Немного литературы. Жанр... та же рецензия из мира утопии. Одна такая
здесь уже была. Там, правда, про зомби-апокалипсис.
Нынче же просто про светлое будущее. Пишу не на продажу, так что читателю особенно не угождаю. Если я придумал слово или использование его омонима в светлом будущем, так догадывайтесь сами.
Не надо гадостей о "гадостниках".
Должен начать своё скромное упражнение с того, что поклонники радикального ретро непоследовательны.
Если уж они возомнили "Записки гадостника" - пассивный глазоухий фильм на домашний час - неким эпохальным свершением в продвижении своих идей, то и распространять эту похвалу надо средствами двадцатых: клавиатура, сервер, экран, динамики и никаких толковников с наведёнками.
Я вполне серьёзен: более того, эту рецензию я - как выражались во времена, о которых повествуют "Записки..." - "набиваю" на том, что в шестидесятые называлось "квазибук" или просто "кваба".
Была такая мода, выполнять первые толковники под ещё более древние "ноутбуки" так, что остававшуюся там клавиатуру пользователь десятых или двадцатых вряд ли отличил бы от привычной ему. По крайней мере, пока не начался подгон под пальцы пользователя со всеми этими переменными формами, над которыми до сих пор потешаются в игровиках про первичный нанобыт.
Я подгон, кстати, у "квабы" отключил заодно со словесным движком, и сейчас пытаюсь покинуть бездны сочувствия к нашим прадедам, вынужденным, подобно мне, "набивать" всякое слово и каждую букву в этом слове аки огнестрельный магазин патронами в совсем уж старых фильмах. Покинуть, чтобы начать обсуждать "Записки..." исключительно в текстовом режиме, как бы дико это ни выглядело. Ретро так ретро.
Не скрою, была у меня совсем уж озорная мысль завести этот текст на "распечатку", - посмотрите термин в словаре - но заказывать бумагу для неё или отправляться за ней на Периферию, где бумага иногда встречается на подъездных досках объявлений... это даже ретро-радикалы сочли бы откровенным издевательством.
Жанр "Записок..." - комедия, а их сюжет сложен из нескольких эпизодов, прототипы которых обычны для преодоления датасферного кризиса начала сороковых.
Да, то, что в школе и на словах: обусловленный накоплением, распространением и распределением вычислительных мощностей переход количества накопленной обществом информации о себе в новое качество. Цитирую учебник: "когда о сколько-нибудь устойчивом сообществе вокруг него очень быстро становится известно всё, что может быть использовано против этого сообщества через работу с его отдельными членами каким-либо внешним агентом к собственной выгоде".
Авторы "Записок гадостника" наживаются на том факте, что детям в частности и ученикам вообще довольно трудно объяснить вещи, нынче для всех понятные и естественные, рядом с которыми эти дети родились и выросли. Их, вещи эти, в школе единожды проговаривают, обычным порядком используют как материал для упражнений по развитию памяти и общительности, а потом оставляют.
"И так всё понятно". Напоминание о том, что когда-то "всё понятное" было новым и непривычным, здесь тоже может оказаться новым и непривычным, стяжая интерес у тех же детей, но уже дееспособных обывателей. Ретро-радикалы и рады пытаться получить из этого вторичного осознания непривычности отношение неприемлемости.
Что ж, я напомню, откуда всё пошло.
Как известно, самой известной фразой из русской классики, согласно мгновенным опросам, все последние десятилетия остаётся толстовская "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему".
Фраза обязана своим положением именно тому, что её всё время поминают и старательно опровергают на школьных уроках, посвящённых датасферному кризису сороковых. Каждая несчастливая семья, выясняется на этих уроках, тоже оказывается похожа на все остальные. И, самое главное, эта схожесть может быть использована против неё.
Полагаю, что Декларацию не стоит цитировать, благо в "Записках..." её поминают двадцать четыре раза. Частные или общественные интересы как движитель; предприятие или государство как агент; массово производимые, но индивидуально отъюстированные и оттого крайне действенные объявления как средство; частная или общественная выгода как итог; и тотальное исчезновение приватности в обществе и деградация личности как побочное следствие, перевешивающее всякий итог.
Пассивным и временным выходом стала бы избирательная изоляция массового потребителя информации от её источников до тех пор, пока контроль изоляции не захлебнулся бы в классификации и сортировке этих источников так, что сколь угодно совершенные толковники не помогли бы. Активным и до сих пор действующим решением стало Бюро сохранения сообществ, полевых сотрудников которого тут же прозвали "гадостниками".
