Зачем читать "устаревшие" сказки: часть 2

Nov 23, 2022 11:24


У нас выходит вторая часть нашего литературного чтения. И если в первой части мы говорили о волшебных сказках, то здесь речь пойдет о бытовых. Прочитать первую часть нашего долгого разговора о том, зачем читать «устаревшие сказки», вы можете здесь.

Про аморальные сказки и современные ценности

Самая частая претензия к таким сюжетам: герои бытовых народных сказок - не только русских, но и, например, европейских - ведут себя не в соответствии с ценностями современного общества. Очень важно понимать и при необходимости объяснять ребёнку, что бытовые сказки в наши дни не реализуют воспитательную функцию, не учат житейской мудрости - они просто приоткрывают дверь в мир наших предков, в их систему ценностей. И благодаря им мы можем увидеть, что ценили наши предки, каких людей они уважали, а каких считали недостойными уважения. И в этом смысле бытовая сказка предоставляет огромный материал для исследования и изучения.

Бытовая сказка показывает, чем жили наши предки, что их волновало. Читая множество сказок самых разных народов, мы видим, например, что в большинстве из них красной нитью проходит тема еды. Даже одного этого достаточно, чтобы понять, что тема еды, а, соответственно, и тема голода, раньше стояли очень остро. Наши предки прикладывали огромные и порой совместные усилия, чтобы избежать голода или выжить в голодное время, которое время от времени все-таки наступало.



И если читать сказку “Каша из топора” с этим пониманием, то мы перестаём осуждать главного героя, обманувшего старуху, перестаём осуждать старуху, не желавшую делиться с ним едой, несмотря на то, что у неё был запас. Мы понимаем, что солдат, возможно, давно не ел, хочет во что бы то ни стало достать еду и выбирает при этом не самый аморальный способ (в конце-концов, он не идёт на преступление, а с помощью своей смекалки готовит еду на всех - и на себя, и на старуху).



C другой стороны, мы понимаем старуху. Это одинокая старая женщина, она вряд ли сможет без сложностей достать себе пропитание, если закончится еда. У неё есть большой жизненный опыт, и она прекрасно понимает, что даже если сейчас запас имеется, то его нужно беречь. И, скорее всего, находясь в одиночестве, она не объедается своими запасами, а расходует их очень экономно. Логично, что старуха не хочет делиться с каким-то проходившим мимо солдатом, который даже не является членом её общины.

Таким образом, мы можем понять обоих героев и перестаём их осуждать. Это очень важно, так как функция осуждения есть даже у взрослых людей - у родителей, которые отказываются сами читать и не разрешают учителям читать такие сказки своим детям, считая их аморальными. По моему мнению, нам важно забыть о том, что волшебные и бытовые сказки должны чему-то учить - у них сейчас нет прямой воспитательной функции. Но, несмотря на это, мир этих сказок по-прежнему огромен и интересен. И очень жалко сводить его к одной-единственной функции воспитания. Да и вообще даже самые замечательные и поучительные книги не очень-то воспитывают детей. Их воспитывают окружение и среда, а воспитательная ценность книжек сильно преувеличена - так же, как преувеличена возможность дурного влияния сказок на детей.

Зачем читать сказки? Чтобы выйти из этого коридора “правильно - неправильно”. Чтобы увидеть большой мир наших предков, который не похож на современный. Чтобы увидеть, на каком фундаменте построено современное общество. Из комментария: «Сказки слишком далеки от современной реальности. Ребенок это всё не понимает, они его раздражают». Вот еще одна готовая причина читать сказки: чтобы ребёнок понимал и то, что далеко от его реальности.

Давайте вернёмся к “Каше из топора”. Помимо того, что мы начинаем понимать героев, мы видим ещё один важный момент: солдат требует от старухи, чтобы она поделилась. И в его устах это звучит именно как требование - особенно в некоторых версиях. Тут мы сталкиваемся с ещё одним негласным правилом наших предков: голод надо переживать совместными усилиями, и именно так им удавалось преодолевать трудные времена. Они делились с соседями, с родственниками - чтобы люди, которым критически недоставало еды, могли выжить. Это тот фундамент, на котором построено и наше современное общество: нуждающиеся в чём-то люди получают поддержку от государства. Об этом тоже можно поговорить с детьми.



Как сказки помогают читать современную литературу?

Теперь перейдем к важности чтения сказок с точки зрения дальнейшего понимания литературы и искусства детьми. Чтение фольклора закладывает этот фундамент, и в дальнейшем ребёнок будет понимать цитаты, аллюзии, у него будет необходимый культурный фон для понимания современной интересной сложной литературы.

Чтобы читать огромное количество современной литературы, нам критически необходимо знание скандинавской, греческой и, конечно, русской мифологии. Здесь надо понимать, что такой багаж необходим всем - и взрослым тоже. И если у взрослого нет этого багажа, то круг литературы, который он может читать и понимать, от которого может получать удовольствие, резко сужается. И если мы говорим, что нам не нравится Умберто Эко, есть вероятность того, что нам не хватает необходимого багажа для чтения его книг. И если бы у нас этот багаж был, то диапазон вариантов бы расширился: мы могли бы получать огромное удовольствие от чтения Умберто Эко или бы действительно поняли, что его произведения нам не нравятся, это “не наше” - не потому, что не понимаем, а потому, что не нравится. В любом случае, фольклорный багаж расширяет диапазон литературы, которую мы можем читать и от которой получаем удовольствие.

