О "северной" демократии.

Jul 11, 2007 21:31



"Надеюсь, ты не думаешь связываться с Эйком,
Ярпен? Он болтает ерунду, но уж коли забрался на
кобылу и его понесло, то лучше отойти с дороги."

(Анджей Сапковский, "Меч Предназначения")
Думаю, время от времени здесь будут появляться статьи под тегом "дивный новый мир", связанные с моим пониманием общества, построенного на "северной" этике. На истину в последней или ещё какой инстанции не претендую, сплошная игра ума, но:

а) это общество, в котором я хотел бы жить, и
б) я полагаю, что Россия может таким обществом стать.

Сегодня - о механизмах смены власти в таком обществе. С отрицательными примерами из российской политики последнего исторического периода. И с выводом о том, что "кремлядь" и "несогласные" - две стороны светлого "северного" будущего. Только они об этом ещё не знают.


Напоминание.
"Северная", она же "четвёртая" этическая система основана на правиле: "другие не должны относиться ко мне так, как я не отношусь к ним". Производным высказыванием можно считать высказывание: "другие не должны делать мне того, что я ненавижу". Драйв "северной" этической системы - активное противостояние человека тому, что лично он считает злом; награда этичному поведению - отсутствие ненависти. Человек поступает неэтично, если позволяет сделать с собой такое, за что он испытывает ненависть к сделавшим.

Редуцированное по избирательности этическое правило "Севера" порождает нормы поведения (полюдье) по правилу "никто не должен делать того, чего не делаю я". Для тех, кто "не узнал брата Колю": "северное полюдье" определяет "совка вульгарис" как человеческий тип. При этом "западное полюдье" ("все должны делать то же, что и я") выглядит не лучше, в метрополиях плодя "функционально грамотных" борцов за freedom на всём земном шаре; в туземном варианте получаются "продвинутые менеджеры" с вытатуированным на заднице слоганом "каждый может и должен начать своё дело с двух тысяч рублей, лишь бы не мешали лузеры и государство".

Элементарные действия власти (понимаемой максимально широко) по ограничению "северного полюдья" могут быть выражены следующими формулами, образованными через инверсию составляющих формулы "северного полюдья":

- "Я приказываю всем делать то, чего не делаешь ты";
- "Я приказываю всем не делать иного, чем то, чего не делаешь ты";
- "Я никому не приказываю не делать того, чего не делаешь ты".

Преемственность власти должна проходить согласно этическому правилу "Севера": без этого деятельность власти по утверждению в обществе "северной этики" как средства ограничения "северного полюдья", невозможна.

Политическая власть, или "Чтоб вы все сдохли" как двигатель прогресса.
Из предыдущей главки следует, что политическая власть на "севере" существует постольку, поскольку её терпят. Причиной смены власти является ненависть (более обще - неприятие), которое она вызывает. Власть сносится, если она несправедлива. 1917-й и 1991-й стали иллюстрацией того, что власть при некоторых условиях в России просто исчезает, как чёрт при петушьем крике.

Именно такие настроения в очень примитивном виде (полюдье, чего уж там) обеспечивают известный успех методу "разговора с народом" под названием "валить всё на предшественника": мол, не был бы виноват, не стал бы "предшественником", до сих пор бы сидел наверху вместо меня.

Система политических ритуалов, которая соответствует "северной власти", представляет собой легальный процесс отзыва поддержки - "негативную демократию". Далее для большей понятности я заменяю слова ряда "выбор" словами ряда "отзыв".

Пусть есть некоторая отзываемая управленческая позиция. Имярек может занимать её сколько здоровья хватит при условии проведения периодических отзывов, то есть приходят отзыватели на отзывательные участки и кидают в урны "чёрные шары". Можно даже принять форму надписи на бюллетене "чтоб ты сдох!", для повышения явки отзывателей.

Эквивалентом таинства выбора из нескольких кандидатур станет, наоборот, посылка нескольких кандидатур по известному адресу. Разумеется, старые игры в "один человек - один голос за одного претендента" здесь не годятся, а, скажем, мнение отзывателя "вот этих двух во власть точно пускать нельзя, а вот эти три - почему бы и нет" вполне валидно. На эту систему, кстати, вполне удачно ложится идея постоянного счёта "чёрных меток" у действующего управленца и автоматического прекращения его полномочий по превышении некоторого числа этих меток. Со всеми техническими прибамбасами: компьютеры, сети, капилляры-папилляры...

