Оригинал взят у
v_freepressв
Все это, видите ль, слова, слова, слова… Когда начинались мероприятия гражданского форума (первый гражданский форум Кировской области проходил с 18 по 24 октября - ред.), коллеги поговаривали: «как всегда будет одна говорильня». «А вдруг!», - думалось мне с надеждой на перемены.
Взвесив риски и допуски, отправилась на круглый стол «Новые проекты в сфере культуры». Название обещало разговор о новых формах и возможных движениях в отрасли, обойденной вниманием общества, а уровень встречи - профессиональный диалог.
При входе в зал возникла небольшая пробка, что приятно удивило и обнадежило. Оказалось, затор образовали студенты, которым надлежало заполнить места для зрителей, их для учета прямо в дверях переписывали по именам. Там же, в дверях, внесли в реестр и участников. Наконец все вошли в конференц-зал библиотеки им. А.И.Герцена. Отлично оснащенное помещение было поделено на две неравных половины - самообособленный стол для президиума и где-то сбоку места для всех остальных.
Начиналось все очень даже интересно. Губернатор заявил главную тему форума - взаимодействие власти с обществом; вспомнил о президентской идее Большого правительства; пофантазировал про интерактивное общение «власти и гражданского сообщества». Предложил вполне подходящий для серьезного разговора тезис: хоть в области «нет больших промышленных объектов и природных ресурсов», за счет которых мы могли бы жить, можно делать ставку на интеллект. Отличный риторический вброс: «Сможем ли мы компенсировать нехватку природных ресурсов избытком интеллекта?» - взбодрил и ненадолго объединил всех собравшихся. Однако за многообещающим началом заструился поток путаницы в терминах и несуразностей.
Пытаясь развить мысль про ценность интеллектуального ресурса, застрельщик дискуссии отчего-то вспомнил Пабло Пикассо, предложив равняться на его… доходы от искусства. Потом эту глубокую мысль запалировал востребованностью английской писательницы-домохозяйки Дж. Роулинг. Путем сопоставления этих фигур Н.Ю.Белых пришел к выводу, что и вятская культура может заработать денег на безбедное наше существование.
Далее вступил еще один модератор круглого стола, заместитель председателя правительства области А.А.Галицких. Отрезвив собравшихся сентенцией: «В 9 часов утра тяжело дискутировать», А.А. приземлил разговор на суровую родную почву. Оказалось, представители областных учреждений, работники районных очагов культуры, студенты и журналисты были созваны для лишь того, чтобы прослушать рассказ про три новых строительных объекта, которые правительство области давно готовится запускать.
Дисциплинированно внимающую публику руководители большого стола несколько раз назвали «обществом». Провозгласили в некотором роде проблему: «Как мы сможем управлять культурой?». Однако все революционные призывы перекрывал сигнал: «Мы тут сейчас все решим, а вы имейте в виду, что ваше мнение нам как бы важно». Попеременно сменяя друг друга, губернатор области и зампред по сути презентовали проекты, на которые уже получено одобрение Москвы и даже обещано частичное финансирование.
Первый, хоть и не имеет утвержденного строительного замысла, интересен и безусловно необходим области - детский космический центр-музей. В пользе и инновационности учреждения для интеллектуальной и познавательной деятельности детей и взрослых никто из собравшихся не усомнился. Некоторые споры вызвали эскизы презентуемого объекта (тип технических строений недорогой европейской архитектуры 70-х годов), но зрителей «успокоили» тем, что демонстрационный материал «ничего не значит», поскольку внешний вид центра и планетария, на которые уже выбиты средства, еще не утвержден.
Второй «проект в сфере культуры» был предварен большим вступлением о затее строительства в Кирове театра оперы и балета. А. А. Галицких, проявив гражданскую смелость, прямо при авторе затеи заявил, что изначально был против; что областное правительство провело большое исследование, обратило внимание на негативный резонанс в обществе и отказалось от данной идеи.
