Знакомьтесь, это пани Лидия. Так её называют здесь, в Кракове. Ей 75 лет. История её жизни мало кого может оставить равнодушным. Люди из разных стран приезжают в Польшу, чтобы послушать историю или, точнее, лишь некоторые фрагменты из истории жизни пани Лидии. Ведь на весь рассказ от начала и до конца уйдёт много часов.
Пани Лидия в Еврейском музее "Галиция", Краков, Польша, 2015 г. Фото:
Кристина Воронцова Я познакомился с этой невероятной женщиной в феврале 2015 года, когда проходил стажировку в Еврейском музее "Галиция" в Кракове. Одна из сотрудниц музея рассказала мне буквально в двух словах о судьбе пани Лидии, после чего я прослушал историю от первого лица. Затем мне предстояло выслушать её биографию много раз снова и снова, но каждый раз я узнавал что-то новое. Мне повезло заглянуть в личный архив пани Лидии, познакомиться с бесценными документами и фотографиями. В разных местах я собирал материалы и вот, наконец, решил постепенно их публиковать.
На страницах этого блога я неспеша проведу читателя через лабиринты судьбы пани Лидии, каждый раз описывая небольшой фрагмент её биографии. Иногда я буду разбавлять повествование зарисовками об эпизодах общей истории XX века. Такие экскурсы в историю помогут, с одной стороны, лучше понять основной рассказ, а с другой, надеюсь, восполнят пробелы в знаниях читателей.
Но вернёмся к истории пани Лидии. А начнём мы с конца.
==========
Она заходит в музей, здоровается с сотрудниками и проходит к стойке кафетерия. Как обычно, заказывает себе черный чай с двумя ложками фруктового сиропа. Перекидывается парой слов с барменом. Проходит через экспозицию музея. В конце выставочного зала расположена дверь, за которой находится образовательный отдел музея. Здесь её уже ждут ученики старших классов одной из школ Великобритании. Или студенты из Германии. Или пенсионеры из Соединённых Штатов. Все они приезжают послушать историю маленькой девочки, на долгие месяцы оказавшейся заточённой в одном из самых страшных мест в истории человечества.
Еврейский музей "Галиция", Краков, Польша, 2015 г. Фото:
Кристина Воронцова - История, которую я вам сегодня расскажу, может показаться плодом больного воображения и вызвать сомнения в её реальности. Вероятно, вы уже посетили музей Аушвиц-Биркенау в Освенциме и осмотрели многочисленные экспонаты, оставшиеся от погибших здесь мужчин, женщин и детей. Наверняка, вы увидели чистые бараки, рассортированные чемоданы, очки, ботинки и одежду жертв. Всё это лишь малая часть того, что сохранилось. Но даже находясь сегодня на территории бывшего концлагеря, никто не в состоянии увидеть главного. Ведь главное - это человеческие жизни, которые улетучились с дымом лагерных крематориев.
В зале полная тишина. Эти слова она повторяла уже много раз на подобных встречах. Три абзаца текста на польском языке написаны аккуратным печатным почерком.
- Сейчас трудно представить себе жизнь в то время в месте, где человек был только номером, лишенный всего, что мы называем человеческим достоинством. Невозможно вообразить царящую там атмосферу. Невыносимый голод, холод, страх и повсеместное чувство, что никому и никогда не удастся покинуть это страшное место. Место, где каждый день, каждый час и даже каждая минута были сопряжены с риском смерти.
Прежде чем перейти к самой истории, она всегда читает этот текст. Чтобы не забыть чего-то важного - так она сама говорит. Если группа заграничная, то переводчик из числа сотрудников или волонтёров музея переводит её слова предложение за предложением.
- Моё восприятие того мира было еще более трагичным, потому что я была ребенком. Смотря на всё происходящее вокруг, я, маленькая девочка, не могла найти ответы на самые главные вопросы. Где я нахожусь? Почему я здесь? Пятнадцать долгих месяцев моим целым миром был грязный лагерный барак, а в нём нары и постоянный страх перед собаками, крысами и взрослыми людьми в военных униформах или белых халатах. Но ничего не могло быть хуже для ребенка, чем тоска по матери.
Её голос чёткий и размеренный.
Остальные части истории - по тэгу
пани Лидия.
Подписывайтесь, добавляйте в закладки - история будет продолжаться.