Конструктивно-пессимистическое, торопливо-сумбурное.

Apr 22, 2010 18:48


Вот хочешь что-нибудь сказать важное, и вдруг выясняется, что перед тем надобно другое важное обозначить. Да ещё и в гораздо большем объёме.

Сидел я, водил пальцем в атмосфере, намечал контуры Истинно Русской Медиа-Вселенной, хотя бы и в Ипостаси Многопользовательской Компьютерной Игры. Тема, сами понимаете, упоительная. "Синергия креативных гражданских групп", именины сердца.

Однако вылезло мешающее. А почему именно медиа-вселенная, неужели оно так важно?.. и вылезло аккурат рядышком с физико-лирическим гевалтом, на который ссылается предыдущий пост. Образовался ответ: да потому, что никакой другой масштабный гуманитарный проект в современной РФ неосуществим. То же самое относится к обозримому будущему, даже светлому. И вот уже для таких заявлений верхнего чутья недостаточно. Объясняться надо.

Что и делаю. А контуры обождут.

Гуманитарный проект, гуманитарный проект... учреждения, работающие с людьми, изменения в составе и структуре этих учреждениях и процессе работы, конечная цель: массовое управляемое изменение свойств человеческого материала. Противоположностью гуманитарного проекта является гуманитарная катастрофа как манифестация массового неуправляемого изменения свойств человеческого материала.

Почему масштабные гуманитарные проекты в современной РФ невозможны? Разберём пример. Вот у нас чисто гуманитарные области деятельности: образование, искусство, СМИ. Все они занимаются как раз управляемым изменением свойств человеческого материала. И, предположим, нам вступило в поясницу улучшить образование. Всерьёз. Проект? Проект. Гуманитарный? А как же.

Поехали.

Дальнейшие рацеи представляют собой достаточно старый отдельный текст, который я вроде бы не выкладывал в блог. Касается он сугубо школьного образования - кое-что, относившееся к образованию высшему, я потёр. А то, знаете ли, сейчас присутствую на курсах повышения квалификации, где нас учат, что такое ФГОС-3... при одобрительном отношении к некоторым заимствованным с Запада концепциям, - имеют смысл, б/п - вопросы обеспечения реализации всей этой благости в РФ вызывают у меня желание обсуждать их беспросветным матом. Что неприлично.

Основной смысл текста - формулирование неких гуманитарных проектов, а не отстаивание их хорошести и истинности в последней инстанции. Я просто показываю, как это могло бы выглядеть. Кстати, отмечу, что симметричные тексты могут быть написаны и по искусству, и по СМИ.

А потом объясню, почему это невозможно, даже если будет принято к выполнению.

Заранее прошу прощения за воляпюк и обозначение тех или иных явлений с ходу, своими словосочетаниями, которые чаще всего состоят в прицепе слова "гуманитарный" ко всему, что движется. Наверняка умные люди успели рассудить об этих материях до меня и найти правильные слова, но я их не читал, увы. За что тоже прошу прощения.

***

Образование у нас декларировано всеобщее, и, более того, эта всеобщность признаётся за нечто желательное. Желательность эта, по моему скромному мнению, происходит вовсе не от понимания необходимости образования (тогда родители ан масс понимали бы, и что с ним надо делать, а этого не наблюдается), а обязана своему существованию импринту советского ликбеза в частности и преодоления последствий гуманитарной катастрофы Гражданской войны вообще. Эйфория, отлитая в граните; эйфория прошла, гранит остался.

По-любому условие всеобщего образования оставляем и сразу налетаем на противоречие.

Всеобщее образование, требующее терпимых затрат, есть образование стандартное и шаблонное.

Мне могут возразить, что в перспективе выгоднее штучно обучить одного талантливого мальчика из хорошей семьи, чем конвейерно обтесать десяток юных быдланов. Это возражение фальшиво, потому что подразумевает а) гарантированную отдачу от вложений б) с заранее известными нормами прибыли в) при полном отсутствии негативных последствий недоучения; все три посылки ни разу не факт. Следовательно, от противного: учить надо всех, а чтобы не разориться и хоть какую-то пользу от обученного люда получить, то учить бы надо примерно одним и тем же вещам.

Индустриальный подход, чего ж вы хотели.

Однако разнородный человеческий материал на входе системы никто не отменял. Дураков и умных, слабых и сильных, богатых и бедных. И стричь всех под одну гребёнку тоже оказывается накладно; в потери идут и те, кому стандартный набор знаний недоступен, и те, кого стандартный набор тормозит и ограничивает.

Добавляем ещё одно условие: зависимое от человека качество общедоступного блага обязательно тяготеет отнюдь не к среднему, а к минимально приемлемому для потребителя уровню.

