Жили-были старик со старухой, и было у них три сына. Старший умный, младший дурак, а средний занимал промежуточное положение на шкале IQ.
Послали однажды старшего сына на базар купить лошадь. Тот отправился. Возвращается, а лошади нет, да и денег тоже. Вместо денег суёт какую-то блестяшку и говорит: "вот, мол, натуральный брульянт в сто каратов. Повезло так повезло, иначе не скажешь. Купил за четвертак у одного важного завитого барина, который без денег остался и очень торопился на последнюю карету успеть, чтобы, значит, поучаствовать в конгрессе народов Антарктиды. Вот бумага с гербовыми знаками, так и написано "настоящий брульянт из царской казны, подпись експерта из города Карлсруя"."
Младший брат - дурак же - потянул камешку в рот, грызанул, а она и рассыпалась, оказалась лесным орехом в фольге. Зубы у младшего крепкие, хорошие. Старший брат со стыда чуть в погреб не провалился.
Делать нечего, лошадь всё равно покупать надо. Пошёл младший. Он в брульянты с конгрессами по своей глупости и так не верил, а уж после такого примера и подавно. Возвращается опять же без лошади. Говорит, померла по дороге. Как смотрел - лошадь была во! Зубы, хвост, бока и копыта - всё на месте и первого сорту. Арабский скакун, не менее того. Ясное дело, надо хватать со всею смекалкою, пока не перекупили, а то возле цыгана, который продавал, уже отирался какой-то завитой, цену набавлял. Ну да я её, цену, перебил. А по дороге домой лошадь того, сдулась, паром изошла, и копыта отвалились. А зубы вот, за гашником принёс, они отдельно оказались. Лучше, чем у меня.
Старший брат хотел было младшему дать подзатыльник, но вспомнил про брульянт и не дал. Тут средний со скамеечки поднялся и говорит: "а давайте я пойду". На него оба брата накинулись: "да ты вообще ни то, ни сё! Если ты такой умный, то почему такой средний? А если ты такой дурак, то тем более почему?"
Пошёл, однако, средний, да и вернулся с лошадью. Не арабским скакуном, конечно, но и не одром каким. На сдачу докупил скобяных изделий к будущему ремонту. Братья отмахиваются: "мол, ты такой средний, что тобой и цыгане брезгуют, не то что карлсруйские експерты".
Средний брат отвечает: "да нет, подходил один, с куафюрой штопором, предлагал земельные облигации межгалактического банка, с натуральными неподдельными голограммами, сто процентов годового доходу".
Братья: "а ты чего?" Средний брат: "ну так я подумал, что бы ты, младший, сказал бы старшему: не может на сельском базаре быть межгалактических банков, да ещё с голограммами. Озорство это. Ты у нас, младший, дурак дураком, однако ж на земле живёшь, знаешь, что чудес не бывает". Младший среднему "дурака" простил и надулся не от обиды, а от гордости.
А средний брат продолжает: "потом, как лошадь выбирал... там этих лошадей!.. Арабские скакуны, сивки-бурки, вещие каурки, горбунки шестисотые, Тираэлев рысак... Чудеса, да и только. Зубы блестят, мослы хрустят, хвост длиной десять шагов и золочёная сбруя в придачу. Ну, обрадовался, сейчас как выберу самую сверкающую!.. А потом призадумался".
"О чём?", спрашивают старший и младший братья. Средний отвечает: "Да я вот подумал, что бы ты, старший, младшему отповедал. Что, мол, хвост лошадиный шеллаком можно начистить, саму животину для резвости триметилмеркаптаном обкурить, а для корпулентности и расцветки прочитать над нею избранные места из переписки Белинского с Йог-Соттотом. Старший-то у нас в сказки про Антарктиду верит, как маленький, зато числа знает и орфоепический словарь целиком превзошёл, его внешностью да резвостью не проведёшь". Тут, понятно, и старший брат загордился.
Средний брат продолжил: "ну вот, я и пошёл искать такие продажи, чтобы вы оба-двое у меня в голове не ругались. Как нашёл такую, что оба молчали, так и купил".
"Видишь", говорит старший брат, "что бы ты без моего ума делал? Ум всего важнее, без ума не проживёшь". "Да ну", говорит младший брат, "главное, опаска с недоверчивостью, как у меня, а то в дураках и с умом можно остаться". Средний брат только вздохнул и рукой махнул.
Вот так и купили они лошадь. И ещё скобяных изделий на сдачу, к ремонту. После ремонта там была жутковатая история со стрельбой из лука по невестам, потому что старик озаботился внуками, но это нонсабж. Так что тут и сказочке конец.
А кроме того, я считаю, что
Аракчеев должен быть свободен.