Дела ночные.

Sep 01, 2015 13:14


От дырки в зубе обречённом вернусь к возвышенным делам.

Уже говорил: мне по нраву, когда автор заставляет своих персонажей осознавать, что они на самом деле обитают в системе более сложной, разнообразной и энергичной, нежели она мнилась им ранее.

Вспомнилась пара НФ-произведений, построенных на этом приёме. Так как авторы - вполне себе классики жанра, то я ничем не рискую, рекомендуя эти вещи читателю.

В названии обоих произведений объяснимо присутствует слово "ночь".

1. "Nightfall", "Приход ночи". Роман пишется за именами Айзека Азимова и Роберта Силверберга в 1990-м году, основан на одноимённом азимовском рассказе образца 1941-го года. Мнится мне, что большую часть романа писал Силверберг, его пессимизм трудно с чем-то перепутать.

Место действия: планета в системе шести солнц, хоть одно из которых всё время над горизонтом. Население: описывается авторами как люди. Уровень развития: третья четверть двадцатого века с вкраплениями техники будущего и научными анахронизмами, объяснимыми местом действия - скажем, с оптической астрономией, несводимой к изучению солнц, там никак.

Начальные сюжетные линии:

- психолог на экспертизе "тёмного туннеля" в парке развлечений, в котором некая часть посетителей сходит с ума от страха перед темнотой;
- археологиня, при раскопках руин древнейшего города планеты напоровшаяся на руины ещё более древнего города - точнее, нескольких друг над дружкой, каждый из которых был уничтожен огнём через равные промежутки времени;
- журналист, делающий материал о секте Апостолов Пламени, которые с точностью до дня предсказывают скорый конец света, когда настанет Ночь и придут Звёзды, которые всё уничтожат своим небесным огнём, и поэтому надо поститься, молиться и сдавать на храм;
- молодой астроном, прислуживающий запоздалому местному Ньютону и обнаруживший нестыковки в его теории всемирного тяготения - а именно неучтённые возмущения в орбитальном движении родной планеты.

Дальше, думаю, можно не рассказывать, а просто констатировать предельное изящество идеи и предложить почитать самому. И пред-ап, и собственно ап, и пост-ап сделаны мастерами; психологизм безо всяких излишеств сводится к чёткому противопоставлению рационального мышления персонажей "до" и его же "после". Для меня это произведение - своего рода эталон.

2. "The Night Face", "Ночное лицо", повесть Пола Андерсона. Вселенная Политехнической лиги, позднее Империи, позднее Долгой Ночи, позднее выкарабкивания из неё.

Именно в порядке этого выкарабкивания космическая посудина посещает окраинную планету на предмет реинтеграции таковой в новое издание торгового сообщества. Люди там довольно долго жили сами по себе. У них всё хорошо, есть кое-какая робототехника, хотя сами аборигены ничего страшнее лука и стрел себе не позволяют. Развитые мифология и искусство, полное отсутствие всякой пакости типа государства и прочей полиции, при том, что дома с высокими стенами и узкими окнами. Короче, парадиз.

Сюжет построен на общении с аборигенами двух членов экипажа из разных культур. Один - "автономный индивид" из либерального общества, немножко торгаш, немножко учёный. Другой - наёмник из ригидной стратифицированной милитократии; не самурай, но карате знает. И вот они на пару открывают то, на чём этот затерянный парадиз обустроен: его культурные, психологические и биологические основания.

Если читатель снизойдёт до этой вещи, то заранее прошу его обратить внимание на два обстоятельства:

- во-первых, автор там делает заявку на предъявление границы человечности, то есть пытается ответить на вопрос, какое двуногое без перьев и с плоскими ногтями уже не человек - и я бы сказал, что его заявка необоснованной не выглядит, хотя и лестной тоже;
- во-вторых, в повести показана достаточно редкая (для искусства) ситуация, когда миф становится орудием рационального мышления - более того, способом пережить отказ такового у себя лично или окружающих. Обычно дела в произведениях искусства обстоят прямо противоположным образом: там рацио позиционируется как затычка между очередными приходами от социально одобряемых галлюциногенов, не обязательно химических. Мнится мне, что это серьёзный перекос искусства сравнительно с жизнью, где "всего примерно поровну".

Так что.

Буде читатель является поклонником жанра НФ, но какая-либо из этих вещей ускользнула от его внимания, то, полагаю, он не пожалеет, восполнив этот пробел.

Исходники на английском можно найти на торрентах, конечно же.

Спасибо за внимание.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

литература, критика, ссылка, дыбр

Previous post Next post
Up