Иными словами, в этой системе стандартный набор получаемых знаний и стандартные техники их предоставления будут деградировать до тех пор, пока сколько-нибудь организованно не всполошатся родители учащихся или, менее вероятно, работодатели - последние, впрочем, кинутся в бессмысленный и бесполезный берсерк на учреждения высшего и профессионального образования. С учётом того, что родителям "некогда, работать надо", получается оптимистичная такая картинка.

Как будем улучшать? Опять же, стандартные ходы: диверсификация учебных заведений и волюнтаристское ограничение "снизу" уровня получаемых знаний и техник их предоставления.

Диверсификация учебных заведений. Необходимые условия: а) наличие системы раннего выявления талантов, б) достаточная горизонтальная мобильность на семейном уровне и/или в) общественно приемлемые нормы, обеспечивающие интернатское обучение талантливых детей. Не путать с естественной диверсификацией по уровню доходов родителей - хотите нового 1917-го, флаг вам в руки.

"а)" и "в)" - сугубо гуманитарные проекты. Отмечаю на полях, внизу буду рассматривать.

Волюнтаристские ограничения. Здесь интереснее, ибо появляется вопрос критериев - кто и чего хочет. "Кто" - это государство, общество, сама школа, семья; именно в таком порядке снизу вверх по требованиям к образованию.

Наиминимальнейший уровень устанавливает государство: этот уровень должен обеспечивать способность обученного потреблять порядок, устанавливаемый этим государством. Св. вмч. Атаульфий-Освободитель полагал, что здешних достаточно обучить считать до пятисот и писать собственное имя, кровавый тиран Джугашвили что-то там дозволял насчёт логики и изучения Советской Конституции. О вкусах не спорят, хотя мне симпатичнее вкусы тирана.

Этот минимальный уровень обеспечивается не только учебной программой, но и такими вещами, как, например, школьная форма. Да, она обязательна, ибо является составляющей ответа на невозможность нужной степени диверсификации учебных заведений. Свойства, для отбора неважные, подлежат нивелированию.

В тот же самый прожиточный минимум входят и школьная охрана, и настоящая ювенальная юстиция. Охрана, которая охраняет детей не от гипотетических террористов, а друг от друга. Да, херачить дерущихся детей тазером, а потом отливать холодной водой. Устанавливать тех, кто бьёт стёкла, и выкатывать судебные иски родителям. Судебные, понимаете? Юстиция здесь должна быть заточена не под "защиту интересов ребёнка", что является демагогическим прикрытием государственного вторжения в семью, а вовсе даже против интересов семьи, неотъемлемой частью которой признаются дети. Права родителей по отношению к детям должны быть расширены всерьёз, и общественные нормы должны быть модифицированы под признание этих прав.

Сюда же допишу обязательность стипендий, пусть мизерных, особо отличающимся в учёбе лет с двенадцати-четырнадцати. Это тоже способ внешнего воздействия на семью, на сей раз пряником.

Всё это опять-таки гуманитарные проекты, достойные очередной засечки на полях. А, кстати, вот ещё один, без которого фича школьной формы со временем становится багом. Должна существовать околошкольная индустрия мелких, дешёвых, но привлекательных прибамбасов, позволяющих своеобразить собственный имидж без скатывания в подчёркивание отличий своего происхождения. В советской школе этого сильно не хватало, кто помнит.

Лирическое отступление. Пусть в классе есть бедный умник и богатый дурак. Оба самоутверждаются. Дурак побрякушками на родительские деньги, умник учёбой. Мне одному кажется, что из умника после такого соревнования имеет все шансы вырасти человек предельно меркантильный и, в случае масштабного таланта, стремительно сдёргивающий за рубеж, потому что там платят больше? Да ещё и плюющий на прощание в остающуюся здесь быдлу. Конец лирического отступления.

Продолжаю не по порядку.

"Самое высокое" ограничение "снизу" задаётся семьёй, и ничего нового в нём нет. Вырастить нового Робертину Лоретти, Билла Гейтса, Дмитрия Медведева... ну вы поняли. Как правило, это сугубо внутрисемейное дело, и оно представляет интерес только тогда, когда сознательные граждане начинают коллективно писать по инстанциям. Почему в школе не читают Плутарха в оригинале, где кружок конькобежного спорта, куда смотрит классный руководитель... Это частный случай задачи общественной самоорганизации, а потому подробно не рассматривается. Просто ещё одна галочка в перечне проектов: региональные образовательные иерархии а) прислушиваются к мнению организованных родителей и б) имеют достаточно полномочий, чтобы эти требования удовлетворять; в частности, образовательные стандарты становятся более зависимы от специфики региона с поправкой на актуальную горизонтальную мобильность.

А вот что стоит рассмотреть отдельно, это требования, которые к образованию предъявляет общество. Не государство, не работодатели, не родители. Общество. Или, если хотите, народ.

