовательной школе вплоть до самых старших классов изучали русские народные сказки. И несмотря на такой опыт, они говорят о нелогичности и глупости сюжетов. Что-то не то случилось с курсом литературы.
Я бы хотела дать свой вариант ответа на вопрос о том, зачем читать сказки, которые кажутся современному ребенку глупыми, нелогичными и устаревшими.
В наших пособиях мы разбираем самые разные аспекты. “До и после сказки” чуть попроще, чем литературное чтение 3-го класса. Но даже в нем мы рассматриваем, какие представления наших предков о мире и возможностях человека находили свое отражение в сказках. Мы узнаем, во что верили наши предки, как они представляли себе окружающий мир и процесс достижения невозможных целей.
Мы смотрим, как идет наслоение самых разных эпох внутри одной сказки, потому что сказка - это устное творчество. А как любое устное творчество, она изменялась со временем. И даже всего за 300 лет сюжет пересказываемой вслух сказки мог очень сильно измениться. Менялись предметы, которыми пользовались герои, архитектурные сооружения, одежда, оружие и какие-то значимые волшебные предметы. И иногда в сказке мы видим одновременно и напоминание о каком-нибудь языческом обряде или артефакте, и упоминание здания церкви. Очень интересно наблюдать за тем, как идет наслоение эпох внутри одного сюжета!
Мы узнаем, как языческие традиции и ритуалы наших предков находили свое отражение в сказках. Со временем, когда язычество было запрещено, упоминание этих ритуалов тоже попало под запрет, но память о них оставалась и точно так же передавалась из уст в уста в рамках устного творчества. Мы можем копать вглубь веков неограниченно долго. Это бесконечный процесс, и необязательно проходить его весь. Но когда у ребенка есть насмотренность на хотя бы десятке примеров, когда он разобрал эти сказки хотя бы частично на доступном для него уровне (полностью изучить сказки, их символику и историю невозможно, даже прочитав “Исторические корни русской сказки” Проппа и других исследователей фольклора), ему уже будет интереснее читать следующие сказки. И отношение к ним со временем будет сильно меняться, потому что простое чтение сказки, считывание поверхностного смысла становится уже неинтересным.
Это не современная книжка про девочку «наполовину фею - наполовину вампиршу», которая пригласила на день рождения подружек, но случилась какая-то неприятность, и она полетела кого-то выручать. Это не современная простая история, которую можно прочитать здесь и сейчас и перейти к следующей. Это довольно сложное произведение, в котором очень интересно искать скрытые смыслы, доказательства каких-то своих предположений, исторические корни. И я написала в методических рекомендациях к первому литературному чтению 3-го класса, что в процессе такого обучения мы начинаем воспринимать сказку совсем иначе, и предложила следующую метафору: «сказка становится очень сложным архитектурным сооружением со множеством тайных комнат, пристроенных в разное время и разные эпохи башенок, с подвалами, чердаками, черными выходами и парадными входами, с переходами из одного крыла здания в другое».
Сюжет кажется ребенку глупым, если он не совсем понимает, что он читает, а считывает только поверхностный слой и не видит, что скрыто за ним. А ведь там и находится самое интересное, но доступа к нему у ребенка просто нет. Когда у нас есть этот доступ, чтение превращается в целое путешествие в прошлое, приключение по поиску артефактов.
Три правила исследователя сказок
Внутри самого пособия я предложила еще перед началом чтения сказки три правила юного исследователя волшебной сказки. И мы договорились читать сказку, запомнив эти правила.
Первое правило: если тебе что-то непонятно, если в истории происходит что-то странное, глупое и нелогичное, это означает, что ты столкнулся с одним из самых древних слоев сказки. А так как это один из самых древних слоев, то смысл происходящего непонятен или утерян, возможно, навсегда, или же надежно спрятан (и тогда мы можем попробовать его найти). Но даже если мы понимаем, что смысл утерян, одного этого понимания нам достаточно, чтобы была еще одна интрига, чтобы заинтересоваться этим моментом - почему происходит именно так?
Второе правило: внимание к деталям. Одна из особенностей устного народного творчества - это то, что все незначительные детали уже давно забыли бы многочисленные рассказчики сказки. И если какую-то деталь рассказчики пронесли сквозь века, то значит она имеет смысл и сохранилась не просто так. И неспроста до наших дней дошли некоторые имена, артефакты, символы, символические цвета.
Третье правило: не всё то, чем кажется. Иногда даже понятные повороты сюжета оказываются ловушкой: нам кажется, что происходит что-то очень простое, а на самом деле речь идет совсем о другом. В качестве примера я приводила как раз обряд посвящения, память о котором сохранилась во многих сказках, но видоизменилась в сюжете после запрета язычества.
Продолжение и несколько очень весомых причин читать сказки - в следующем посте!
Наши пособия по народным сказкам:
«До и после сказки» «Гуси-лебеди» «Царевна-лягушка» «Иван-царевич и серый волк», «Сказка о царе Берендее» Пособия по авторским сказкам, в основе которых лежат бродячие народные сюжеты:
«Сказка о рыбаке и рыбке» «Аленький цветочек» «Двенадцать месяцев» В ноябре выйдет еще одна часть литературного чтения, в которой работаем с бытовыми народными сказками. Вы можете подписаться на
рассылку, чтобы не пропустить новости о выходе пособий.