Собралась критическая масса отвергающих твои подвиги на ниве руководства - передал дела заму, вышиб дверь и вышел вон.

Попробовал удержать власть "несмотря на" - подчинённые отказываются выполнять приказы, потому что ты уже никто автоматом. Очень неизящная, корявая, в режиме импровизации попытка осуществить такое была сделана Верховным Советом в 1993-м.

Сплотил подчинённых вокруг себя, подкупил или запугал - электорат саботирует твои распоряжения.

Фальсифицировал статистику отзыва - поддержание фальсификации со временем становится самодовлеющей задачей, ты вынужден будешь заниматься только ею, не будет смысла удерживать власть, не для чего: любая мелкая сволочь со своими интересами сможет тебя шантажировать обрушением твоей власти, а мелкой сволочи много, и интересы у неё обычно противоположные. Всё. В государстве с "северным" полюдьем можно очень долго скрывать недостаточный уровень поддержки, но нельзя скрывать излишний уровень неприятия.

Как зачаток именно этой системы (крайне примитивный и безыскусный: опять-таки, полюдье-с) можно понимать знаменитые советские голосования "за нерушимый блок коммунистов и беспартийных", когда действительным последствием процесса, способным вызвать хоть какие-то изменения, были именно голоса "против" и соответствующие надписи на бюллетенях.

То же самое применимо к отзывам по партийным спискам. Однако здесь присутствует важное дополнительное условие.

Партий должно быть мало - так, чтобы средний отзыватель уверенно отличал одну от другой. По сути, это должны быть не партии, а идеологические блоки с запретом на дробление: принцип, если хотите, "партийного майората". Речь идёт о сносе открытой политической борьбы между двумя одинаковыми партиями внутрь одной. В целях сбережения мозга отзывателя. Какой в итоге получится фронтлайн партийной идеологии, и кто будет фронтмэнами - партия решает внутри себя так, как сочтёт нужным. Дробление партии, претензии новой политической сущности на отдельное место в бюллетене повинны решаться по суду с полагающейся философско-политической экспертизой: анализ партийных программ, заключение о сходстве идеологий. Возможно также насильственное слияние партий по решению суда на основе сходства их идеологий.

"Северная" политическая система заинтересована в отсутствии "политического сектантства" как явления, которое, кстати, провоцирует ненависть, не используемую прямо для тех или иных изменений во власти. Одно дело, когда философический спор ведут, например, коммунисты и либералы, nothing personal, и совсем другое, когда с мявом и визгом катается по ковру клубок из "истинно социал-консервативно-либеральных партий", и только клочья шерсти летят в лицо публике на тему, кто вождее и кого Сам целовал в пупок.

Обратной стороной такого положения дел станет дозволенность любой идеологии. Ни один политический "изм" в "северной" политической системе не может быть запрещён. Естественным следствием такой вседозволенности станет снятие запрета на "говорение плохого" о кандидатах-соперниках: более того, выволакивание на свет неприглядной правды о - повинно стать основным методом ведения любой избирательной кампании: вызвать неприятие оппонента населением (каков будет аналог понятия "электорат" в смысловом ряду "отзыва"?). Политика должна быть интересным делом, хм-хм...

Возвращаясь к теме конкретной управленческой позиции, подвергаемой "западной" и "северной" демократиям, сравнительно. Рассмотрю гнуснопрославленные выборы 1996-го года, любопытные тем, что они были именно что свободны - в широком смысле этого слова: правила игры в большей степени определялись ресурсами соперников, чем предварительными договорённостями между ними.

Итак, соперничают два и только два идеологических блока - условно "советско-коммунистический" и "антисоветско-антикоммунистический". Все кандидаты действуют в этом и только в этом базисе, никаких отличных идеологий у них нет - лубочная мимикрия Лебедя рассмотрения не заслуживает (спецоперация, она и в Африке спецоперация - располагай коммунисты соответствующими ресурсами, замутили бы симметричный проект). Голосуют люди в массе своей - "против Ельцина" или "против коммунистов". Действительная пропаганда обеих сторон совершенно негативна и выдерживается в ключе "посмотрите, что эти сделали со страной" (ельцинская дороже, а потому мощнее). Какие-то позитивные образы будущего на фоне этого были просто не заметны.