Народу надо поколения менять. И, как я однажды выразился, смысл жизни каждого поколения - это защита следующего поколения от ошибок предыдущего. Иными словами, нужность образования народу считается "вторым темпом". Нынешние учащиеся - неважно, насколько они долбанутые - должны быть выучены так, чтобы они потом в школу нормальных детей привели. Именно здесь и сидит ТЗ на все эти "светские этики", МХК, ОПК, ОБЖ, ОСГиП, ёпрст и прочие психологии семейной жизни.

Требования же самой школы к образованию представляют собой модификацию требований общества. Тот же "второй темп" и "отложенное воспитание", но здесь сильно разные родители должны приводить в школу более-менее одинаковых детей. Снижение гетерогенности входного человеческого материала в целях экономии усилий на общедоступном благе, о чём говорилось сильно выше по тексту.

Сразу хочу сказать, что из этих требований следуют разумность и справедливость отказа не-титульным нациям в образовании на родном языке. Никаких грузинских и таджикских школ в Москве. Никаких подлаживаний к национальному составу классов. Необходима организация школ, где детям пришлых в первую очередь ставили бы русский язык как второй родной. Хоть тушкой, хоть чучелом, но некий перечень текстов на русском языке должен быть зверятами прочитан и усвоен за счёт любых других предметов. С тем, чтобы уже их дети лет через двадцать пять пошли в нормальную школу. Это, кстати, последовательно интернациональная позиция (не путать с правозащитной), которую я вовсе не обязательно разделяю. Однако вопросы депортации и прочие приятности здесь оффтопик.

Ну и хватит пока. Перечисляю соподчинённые гуманитарные проекты, обозначенные в процессе мечтаний о качественном улучшении системы образования, в порядке объявления.

1. Система раннего выявления талантов, т. е. полезных отклонений от нормы.

2. Обеспечение интернатского обучения одарённых детей как общественно приемлемого. Чтобы отдавали детей в падаваны.

3. Та же фигня для минусовых детишек.

4. Обоснование и установление государственного образовательного минимума - не по уровню, а по предметам. Скорее всего, это те же логика и какое-нибудь "граждановедение". О латыни я и не мечтаю.

5. Обоснование и установление пределов и средств стандартизации учащихся - средств и в смысле "вещей", и в смысле "методик".

6. Создание системы охраны правопорядка в школе, качественно подобной системе охраны правопорядка в стране.

7. Переналадка института "ювенальной юстиции" под задачу защиты общества от семьи.

8. Стипендиаты как средство позитивного взаимодействия общества и семьи. "Молодец, пятьсот рублей в дом принёс. Заработал".

9. Простройка общения [возможных] родительских организаций, регионального руководства и региональных же методических организаций.

10. Обоснование и установление общественного образовательного минимума - предметы "отложенного воспитания". Этика и прочее богомыслие.

11. Та же фигня для школьного образовательного минимума.

12. Определение минимального культурного допуска в обычные школы по этнической специфике, создание и обеспечение системы русифицирующего - или, нейтрально, титульного - образования для тех, кто требованиям этого допуска не соответствует.

***

И как? Реально выглядит? Возражения типа "народ дерьмо" или "денег не дадут" - не принимаются. На самом деле затык здесь совершенно в другом. Представьте себе, что денег дали. Абрамович яхту продал на благое дело "и прослезился". Представьте себе, что и сопутствующие реформы провели... "увеличим поголовье учителей в России в 2 раза к 2020 году!" при соответствующей оплате и жёстко заданном отборе в педвузы. Представьте себе, что и народ - не дерьмо. Что, если к народу по-человечески, то и он тоже. Я лично, кстати, искренне в это верю.

А всё равно не получится. По двум причинам.

Первая причина. У нас (ещё/уже?) не умеют исполнять приказы. Выполнять умеют, а исполнять нет. Могут делать, но сделать не получается.

Выполнить приказ - значит, выполнить совокупность элементарных действий: нумерованный список глаголов неопределённой формы. Исполнить приказ - значит, изменить окружающий мир, сделать таким, каким его хочет видеть отдавший приказ: связный художественный текст. Почувствуйте разницу, даже если бы Вы сами выбрали для её описания иные слова.

Говоря прозой, у нас не умеют обеспечивать исполнение; а говоря стихами, в кузнице вечно не хватает гвоздя, причём в каждой кузнице разного. Всякий гуманитарный проект масштабов страны столкнётся даже не с недостачами и недостатками, а с многообразием частных недостач и недостатков. В проекте возникнут внутренние напряжения, которые его и угробят. И при щедром финансировании, и при хорошем отношении, и, чтоб его, даже энтузиазме.

Резоны для рассуждения, кстати, тривиальнейшие и никоим образом не указывающие на чью-то злую волю. Просто количество управленцев на той или иной задаче управления у нас пропорционально не размерности этой задачи, а размеру материальной выгоды от её решения. Поэтому управленцев на задачах, связанных с вышеизложенными прожектами, будет банально не хватать.