Я это прозвище, исчезнувшее к семидесятым, так и буду использовать. Пусть творцы "Записок..." порадуются.
А ведь было за что прозвать. Датасферный кризис на уровне тех самых малых сообществ - семей, например, или школьных классов - выразился в противопоставлении презумпции собственных необычности и уникальности своим же устойчивости и независимости. Проще говоря, самовлюблённого дурака или целое сообщество таких дураков, воображающих, что они первые, единственные, ни на кого не похожие и доныне не бывавшие, контрагенту гораздо проще использовать в своих интересах в ущерб их собственным.
Разве могли снискать хорошее отношение к себе "гадостники", занимавшиеся классификацией и типизацией сообществ?
Занимавшиеся исчислением и ранжированием их обыденных уязвимостей?
Занимавшиеся следующим из этих классификаций и исчислений описанием "философских кирпичей" (тоже термин тех времён, в "Записках..." не прозвучавший), каковые "кирпичи" могли прилететь в сообщество извне?
Занимавшиеся подбором тех средств защиты от них, что сработают именно в этом сообществе?
В конце концов, объяснявшие наработанный материал самому сообществу, которое тем временем упивалось своими уникальностью и самостоятельностью?
Нет, "гадостники" любви у своих клиентов снискать никак не могли.
Так не может снискать любви врач, сообщающий пациенту о болезнях, к которым ведёт его, пациента, образ жизни, да ещё сообщающий с таким видом, что пациент понимает - он, обречённенький, один из миллионов, а никак не штучный случай.
"Гадостник" предсказывал неприятности, которые сбывались, указывал на уязвимости, которые существовали, называл врагов, которых было лень замечать. За всё это "гадостника" первое время не то, что не любили, но и в уважении ему отказывали.
"Записки гадостника" суть то самое концентрированное, слежавшееся и протухшее неуважение, сильно запоздавшее с высказыванием, но нашедшее для этого высказывания подходящий случай: очередную молодёжную дурь, ретро-радикализм. Между прочим, предсказанную тем же Бюро.
Далее я всего лишь рассмотрю несколько эпизодов в "Записках..." Сразу скажу, что я здесь ни отговариваю читателя от просмотра, ни рекомендую оный. Это подделка под старое глазоушество объёмом в домашний час, то есть от полутора до трёх часов смотря по региону. Дело вкуса. Скорее я здесь выдам кое-какие дополнения для многостороннего восприятия.
Вот эпизод в "Записках...", когда "гадостник" в частном визите объясняет некоему отцу семейства, - так называемому "бюджетнику", с которых тогда начали работу с населением - что развод неизбежен в ближайшие полгода, если тот не перестанет... далее в порядке гротеска следуют ссылки на видео с уличных камер, буквально на мимику и жесты... и тут врывается разъярённая супруга, подслушивавшая за дверью, с криком "не смей редактировать мою семью". Этот эпизод - комедия же! - предположительно должен вызвать у зрителя добродушный смех.
Требуется несколько секунд для поиска статистики по разводам за десять лет: пять до образования Бюро и пять после. Я намеренно не отсылаю Вас к статистике по продолжительности жизни, ибо ретро-радикалы идею "стресс убивает" отвергают яростно, подобно той супруге. Полагаю, что её и копировали с кого-то из творческого коллектива картины.
Не менее добродушный смех должен был вызвать у зрителя эпизод с настройкой домашних средств работы с информацией, когда "гадостник" сражается с чёрно-белым видеоприёмником "Темп-209М" образца 1972 года (как подсказывает поиск по картинке).
"Гадостник" по сюжету столь глуп, что не понимает отсутствия процессорных мощностей у этого устройства, ручного переключения каналов и прочих древних красот. Разумеется, толковника у "гадостника" ещё нет, наведёнки тем более, ведь обратимые нейроинтерфейсы появились во второй половине шестидесятых. Так что он руками, а иногда, для смеха, и ногами. Для того же смеха герой получает пару ударов электричеством. Очень, очень забавно.
Когда бой заканчивается, то бишь до "гадостника" стараниями клиента-антиквара доходит, что соответствующего видеосигнала уже давно не существует, героическая музыка за экраном лишь усиливается, а взгляд "гадостника" падает на скромно стоящий в углу компьютер "Поиск". Следует затемнение. У обычного зрителя намёк на следующий раунд борьбы с древней аппаратурой должен вызвать очередной снисходительный смешок, а я же хохотал всерьёз, вспомнив, что эти вполне годные для своих времён расчётчики некогда выпускали в одном из городских этнозаповедников Периферии.
