Мне тут пришла в голову мысль, которую отдавать читателю на пожевать обработанной/поджаренной - только портить.
Если коротко, то вот она.
Парадигма западного фэнтези - жанра, пакующего и транслирующего исторический экспириенс цивилизации в сказку для взрослых - это Убить Дракона. Древнее чудовище, ест девственниц, пылкает огнём, приходит рыцарь Круглого стола: "Ува! Ува! И голова барабардает с плеч!"... после чего на ранее подконтрольной дракону территории устанавливается Порядок (последний псевдоним Демократия). Девственницы ныне пропадают под солдатами с иностранной базы, защищающей Демократию, и пропадают не полностью, что не может не радовать аборигенов, в восхищении приданым осваивающих проторённый силами прогресса путь.
Парадигма восточной фэнтези, занимающегося примерно тем же, что и западное, но для цивилизации, огрёбшей от западной и отформатированной ею по первое число - это Спасти Дракона. Древняя мудрость, олицетворение сил земли, воды и всего остального Конфуция: как же можно его, олицетворение, пушками?.. кстати, инфильтрация спасённых на востоке драконов в западный миф вполне успешна, спросите
Алекстразу.
Константин А. Крылов, давным-давно сформулировавший то же самое
объёмнее и захватывающее, поставил вопрос о парадигме русской фэнтези для нашей местной цивилизации, которая и отформатировать всерьёз никого не сумела, и по морде на поле боя огребать отказалась напрочь. То есть разница тут не в жанре, а в экспириенсе. Другие нужны какие-то драконы. Не летающие огнемёты и не превознесённые элементали. Эльфы и орки тоже другие нужны, потому и сабж.
Так вот, я в последнее время не один и не два раза приходил к мысли, что, если кредо западной фэнтези, основанной на историческом успехе, это "вени, види, вици [драконуса]", а кредо восточной, основанной на обратной стороне этого же успеха - "познал, увернулся, спас [дракона]" (не ведаю, как оно на ханьском), то у наших это кредо состоит в отрицании самого события: не важно, с какой стороны его описывают.
И это отрицание говорит "никто никуда у нас не прошёл, ничего не случилось и не совершилось". Предел: "нам не помешали". А был ли Дракон, не было ли его...
Это кредо распадается на два - условно Александра и Евпатия. Первый не дал прийти, утопил на Чудском озере. Второй честно попытался не дать уйти - пофиг, что Рязань уже всё, главное, чтобы в стойбищах не радовались трофеям. Что ж... не у него, так у Михаила Илларионовича получилось, - и скажите мне, что русское мировоззрение может обойтись без Березины.
Читал любопытное обоснование (зажмурьтесь - у Бушкова!), что Евпатий - герой позднего времени. Читал дополняющее его не менее любопытное обоснование, что русские границы (малонаселённая территория, невозможность достаточно быстрого реагирования по нападению кочевников до наступления последствий) были обустроены и для того, чтобы не дать уйти с состоявшимися добычей и полоном.
Отмечу, что с точки зрения гранд-стратегии counterforce как долговременный принцип против кочевников на протяжённой границе в принципе превосходит countervalue, так что склонен прочитанному верить.
Отмечу иное, чтобы застолбить тему: идолопоклонничество границам (о чём некогда протяжённо и затрагивая иные, до сих пор важные темы, писал тот же Константин А. Крылов на АПН -
1,
2,
3), по сути, представляет собой рак (читай: бесконтрольное и неограниченное воспроизводство) именно этого мировоззрения, которое я считаю вполне своим, приятным и правильным. Впрочем, об этом тоже потом.
Ладно, так я о чём, уважаемые читатели. Требуется дракон. Точнее, его эквивалент. И орки. И эльфы. Именно в эту парадигму. Чтобы не убивать и не спасать. Или, подскажу и доверну, не они, а какие-то новые твари, опасные именно для нас. Презирающие границы. Устраивающие у нас тут безвозвратные случайности. Поступающие у нас тут. Проходящие сквозь и уходящие с.
Не стану приводить свой список вполне себе западных авторов, которые с этим игрались, и одолжиться у которых я не считаю зазорным. Как я уже сказал, пусть читатель жуёт сам. Идеи для книги чудовищ можно бросать в комментарии, можно развивать у себя, можно спрашивать у окружающих.
Спасибо за внимание. Надеюсь, пожевать получится сочным.
А кроме того, я считаю, что
Аракчеев должен быть свободен.