Здравствуйте!
Сегодня - время иностранных языков!
В рамках этой недели было бы логично предложить вам пройтись по чеклисту, чтобы определить, в порядке ли ваш иностранный язык. Но чем больше я об этом думаю, тем сложнее составить такой универсальный чеклист. И причина одна: у каждого будут свои критерии "успешности" взаимоотношений с языком, и то, что будет необходимым для одного, не будет иметь никакого смысла для другого. Все зависит от того, как вы используете (или планируете использовать) иностранный язык.
Я предлагаю вам продолжить начатый мной чеклист и создать вариант, который бы отражал вашу ситуацию и ваши цели.
1. иностранный язык - неотъемлемая часть моей жизни.
2. мне нравится узнавать новое и улучшать свой уровень владения иностранным языком.
3. я точно знаю, для чего мне нужен иностранный язык и каких своих целей я смогу достичь с его помощью.
4. я регулярно (ежедневно?) использую иностранный язык.
5. я уверен(а), что могу грамотно и эффективно организовать процесс собственного обучения.
6. ...
Несколько слов об этих пунктах и о том, почему они актуальны для всех.
Во-первых, ваше отношение к овладению иностранным языком должно быть активным. В качестве примера могу привести множество людей, которые живут заграницей (что многим кажется панацеей от всех бед, - ну как же! учить язык методом погружения в языковую среду!), но так и не освоили язык. Причина? Они неактивны. Что значит быть активным? Использовать любую возможность узнать новое, превращать обычные ситуации в обучающие, настроить свое восприятие на "волну овладения иностранным языком".
Во-вторых, вам должно нравится то, что вы делаете. Если вам не нравится, значит, вы делаете что-то не так :) Всегда есть возможность выстроить свои отношения с иностранным языком так, чтобы вам это доставляло удовольствие. Иными словами =>
В-третьих, вы всегда должны четко понимать, зачем вам язык: как вы будете его использовать? в каких ситуациях? в каком объеме? как часто? что владение языком позволит вам сделать? каких целей вы сможете достичь, если будете владеть языком? как иностранный язык сможет расширить ваши возможности в других сферах? какие ваши ценности вы поддерживаете, когда хотите овладеть языком?
В-четвертых, и это особенно важно, если вы в начале пути, вы должны обеспечить себе "ежедневное касание": у вас всегда должен быть повод использовать иностранный язык. Поначалу это может быть сложно и может даже показаться невыполнимым. Именно приняв решение овладеть иностранным языком, мы начинаем создавать себе поводы, "ежедневные касания". Это не значит, что ежедневно вы должны уделить иностранному языку два часа. Но вы должны обеспечить место для иностранного языка в вашей жизни. Сначала вы "искусственно" создаете себе ситуации использования иностранного языка, - вы открываете учебник, слушаете подкасты, ищите собеседников или записываетесь на курсы. Чем выше ваш уровень, тем меньше "искусственности" в ваших поводах для встреч с языком: вы читаете интересующие источники, - статьи, блоги, книги, вы говорите по телефону с иностранными коллегами, вы свободно общаетесь, выезжая заграницу и т.д. Иными словами с вами начинает случаться то, ради чего вы, собственно, ввязались в драку (с).
В-пятых, в любом начинании имеет смысл:
1) определить точку отправления, т.е. опредлить свой текущий уровень, зафиксировать его и основные сложности, с которыми вы сталкиваетесь в связи с недостатком знаний, умений и/или навыков,
2) определить пункт назначения, т.е. определить желаемый уровень владения иностранным языком, причем чем подробнее, тем лучше. Для определения уровня вы можете воспользоваться моделью, описанной
здесь и информацией по уровням
здесь.
3) и определить путь, т.е. определить, каким именно образом вы будете идти к желаемому результату, какими способами достигать цели и когда вы планируете это сделать.
В конечном итоге мы всегда сами управляем процессом собственного обучения, приобретением знаний, умений и навыков. Школы и вузы позади, впереди - lifelong learning, непрерывное обучение длинною в жизнь.
4 основные постулата успешного обучения:
1) планирование,
2) организация процесса,
3) мотивация,
4) контроль.
Как организовано ваше обучение? Что вы делаете в этих 4-х направлениях, чтобы ваше обучение и овладение языком было успешным?
К остальным пунктам вашего чеклиста. Попробуйте ответить на вопросы ниже.
- Какого уровня владения языком вы хотите достичь?
- Опишите ситуации, которые могли бы стать вашими "маркерами". Например, вы будете точно знать, что достигли своей цели, если сможете пройти собеседование на языке в иностранную кормпанию. Или если вы сможете сделать доклад на конференции на языке. Или если вы сможете спокойно поговорить с иностранцем и будете при этом хорошо себя чувствовать. Или если вам наконец удастся сокрушить ваш личный языковой барьер и вы наконец расскажите своим коллегам на очередной телефонной конференции, как жить дальше и куда бежать.
- Ваши ограничивающие убеждения: в чем вы себя убедили? у вас нет способностей к языку? или вы никогда не сможете открыть рот при вашем руководителе-экспате? Или у вас нет времени на инсостранный язык? Или денег? Или вы знаете, что у вас ничего не получится, вы ведь уже столько раз начинали? Во что вы верите??? И в чем вы видите решение?
- ..... любые ваши варианты приветствуются!
Жду ваших комментариев, ответов на вопросы и чеклистов в улучшенной версии 2.0 :)
Впереди выходные. Сколько дел, связанных с иностранным языком, вы вычеркните из своего списка?
Приятной вам иноязычной деятельности,
Ольга Зарубина / olzaru
http://language2go.livejournal.com/