Вторая причина покоится опять-таки на очевидных соображениях. Всякое гуманитарное воздействие - т. е. воздействие с целью изменения свойств человеческой личности, которая оному подверглась - эффективно постольку, поскольку использует отношения обрабатываемого человечка с другими людьми. Чем больше мощность множества отношений между членами обрабатываемой популяции, тем эффективнее обработка, тем, в конечном счёте, она выгоднее для обрабатывающего, в т.ч. материально. Здесь можно даже использовать понятие "ёмкости рынка", на котором оперируют гуманитарные "продавцы" разных классов: и школы, и средства массовой информации, и художники с замполитами.

Атомизированная популяция - малая мощность множества отношений между её членами - малая ёмкость "гуманитарного рынка" - жёсткая конкуренция между "продавцами", внутри- и межклассовая.

"Жёсткая" в смысле "игра с нулевой или отрицательной суммой": выигрыш одного всегда обусловлен проигрышем другого, при этом проигрыш вполне может составлять величину, большую выигрыша.

Иными словами, всякий большой проект в гуманитарной сфере для акторов, напрямую в нём не задействованных, конкурентов - что-то вроде буйвола, оказавшегося в речке, полной пираний. Малейшая царапина - кинутся на запах крови, и всё. Просто чтобы покушать, а то кушать нечего.

Актуальный пример - долгоиграющий гевалт насчёт всё того же богомыслия в школе. Видно уже невооружённым глазом, что всякое высказывание об оном, положительное либо отрицательное, но несводимое к частному мнению, есть в первую очередь не высказывание истинное или ложное, нацеленное на улучшение быта, но работа по капитализации некоего гуманитарного учреждения: церкви, партии, media outlet'а, начальственного или научного сословия.

Примеров не актуальных, но потенциальных можно насочинять по каждому пункту из вышеприведённых 12-ти во множестве.

Разве не прелестью будет для журналиста история о том, как новомодная школьная охранка при наведении порядка помяла ученика сильнее, чем надо? Ученик, кстати, не был отобран как талант для ссылки в бесчеловечный интернат, хотя на самом деле он гений. Повезло. Однако учителя его, естественно, зажимают, чтобы стипендия уходила по блату. Не повезло и в другом - был друг Махмуд, объяснялись жестами и улыбками, а его в школу для титульного образования, потому что не знает русского языка, хотя наш помятый герой был бы рад научить. И вообще в школе творится смрад и ужас, дорогая и понтовая школьная форма... вариант: дешёвая и некрасивая... унижают достоинство учеников... и так далее.

...после чего газетир (это вариант из лучших, про "ток-шоу" я вообще молчу) пересчитал гонорар "и, веселый и безмерно собой довольный, помчался домой, да так быстро, словно кто-то за ним гнался".

И так по каждому поводу, которые будут во множестве в силу предыдущей причины. Просто чтобы покушать. С течением времени к тому же самому подключаются работники искусства, они же "исследователи социальных проблем" и "народная совесть". Не дай бог, вдобавок окажутся и талантливые.

Опять-таки, может, это только моё воображение, но в силу "гуманитарной конкуренции" всякий масштабный гуманитарный проект общество будет научаемо отторгать.

За исключением. Да, как раз за тем исключением, о котором шла речь в самом начале. "Истинно Русской Медиа-Вселенной, хотя бы и в Ипостаси Многопользовательской Компьютерной Игры".

В чём отличие?

Во-первых, дело совсем новое, поэтому есть шанс сделать его правильно - просто в силу того, что старые шаблоны гнобления не сработают. Акела может промахнуться.

Во-вторых, внутрипроектные транзакции для рабочей группы здесь получаются географически сосредоточенными и, в силу этого, менее подверженными "административному трению" и/или коррупции.

В-третьих, те же внутрипроектные транзакции, но уже для пользователей, не сводятся к непосредственному взаимодействию с рабочей группой, а значит, здесь "административное трение" присутствует вообще по минимуму, в качестве граничного условия, а не повседневного быта.

В-четвёртых, такого рода проект может создаваться при участии всех классов гуманитарных акторов, что убирает одно из измерений конкуренции между ними.

В-пятых, проект наращивает мощность связей в обществе (весьма специфических связей, не спорю, но всё же "ёмкость рынка" увеличивается) и, главное, делает это быстро. Не через поколение, а через несколько лет - то есть получается "локомотив" для всей гуманитарной сферы.

Всё!

И вот уже после этого обоснования, каким бы кривым оно Вам ни показалось, я имею право излагать, почему эльфы сто тридцать пятого уровня должны быть в синих штанишках, а орки - в красных.

Но это уже как-нибудь потом.
А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

образование, игры, общества, теория, футуризм

Previous post Next post
Up