"Гадостник", маскирующийся под гадалку или экстрасенса, - точнее, гадалка, вдруг оказывающаяся "гадостником" - составляли рутинный юмористический сюжет сороковых. Соответствующие эпизоды в "Записках..." я мог бы комментировать долго, но людям, заинтересовавшимся вопросом, всего лишь скажу: даже перед датасферным кризисом, начиная с диссоциации общественного нарратива в так называемую "перестройку", эти дикарские ужимки, заведённые на прикладную "магию" (ведовство, гадания, заговоры и т. п.), процветали.
Не в последнюю очередь потому, что, в отличие от будущих "гадостников", обещали массу всего хорошего.
Едва ли не худшей стороной кризиса выступило цунами таких предприятий: в распоряжение пресловутых "магов" и всех, кто хотел бы ими сказаться, поступили сведения, которые было легко и прибыльно использовать в общении со своей клиентурой. Одной из главных задач Бюро и одним из важнейших его достижений стали купирование уже случившихся следствий такого развития событий и предотвращение ещё худших - например, совершенной перегрузки судебной системы государства с последующим откатом к чрезвычайщине европейского образца многовековой давности.
Я, кстати, намекнул в разговоре с некоей ретро-радикальной группой, которую не хочу здесь рекламировать, - кому нужно, отыщете - что, окажись "Записки..." чем-то действенным в смысле общественного климата, то ответная вещь со стороны тех, кто ценит нынешний образ жизни, могла бы носить название "Экзорцист". Они не поняли, а искать поленились.
Кульминацией этого восставшего из мёртвых кунштюка - отождествления Бюро с ведовством и гаданием - стал эпизод, где субъекта "Записок..." попросили перечислить неприятности, угрожающие новорожденному мальчишке, только что привезённому из роддома. Музыка за экраном уже не героическая, а бравурно-эксцентричная, звука речи нет, скорость видео увеличивается, пропадает цветность, - всё это подделка под старые киноленты - а "гадостник" повествует и повествует, горячо жестикулируя. Надо понимать, на десятилетия вперёд только что рождённому.
Дорогой зритель, сообщают нам ретро-радикалы, для всех нас всё уже предопределено, всё предсказано... ну да, противопоставление уникальности и устойчивости в пользу уникальности как непредсказуемости.
Тут дорогой читатель, а, возможно, по совместительству столь же недешёвый зритель, уже повинен догадаться, что на это раздражённое текстовое упражнение меня подвигло... да, тем малышом в пелёнках мог бы оказаться и я. Возраст подходит. И тот же возраст заодно с сопутствующим с жизненным опытом помогают понять одну очень важную, однако постоянно присутствующую вокруг и оттого малозаметную вещь.
Видите ли, дорогой зритель, те чужие ИскИны, те чужие программные продукты, те чужие нейросети, которые обрабатывают все Ваши доступные дела, поступки и жесты за пределами частной жизни (извините за напоминание общеизвестного, но у большинства в привате состоит только дом, а то, что в Думе два последних срока происходит по ограничению публичной сферы, ещё неизвестно, чем и когда окончится) - они никуда не девались.
Они десятилетиями обучаются. Они размножаются, когда выпадает случай. Они ежесекундно нарабатывают рекомендации - и они нарабатывали бы их ежемиллисекундно, принимай я или Вы свои решения столь же стремительно. Они продают свои услуги всем желающим за деньги. Деньги мизерные, ведь эти услуги Ваши реальные и потенциальные контрагенты из-за Бюро и приобретают разве что на всякий случай: так, постучаться в чьё-то восприятие, вдруг там дырка именно в нужном месте. Деньги мизерные, но достаточные для поддержания всего этого мусора в рабочем состоянии.
И это только местный мусор. Серьёзные зарубежные сущности - это совершенно иные масштабы, иная сосредоточенность и иное... скажем так, отношение к последствиям. Иные цели. В упомянутом разговоре с ретро-радикалами я спросил собеседников, считают ли они нужным отказаться от пересборки зарубежного культурного продукта на мощностях Бюро. Вопрос я оснастил подборкой фрагментов очень старого, ныне признанного безопасным голливудского творчества, изображавшего нашу страну. В ответ последовали смущённые оговорки, что, конечно, уж для этого-то Бюро нужно.
Я ни им не стал, ни Вам не буду рассказывать про свои переживания в двадцать пять лет. Да, "ярославский обвал", когда "туристы" из Североморского халифата разобрались с процессорными мощностями Бюро на сорок шесть независимых часов, и по всему региону в наведёнки отовсюду полезло ЭТО, без нас знающее о нашей семье, о нашем житье всё... Выдержал и запомнил. "Экзорциста" потом в разговоре упомянул приятель - я и посмотрел, и прочёл. И сейчас вот припоминаю и ретро-радикалам, и Вам. Ознакомьтесь.