Уверена, большинство присутствующих экспертов и представители «общества» не поверили своим ушам: не каждый день наши власти отказываются от обреченных начинаний. Радость была недолгой. «Мы решили строить музыкальный театр!» - торжественно объявил А. А. и рассказал про предприятие из тех, какие еще Н. В. Гоголь описал в пьесе «Женитьба», где престарелая невеста из нескольких женихов комбинировала неосуществимую мечту. «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...»
Речь о проекте реконструкции Дома офицеров, в который предполагается перенести орган из Александровского костела и сделать из этого музыкальный театр. Этот этап круглого стола был самым горячим, поскольку театралы задавали вопросы о труппе, репертуаре и оснащении нового «кентавра». Держатели основных концертных площадок напоминали, что имеющийся зритель и сейчас не заполняет все залы областного центра. Представители Театра на Спасской в который раз попытались обратить внимание на совершенно состарившееся свое здание. Нас не слушали. Возражения модераторы принять во внимание не могли, так как деньги от Минфина под непонятный гибрид уже обещаны.
К рассказу о третьем «культурном проекте» - переносе из Подосиновца в областной центр музея маршала Конева - подступать не стали, поскольку он обещал еще больше несогласия от «общества», а лимит терпения у главного модератора, очевидно, был исчерпан. Да и отведено на все беседы о культуре было чуть больше двух часов.
Таким образом, собравшиеся были оповещены о трех проектах, ни один из которых не существует в виде готовой идеи. Более того, власть и общество говорили на разных языках. Специалисты направлялись в собрание, наивно полагая, что «проект» в культуре есть способ преобразования действительности, ан нет. Чиновники (даже те, что от культуры) пришли на круглый стол презентовать «проект» в его самом первом строительном значении - схема, чертеж. Однако на протяжении всего разговора нам повторяли: «Эту картинку не считайте, это просто так», «это мы потом уточним», «это не окончательное решение, потом определимся», «ну, театр или концертный зал, неважно, называйте, как хотите»...
Слова необходимы людям, прежде всего для того, чтобы понимать друг друга. Чтобы сообщать видения, которые рождаются в наших головах. Для культуры слова - главный инструмент, поскольку с их помощью формулируются смыслы и ценности; в их оболочку одеваются мысли и идеи (даже самые смелые). Если нам необходимо понимание, диалог и объединение вокруг внятных и живых идей, надо учиться формулировать и выговаривать точные понятия.
Пока вместо обсуждений по существу у нас получаются публичные слушания; вместо диалога - выступления соло. Однако собираться надо. Даже если уверены, что все кончится... ничем. Отлично зная способ общения власти с «обществом», - которые всегда не вместе, - надо собираться. И ездить на подобные мероприятия надо обязательно, чтобы кто-нибудь создавал реальную картину нашего бытия. Чтобы видеть разницу между настоящим событием и вариантами, которые предлагают проправительственные СМИ.
Чтобы осознать, что наша беда не в том, что в области мало денег, а в том, что деньги для нас важней идей. Чтобы начинать понимать: когда-то в построенные правдами и неправдами здания придут работать люди, и все начнет сыпаться, поскольку замышляя проект, кто-то не утруждал себя работой по формулированию замысла, а был уверен: «Главное - побыстрее начать строить…»
Быстрее, дороже, амбициознее… Самые востребованные слова сегодняшнего времени; чем претенциознее термины, тем охотнее их пользуем. Но гении по-прежнему говорят на простом языке. У Стива Джобса много афоризмов про деньги и амбиции, есть цитата, которая вполне может считаться рецептом успеха в любом деле:
«Кто-то грезит о славе, кто-то жаждет денег, кто-то хочет получить и то, и другое. Но только человек, сумевший самореализоваться, развивая свои способности путем упорного труда и терпения, может считаться состоявшимся творчески…».
Ирина Дегтярёва, "Наш город Кирово-Чепецк"