Я ещё раз выскажусь по постановке пенсионного вопроса. Напомню читателю, что весь этот гламур и дискурс от человека, не надеющегося до пенсии дожить, - пусть и старающегося, б/п - так что в известной степени беспристрастного.
Если товарищ майор читает, то за предложение в конце изложения авторских я не взыскую.
Пенсия - это помощь суверена домохозяйству на содержание немощного, делающее это содержание возможным. Немощный - это ребёнок, старик или калека; это тот, кто хотел бы отрабатывать своё содержание в домохозяйстве и обществе, но не может.
Государство здесь - это всего лишь инструмент суверена для оказания такой помощи (как и для многого другого).
Почему суверен оказывает эту помощь посредством государства?
Во-первых, потому, что немощный может стать полноценным человеком и отработать оказанное ранее содействие. Вырасти, вылечиться, научиться за остаток жизни чему-нибудь нужному. Общество станет сильнее. Это простой расчёт, игра - и здесь суверен в полном праве играть в неё, отказаться от игры или произвольно менять её правила и параметры.
Если возникают трения с остальным обществом, то суверен может попов позвать, пусть оправдывают древнееврейскими сказками. Холуёв пнуть, чтобы заверещали про семью, где семь шапок из одной овцы - дело естественное и неизбежное, а кто не, его проблемы.
Тут особых претензий нет. Приход-расход. Нервы на типусов, ради хозяина восхваляющих котлетки из старшеньких для младшеньких, тратить нечего.
Во-вторых и главных, пенсионное обеспечение есть обеспечение масштабного риска дееспособных людей.
Я поясню. Вот человек рискнул жизнью и здоровьем ради славы и богатства. Не важно, как рискнул - в режиме единственного быстрого предприятия или долговременных тяжёлых стараний. Важно, что рискнул, когда мог сидеть в придонном слое и не петюкать.
Не срослось. Остался нищим калекой. Молил о куске хлеба, сдох с голоду под забором.
Вот другой человек, ещё в подростках, засвидетельствовал этот исход. Рядом проходил, видел перекошенное лицо, обрубки ног, пальцы костлявых рук с грязными ногтями, вцепившиеся в лохмотья на впалом животе.
И вот к этому уже взрослому другому человеку, пританцовывая, подбирается суверенов порученец - явный или замаскированный, прямой или опосредованный - и начинает: "а не пуститься ли тебе во славу нашего несравненного в какое-нибудь рискованное предприятие? Война там, дальние путешествия, тяжёлая служба, новые деловые связи, научный поиск, социальные эксперименты? А? Здорово ведь! Богатым станешь, уважаемым, прославишься! Жизнь состоится! А уж как несравненный будет рад!"
И взрослый ему в танце отвечает: "да пошёл ты, шлимазл, бессамамучо!" или ещё что-нибудь столь же восторженное. Просто потому, что сам видел: как оно получается, не сросшись.
Повторять эпизод в тех количествах и до тех пор, пока к несравненному не придут такие же несравненные соседи по планете: те, у кого рискнувшие и облажавшиеся нищие калеки кое-как содержались, о куске хлеба не молили и умирали чуть подольше в несколько более приличных условиях. Без внимательных свидетелей. И оттого молодежь, да и люди среднего возраста оказались чуть-чуть более склонны к делам рискованным, прислушивались к сувереновым порученцам. Пускались в быстрые предприятия и в долговременные старания ради местных несравненных.
Чуть-чуть более. Со временем. Потихонечку покидая придонный слой.
С годами и десятилетиями накапливается так, что выходит: и логистика у визитёров поглаже, и командиры понаходчивее, и солдаты храбрее, и оружие сильно получше. Кто бы мог подумать.
Вот эти косвенные инвестиции и составляют основную цену "пенсионного вопроса". Оплата готовности дееспособных к риску. Деньгами "в случае чего", а не априорным промыванием мозгов в режиме "на миру и смерть красна". Смерть-то, ладно, красна - за честно заработанные деньги условного "Абрамовича" и умереть не жаль, если сразу, а вот умирать искалеченным?..