Ладно. Тогда ещё одно предложение. Оно не ко всякому уважаемому читателю, а именно к тому, кого "Записки..." вывели из душевного равновесия и заставили задуматься о смысле жизни.
Связываетесь с Бюро, просите вывести свой приват из-под бюрошного присмотра. Визируете нужные отказы у местных психологов, живых и "электронно-вычислительных", договариваетесь со своими домашними, - не особенно верю, что у Вас получится, но тогда отселитесь на время, скопировав обстановку в отдельную кубатуру - выходите из суммы договоров о снабжении Вашего домохозяйства. Не сразу, а чтобы "всё началось" с понедельника или с полуночи.
А потом сообщите моему домашнему ИскИну, сколько вы (домохозяйство) продержались, и как на Вас (лично) психологи посмотрели, когда Вы к ним приползли. И как домашние глянули. Снабжение-то ладно, там людей нет, они не оценят.
Тот поток, который на бывший приват обрушится... ничего личного, сплошная автоматика... всё то, что наработано многолетним анализом поступков, слов, вкусов, жестов, всё то, что доведено до тонкости, ограниченной исключительно разрешением органов чувств Ваших и ваших близких... честно говоря, я полагаю, что даже несокрушимые люди десятых годов выдержали бы с неделю, не больше.
Не сочтите за рекламу, однако и такой аттракцион уже существует. Для экстремалов. И да, адрес аттракциона я ретро-радикалам назвал. Получил в ответ: мол, нам друг друга хватает, мы просто всё вокруг отключили.
Иными словами, обычное паразитирование на существующей в цивилизованном обществе конца двадцать первого века плотности связей. Работать всерьёз не могут, воруют чужое время на общение; этот их клич "Вслух!" меня весьма раздражает. И при всём том обижаются на существующее в обществе юмористическое отношение к ним самим, когда им приписывают желание копать выгребные ямы во дворах многоэтажек, вести блоги или освещать помещение живым огнём, добывая тот кресалом и огнивом.
Извините, увлёкся. Редактировать не буду, ретро так ретро, текст так текст. Заканчиваются "Записки гадостника" тем, чем и положено завершаться произведениям такого жанра - авторы предлагают альтернативу.
Играет тихая светлая музыка, проникновенный голос за кадром перечисляет те самые "вслух" и "лицом к лицу" (а через наведёнки по-другому и не бывает), одновременно с этим бушует безграничное море информации, отделённое от нас оградой Бюро, дальше звучат уверения в том, что даже отдельно взятый свободный человек способен выдержать все его, моря, вызовы, а истинная любовь вообще - это такой то ли трёхпалубный парусник, то ли роскошный океанский лайнер... знакомый кадр с молодой парой на носу, раскинувшей руки... право, не помню, откуда. Короче, "всё преодолеем".
Ещё раз. Описание аттракциона Вы найдёте выше. Попробуйте сами и увидите, преодолеете или нет. Полагаю, что отрицательный результат эта публика возымеет наглость подавать Вам как основу для присоединения к ней в какой-нибудь ретро-коммуне. Вы тогда сперва посмотрите, что такое коммуны изначально, в Европе или у нас. Посмейтесь над нынешними неженками. Потом поймите, что предложение это приведёт лишь к несравнимо худшему доступу к датасфере, нежели тот, который формирует Бюро.
Итого, я тут полностью соглашусь со словами ретро-радикалов из "Записок...": "если Вы выберете нас, значит, Вы нас достойны". Что да, то да. Если после такого отправитесь к ним, то скатертью дорога, и не стройте рож, когда соцвыплаты пойдут вниз. Не хватит на настоящий хлеб, так сами растите, с плугами, ДДТ и серпами.
И этим я своё скромное текстовое упражнение заканчиваю. "Набивал" я его почти три независимых часа, а на ознакомление с ним, смотря сколь хорошо Вам поставили чтение в школе, Вы истратили до четверти энче. Такой расход ретро-радикалы и хотят вернуть как нечто нормальное и обыденное, рука об руку с ужасом "ярославского обвала". А в те дела, которыми они мечтают добиться этого возвращения, входят и "Записки гадостника".
Вам их смотреть или не смотреть, судить или не судить. Я же их посмотрел, понял и отвергаю.
А в конце копирую завершающую фразу одного древнего автора, чей блог случайно выпал мне в транспортном игровике во время инспекции рабочих мест вне региона. "Спасибо за внимание".