"Западные" советологи, политологи, кремленологи, охренологи могут написать ещё десятки томов по поводу, что и как объясняется на этих выборах - и пусть пишут: чем больше денег уйдёт им на гонорары, тем меньше останется на военные расходы США. С этической точки зрения ситуация 1996-го года может быть диагностирована точно: осуществление "северной демократии" по правилам демократии "западной". Да, некрасиво и расточительно - как некрасивым и расточительным был бы матч по дзюдо между двумя футбольными командами.

Кривое и косое преемничество Ельцин-Путин тоже было проявлением "северной демократии" по букве "западных" правил: люди голосовали против Ельцина и против ельцинской эпохи, к которой, кстати, относились путинские оппоненты в 2000-м.

Я вам больше скажу: пресловутое "путинское большинство" вовсе не есть "большинство моральное", "основа нации" или ещё какая-нибудь ерунда. "Путинское большинство" есть сумма людей, каждый из которых считает, что Путин за время своего правления не успел лично ему напакостить. Вот и всё. И все проявления отношений "власть-общество" - законы, инициативы, пиар-ходы, проекты, общественные палаты, новостные репортажи - в XXI веке в РФ посвящены решению задачи сохранения "путинского большинства". Все без исключения.

Один из ходов оппозиции оказался адекватным до гениальности. Имеется в виду ввод в политический лексикон понятия "несогласных". Тех, кто готов кинуть "чёрную метку" нынешней власти. Это действительно нечто из будущего, опережение своего времени (потому так дико и смотрится). Хотя гениальность здесь же и закончилась, потому что всякая конструктивная программа за исключением "сделать собственное несогласие фактором реальной политики" "несогласным" противопоказана в принципе. Требования "западных" плюшек, выдвижения каких-то кандидатов - это уже растрата прекрасной идеи. Ну, если очень повезёт, то получите вы ваш оранжад, а дальше? - та же фигня, что уже была в 90-х, потому что ничего другого из "северной" игры по "западным" правилам не получится.

Идея у оппозиции проклюнуться смогла потому, что она, оппозиция, менее связана правилами игры внутри себя, чем власть. А власть, как баран на мосту, упёрлась в "проблему преемника", имеющей ту же самую причину - несоответствие "северного" полюдья "западным" правилам игры, по которым Конституция написана. И предложения, типа снятия писаных ограничений по длительности пребывания Самого на посту, выглядят по "западным" правилам брутальным шулерством, хотя по правилам "северным" они вполне разумны и естественны - но только в сочетании с идеями "несогласных" о праве людей послать власть куда подальше в любой удобный людям момент. Эти идеи теоретически дополняют друг друга, вместе образуя фундамент "северной" политической системы. Насчёт же практики...

Во власти сидят и думают, как передать "путинское большинство" с рук на руки и не рассыпать. Ребята, это бесполезно. В стране с "северным" полюдьем такое большинство может только уменьшаться со временем, а в случае идеальной власти, которой не бывает и которой вы сами ни в коем случае не являетесь - оставаться на прежнем уровне.

Оппозиция тоже после того проблеска гениальности не радует. "Валить власть" в настоящее время можно одним-единственным способом: объяснять людям-человекам, как конкретно вон тот товарищ в кимоно лично тебе влез в карман, плюнул в душу, а потом ещё сделал такое, о чём приличные люди в обществе не говорят, опасаясь обвинений в экстремизме. А все марши и фарши - это такой способ побить себя пяткой в грудь: душеполезно, но к решению поставленной задачи не ведёт.

Мне остаётся только быть оптимистом и надеяться, что со временем "путинское большинство" уменьшится, а "несогласные" окрепнут, но это не приведёт к сжиманию челюстей на вражеских глотках, а к чему-то вроде пакта о ненападении, заключённого на время, необходимое для переписывания Конституции под "северные" правила. А то развитие через катастрофы мне как-то в падлу.

***

Мои ранешние рассуждизмы по поводу мирских последствий формальной этики, основанные на работе "Поведение", лежат здесь ( 1 | 2 | 3 ).

дивный новый мир, политика, теория, футуризм

Previous post Next post
Up