Я ещё наброшу, если не возражаете - советская упёртость по отношению к внешнему миру не формой своей, но масштабами, основой и пылом обязана тому, что вчерашние крестьяне, попавшие в город, поверили, что в старости проживут. Не сдохнут, окучивая грядку. В нюансы "поверили" я здесь не вдаюсь, в статистику тоже. Я просто указываю, что не марксовы выкладки людей вдохновляли, и даже не цвет флага, а перспектива старости, более-менее обеспеченной текущими сверхусилиями ("заваливание трупами" включительно), а не как у дедушки при добром элитном барине.
Сейчас, когда высочайше оглашена идея "прорыва" и прочего напряжения сил, срыв пенсионных расчётов большинства населения средних лет на глазах у молодёжи эту идею дискредитирует фундаментально. Сносит.
Впрочем, я жду, когда Дмитрий Киселёв возьмёт интервью у родителей лет сорока пяти с детьми-подростками на тему "О счастье, о ливни ликования и волны восторга! Как же я детей своих обрадовал! Конечно же, буду работать для прорыва и для России! И дети всё поняли! Будут стараться по-стахановски! До восьмидесяти! До ста! И после! Ура! Ура!" Наверное, дождусь - переоценивать телевизионщиков не стоит.
Кто постарше, может вспомнить мем "мы вас туда не посылали" - это про "афганцев", часто калек, которым отказывали в административном содействии. В перестройку по душе весьма и весьма шаркало.
Со вспомнившими можно поговорить о том, что все те прекрасные люди, которых я вижу по ТВ и в сети, ратующие за поднятие пенсионного возраста, "не заставляли жить при советской власти" старших из тех, кому сейчас норовят дорисовать те годы до пенсии, что сломают серьёзный и долговременный жизненный расчёт.
Разговор можно продолжить размышлениями о "правопреемничестве", о публичных хвалах высочайшего успехам прошлых времён, к которому нынешние времена и уставы... имеют? не имеют?.. отношения. О единстве общества, о Труляля и Траляля, о приватизации как основе основ.
Можно и не продолжать разговора, можно просто повторить, что на всё это сейчас смотрит молодёжь, которой решать, как тут жить. И даже если всякий молодой решать станет для себя, то итог всё равно выйдет общим.
И я думаю, что шансы на то, что к местному суверену со временем придут соседи по планете, с нынешними идеями правительства по поводу пенсий различимо возросли.
Собственно, всё. Ах, да.
Здесь пытливый читатель повинен спросить с меня альтернативу. Мол, ты тут развыступался, анонимным в общем-то текстом критикуешь людей, которые храбро, прямой речью и не скрывая умных и честных лиц отстаивают повышение пенсионного возраста из телевизора перед телезрителями - поперву недоверчивыми зрителями, но всё более и более проникающимися силой аргументов и теплом их изложения? А что ты сам можешь предложить, крамольник?
Да ничего. У меня нет ни времени, ни сведений, ни компетентности этим заниматься. Что "ага!"? Чтобы видеть дыру в борту корабля, не нужно быть дипломированным кораблестроителем.
И я даже не стану строить конструкций из ст.ст. 7, 39, 55 и 57
Конституции РФ: этим сейчас телевизионщики занимаются - "как всё станет лучше". Без меня справятся, с точностью по модулю.
Разве что предположу, что вне зависимости от нынешних административных изысканий по пенсионному вопросу современное общество в РФ давно и всерьёз нуждается в масштабном и новом (нет, в данном случае не "хорошо забытом старом") проекте по разъяснению особенностей жизни "когда я буду на десять лет старше": по формированию, по оперативной и дешёвой корректировке долговременных перспектив населения, по преодолению возрастного разделения общества, каковое разделение стараниями "этих ваших энторнетов" as is может только изощряться и углубляться (да, изыски "психологического возраста" как несоответствия поведения ожиданиям сюда же).
И вопрос пенсий по старости со словами "когда", "сколько" и "кому" здесь окажется одной из частных проблем.
Другое дело, что всякое реальное объединение общества - в том числе и в результате предлагаемых усилий по снижению возрастных различий - означает увеличение затрат сил суверена на сохранение своего места в этом обществе.
Сами понимаете, где divide меньше, там и с impera надо постараться.
А это никому никуда не въелось, дешевле оное единство декламировать ежедневно из телевизора в прайм-тайм, а сэкономленные средства отправить на премию товарищу майору, а то он машину уже два года не менял.
Ну и ладно. Моё дело хрюкнуть, а там хоть не воняй.
Спасибо за внимание.