Поучительная история трёх Киевских митрополий

Jan 02, 2017 15:09

    За 11 веков истории восточнославянского православия Киев трижды становился столицей православия всей Руси либо всей Западной Руси, и все три Киевские митрополии рано или поздно становились Московскими: первая православная Митрополия Московская и всея Руси была создана просто путём переименования Киевской митрополии в Московскую, а уже две последующие метрополии позднее влились в состав Первой митрополии - в состав Русской православной церкви, то бишь.

Первая православная Митрополия Киевская и всей Руси была основана в конце X века вскоре после Владимирова Крещения. Лукавые униатские измышления, что, мол, в 988 году ещё не было Православной церкви, а Русь приняла не православное, а некое "общечеловеческое" христианство от якобы единой Вселенской церкви, не стоят и яйца выеденного - распад некогда единой церкви Римской империи к 988 году уже зашёл уже слишком далеко чтобы его можно было игнорировать при крещении целой страны: в 988-м Латинская и Греческая церкви жили в двух параллельных и непересекающихся мирах, и различия между двумя ветвями христианства из года в год только нарастали. Киевская Русская митрополия была основана Константинопольской патриархией (а не Римом) и самого начала была греко-православной - греками были и большинство её предстоятелей - : исповедовала Русская церковь православный Символ веры IV века (нынешние униаты, напомню, исповедуют не православный, а католический Символ веры, окончательно утверждённый только в 1014 году), признавала православные Каноны (оные уже значительно отличались от католических), причащалала верующих не на пресном, а на квасном хлебе, разрешала священникам и диаконам вступать в брак, но запрещала им брить бороды и вообще придерживалась не латинских, а греческих литургических обрядов, каковые Русская православная церковь и сохраняет все 11 веков своего существования.


Первые 250 лет своей истории церковной столицей Руси и резиденцией митрополита был Киев. После уничтожения монголами старого, княжеского Киева резиденция митрополита переместилась во Владимир; Владимир стал сначала временной, а с 1299 года и постоянной резиденцией митрополита Киевского и всея Руси. В 1325 году местом пребыванием митрополита Киевского стала Москва. Таким образом Москва уже в XIV веке стала церковной столицей всей Руси, всех восточнославянских земель - власть митрополита, жившего в Москве, но именовавшегося Киевским, признавалась и Москвой, и Киевом, и Новгородом, и Белоруссией, и Галичиной.
Но в 1441 году тогдашний митрополит Исидор попытался распространить на Русь унию, т.е. попытался подчинить Русскую православную церковь Католической церкви и папе римскому. В Москве уния была одинаково отвергнута как церквью, так и светской властью и народом, и митрополит Исидор был низложен, а в 1448 году на поместном соборе новым митрополитом Киевским был избран рязанский епископ Иона. Нового митрополита признала вся Русская церковь, в т.ч. и те епархии, что были под властью Литвы: Иону поминали в литургиях и в Москве, и в Киеве, его церковную власть одинаково признавали и московский великий князь Василий, и литовский великий князь Казимир. Но в 1458 году Киев был оттторгнут от православной Киевской митрополии и поэтому 1460-х годах располагавшаяся в Москве Митрополия Киевская и всея Руси переименовалась в Московскую и всея Руси.
Так первый раз Киевская церковь стала Московской церковью, Киевская митрополия стала Московской.

Почему Киевская митрополия утратила власть над западными епархиями РПЦ? Да просто в 1458 году беглец Исидор, низложенный за униатство, и папа римский Калликст III решили подчинить Риму западные епархии РПЦ и назначили униатским митрополитом Киевским болгарина Григория. И хотя литовский князь Казимир, католик по вероисповеданию, уже признал действующим митрополитом Иону, перечить папе он не стал и позволил Григорию утвердиться в Киеве и подчинить себе православную церковь Литвы и Галиции. Так была основана вторая, униатская, митрополия Киевская - основана не православным Константинополем, как Первая, но католическим Римом. В 1470 году из-за нежелания православных Литвы переходить в униатство Григорий порвал с Римом и вернулся в православие - переподчинил митрополию Константинопольской патриархии. Вторая Киевская митрополия оставалась православной 126 лет, но в 1596 под давнением польского короля снова подчинилась Риму, снова стала униатской.
В 1640-х униатскую митрополию изгнали из Киева казаки Хмельницкого, но митрополия вполне успешно продолжала действовать из Белоруссии и к 1702 году при самом активом участии польской власти окончательно вовлекла в унию все православные епархии Речи Посполитой; и хотя православные верующие в Речи Посполитой оставались, своей полноценной церкви у них уже не было. Но в 1772-1795 в результате трёх разделов Речи Посполитой и сама униатская митрополия Киевская без Киева, и большинство её прихожан оказались под властью православной Российской империи. Уже с первых лет пребывания в России православные, ранее принуждённые к униатству, стали возвращаться из унии в лоно РПЦ - возвращаться как индивидуально, так и целыми общинами. Наконец, в 1839 году на соборе в Полоцке Киевская униатская митрополия решила окончательно порвать с Римом и католицизмом и вместе с 1 600 000 своих прихожан вернуться в Русскую православную церковь.
Так вторая Киевская митрополия стала частью Русской церкви.



Медель, отчеканенная в честь Полоцкого собора, расторжения Унии и возвращения униатов в лоно православия; надпись на аверсе - "Отторгнутые насилиемъ 1596 возсоединены любовiю 1839", надпись на реверсе "Торжество православiя".

Но вернёмся в начало XVII века. Лишь немногие православные Речи Посполитой поддержали Унию с Католической церковью - большинство верующих остались верны русской вере, хотя и утратили Митрополию. Восстановить Православную церковь в Западной Руси помог случай - в 1620 году через Украину из Москвы в Палестину возвращался иерусалимский патриарх Феофан. Увидев, что из-за унии православные верующие Речи Посполитой остались без иерархов, Феофан возвёл в епископский сан нескольких западнорусских православных священнослужителей, одного из которых - Иова Борецкого - поставил митрополитом Киевским; таким образом была основана новая, третья Киевская православная митрополия, духовную опеку над которой вскоре взял константинопольский патриарх. В 1687 году Константинополь официально отказался от власти над Киевской митрополией, переподчинив её патриарху Московскому и всея Руси; Киевская митрополия (третья) стала автономией в составе Русской церкви, и в XVIII веке окончательно слилась с РПЦ.
Так третья Киевская митрополия стала частью Русской церкви.

Ныне на Украине существуют три католических церкви (собственно римско-католическая церковь и ещё две католические церкви со лживой приставкой "греко-") и две псевдоправославных церкви, и большинство сих церквей так или иначе пытаются вывести своё происхождение из трёх вышеперечисленных Киевских митрополий. Но единственной каноничной преемницей трёх Киевских митрополий остаётся единственная православная церковь Украины - УПЦ Московского патриархата Русской православной церкви - церкви, созданной на основе первой Киевской митрополии и вобравшей в себя две другие Киевские митрополии.

История России, Религия, Русь

Previous post Next post
Up