Чтобы читать Нила Геймана, Терри Пратчетта и кучу современной популярной литературы, нам нужен мифологический фундамент. Приведу несколько примеров. Мы начинаем читать книжку, по сюжету которой в обычной многоэтажке живет одноглазый отец семейства, за ним ходит ручная ворона, он воспитывает сыновей. При наличии соответствующего багажа по нескольким деталям мы понимаем, что перед нами разворачивается скандинавский миф, нам становится интересно, мы ждем появления новых персонажей. Если мы не понимаем, о чём речь, зачем тут одноглазый мужчина и причём тут ворон, то видим в этом абсурд и считаем современную литературу бессмысленной. То же самое, если мы читаем произведение, в котором описывается харизматичный плут и мошенник по имени Ловкий, то можем понять по намёку на его прозвище, внешность и поведение, что речь идёт об очередной реинкарнации Локи.

Огромное множество современных произведений построено на основе скандинавских и греческих мифов, но есть и много таких, где мифы просто упоминаются - на них даны отсылки, аллюзии, цитаты. Для человека без фоновых знаний в сюжете будет происходить что-то непонятное, нелогичное, и читать это будет совершенно неинтересно.

Когда моя дочь читала “Гимназия №13” (Пастернак, Жвалевский), оно ей далось легко, в том числе и потому, что у неё есть хороший фольклорный багаж. При этом я читаю рецензии на это же произведение и во многих вижу рефрен: ребёнку было непонятно. И вторая группа комментариев о том, что взрослому понравилось, а ребёнку было неинтересно. У родителей при этим есть багаж, встроенный в их культурный код.

Но не всегда он есть и у взрослого. Еще из рецензий на современную литературу: героиня иронично советует герою взять какую-то вещь, говоря: “Только уздечку не тронь!”. В рецензии от взрослого человека я читаю, что в тексте много нелогичного, что современная литература вообще не заботится о том, чтобы был связанный смысл в текстах. Автор рецензии приводит в пример эту цитату со словами: “Причём тут уздечка? Какая уздечка имеется в виду? Уздечка не встречается в тексте ни до, ни после этого предложения, она просто появилась и исчезла”.

Это наглядный пример того, как одна крошечная цитата выбивает из равновесия человека, который не понимает, на что эта аллюзия, к чему она. Несколько таких аллюзий, и ценность всего произведения автоматически падает. И это очень распространенное  представление: современное искусство непонятно, современная литература бессмысленна, а современное художественное кино с претензией на оригинальность тоже не несёт никакого смысла. Но в современном искусстве, литературе и кино необходимо иметь багаж фоновых знаний, фундамент ранее прочитанной литературы, необходимо понимать хотя бы часть аллюзий, видеть те места, где они есть, и по возможности гуглить что-то непонятное, чтобы понять, о чём идёт речь и на что намекает автор.



Ребёнок прочитает позже?

Я часто говорю о том, что желательно изучать фольклор с детства, что не делать это сознательно можно только в том случае, когда вы уверены, что ребёнок в своей взрослой жизни не будет читать современную взрослую литературу на русском языке. И мне на это приводят такой контраргумент, что если ребёнку будет надо, то он всё выучит во взрослом возрасте. Получается, мы рассчитываем на то, что ребенку само собой придёт понимание важности фольклорного бэкграунда. Лотерея: поймёт ли повзрослевший ребёнок, будет ли он этим заниматься, вкладывать в это время. При том, что сейчас же у нас ребёнок рядом, у нас есть какое-то время на совместные с ним занятия. Мне кажется, есть смысл воспользоваться возможностью, чтобы этот бэкграунд всё-таки заложить, чтобы добавить эти кусочки культурного кода.

А как это делать? Иногда родители говорят, что их дети не любят сказки, поэтому они их не читают. Тут можно изучать фольклор не в формате приятного чтения перед сном. Изучать в учебных целях, если чтение для удовольствия не получается, - как, к примеру, мы не воспринимаем чтением для удовольствия учебник по физике. Для души мы оставляем другие тексты, а фольклор изучаем и исследуем.

Подводя итог, хочу пожелать вам всё-таки читать русский, европейский фольклор, древнегреческие мифы, скандинавскую мифологию. Чем больше мы изучаем, чем больше начинаем ориентироваться в этих темах, тем интереснее нам становится, тем больше диапазон того, что мы можем понять в дальнейшем. Можно сравнить это со снежным комом - мы начинаем понимать всё больше и больше, тема нас интересует всё сильнее и сильнее. И если сейчас ребёнку фольклор неинтересен, я желаю вам находить такие материалы и форматы, таких учителей, которые помогут сделать знакомство с ним максимально комфортным и продуктивным.

Наши пособия по народным сказкам:

«До и после сказки»

«Гуси-лебеди»

«Царевна-лягушка»

«Иван-царевич и серый волк», «Сказка о царе Берендее»

«Бытовые народные сказки»

Пособия по авторским сказкам, в основе которых лежат бродячие народные сюжеты:

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Аленький цветочек»

«Двенадцать месяцев»

Previous post Next post
Up