С.Преображенский || «
Литература и искусство» №8, 23 февраля 1943 года
Да здравствует великий советский народ, его героическая Красная Армия и Военно-Морской флот, создавшие прочный фундамент для победы над немецко-фашистскими захватчиками! Вперед, за полный разгром немецких оккупантов! (ИЗ ЛОЗУНГОВ ЦК ВКП(б) К ГОДОВЩИНЕ КРАСНОЙ АРМИИ)
# Все статьи за
23 февраля 1943 года.
В труднейших условиях - в землянках, на грузовиках, на кораблях, в подводных лодках, невзирая на холод и непогоду, ведут сейчас свою работу артисты-фронтовики. Метким словом, песней вдохновляют они бойцов и командиров на новые героические дела.
За двадцать месяцев отечественной войны артисты эстрады провели непосредственно на фронте более 50 тысяч концертов. На фронтах отечественной войны побывало за это время более тысячи бригад, об’единивших около 10 тысяч артистов различных жанров.
Творческая работа актёров в этот период характеризуется, в основном, поисками нового боевого, нужного фронту, репертуара. Основным источником репертуара для эстрады становится газета. На эстраде читаются страстные публицистические произведения
И.Эренбурга,
А.Толстого, М.Шолохова,
В.Василевской, патриотические стихи
К.Симонова,
А.Твардовского,
А.Суркова и других поэтов и писателей.
На фронте звучат новые советские песни, многие из которых прочно входят в быт армии. Большим успехом пользуются песни Ю.Милютина, В.Соловьева-Седого, М.Блантера, Д.Покрасса, К.Листова и других.
Песня, яркое художественное слово, пляска - друзья бойца; они сплачивают людей, помогают легче переносить тяготы боевой жизни, укрепляют боевой дух и веру в победу.
Показателен отзыв о работе на фронте одной эстрадной бригады: «...Следует отметить, что концерт дал настоящий и хороший отдых, он ещё больше поднял наступательный порыв у бойцов и командиров для истребления немецко-фашистских бандитов».
Особым успехом пользуются на фронте юмор, веселая шутка, злая сатира на врагов.
Фронтовая эстрада, как явление искусства, ещё найдет своих исследователей и историков. Но даже и теперь накопленного опыта достаточно для некоторых обобщений и принципиальных выводов. Прежде всего несомненно, что особенности восприятия бойца, приподнятость настроения на фронтовом концерте и, наконец, особое единение актёра со зрителем приводят к тому, что такой концерт перерастает обычные рамки художественного воздействия.
Приобщение к духовному богатству своего народа, глубокая народная мудрость, страстность и гуманизм лучших произведений искусства прошлого и настоящего укрепляют стремления бойца драться, не жалея жизни, за свободу своей родины, за торжество своей культуры.
Обычным явлением стали стихийно возникающие митинги после концертов. После выступления бригады Узбекской филармонии один боец-узбек, услышавший где-то возле Ладожского озера стихи и песни своей родной страны, попросил у командира ответственное задание и проявил в разведке исключительный героизм. На Воронежском фронте в энской артиллерийской части после концерта бригады Л.Руслановой бойцы обещали уничтожить «в подарок» артистам пять тысяч фрицев. Перед от’ездом бригаду известили о перевыполнении этого обязательства. Таких фактов можно было бы привести очень много.
Нельзя утверждать, что все проблемы репертуара и исполнительского мастерства фронтовых бригад успешно решены. Здесь неустанно должна работать творческая мысль.
До сих пор не найдено, в частности, правильное соотношение в материалах концертных программ. Сначала репертуар фронтовых бригад строился почти исключительно на героических темах; затем стал преобладать лирический репертуар и юмор.
Ясно, что ни одна из этих крайностей не дает правильного решения. Духовные запросы героических людей нашего фронта широки и разнообразны.
В письме на имя директора Московской филармонии один боец-кавалерист писал со Сталинградского фронта в самые напряженные дни: «…отдыхаю после боя, очень хочется послушать Чайковского, Шопена».
Необходимы мобилизация всех жанров и исключительная взыскательность к себе актёров, чтобы удовлетворить высокие культурные запросы бойцов.
Опыт доказал, что художественное обслуживание фронта наилучшим образом может вести многожанровая концертно-эстрадная бригада в 10-12 артистов. Выступления ее, однако, не могут строиться по принципу простого соединения номеров: в каждой программе необходима основная идея, целеустремленность. Очень важно также умение «применяться к местным условиям». Есть, например, разница в требованиях, пред’являемых концерту в воинской части, находящейся на отдыхе, и концерту в части, идущей в наступление.
И, наконец, пожалуй, главное качество концертной программы - её народность в широком смысле слова.
На фронте огромной популярностью пользуются произведения народного творчества, созданные в нашей многонациональной стране, и, в первую очередь, русская песня, русская пляска, замечательный, простой, задушевный и богатый русский язык.
Любовь к русской земле, к русской природе, к русскому народу, всегда жившая в каждом из нас, сейчас, во время войны, стала особенно сильной, и потому понятно огромное значение, какое приобретает исполнение на фронте русских народных песен, мелодий и плясок.
За последнее полугодие на фронте побывали бригады Украины, Белоруссии, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Туркмении и других наших братских республик. Бригады национальных республик, а также бригады из Сибири и с Дальнего Востока, с Урала и из городов Волги передали горячие приветы Красной Армии из своих родных мест. Они рассказали о замечательной работе наших заводов, колхозов. Актеры, иногда сами того не предполагая, оказались отличными агитаторами; они воодушевляли бойцов своими рассказами о героической работе тыла.
Ведущие театры, крупнейшие филармонии Союза продолжают систематически посылать бригады в Действующую армию. Но особо хочется сказать о представителях советской эстрады, которые полностью посвятили себя фронту. Они сейчас покинули удобные сцены, просторные концертные здания. Эстрадой им служит грузовик, зрительный зал их расположен либо в лесу, либо в землянке. Выступать с таких подмостков - для них большая творческая радость.
На Воронежском фронте, на одной батарее дальнобойной артиллерии, для выступления бригады артистов была приготовлена сцена, вся убранная свежей хвоей. Сзади стоял грузовик-фургон, куда бойцы заботливо притащили огромное трюмо: это была приготовлена актёрская гримёрная.
На фронт выезжали наши крупнейшие, широко известные в стране мастера искусств: М.Михайлов, Л.Александровская, А.Тарасова, А.Бучма, Н.Черкасов, Е.Кругликова и другие. Активно участвуют в культурном обслуживании фронта мастера эстрады - заслуженные артисты Русланова, Орленева, Спришевская, Утесов, Балашов, артисты Веревкин, Гаркави, Домогацкая, Дарский, Дыховичный, Королев, Кудрявченко (М.Глэк), Понна, Кузнецова, Лаврентьевы, Лукавихин, Лукьянченко, Махлин, Магдесян, Малахов, Мелехов, Миров, Немировский, Оганезова, Обухова, Першин, Раскатов, Райский, Ренский, Спевак, Тоддес, Холфин, Антон Шварц, Эфрос, Ярославцев, Юровецкий и многие другие.
Сейчас работают постоянные фронтовые коллективы: к их числу нужно отнести прежде всего джаз-ансамбль под руководством К.Шульженко и В.Коралли. Считая себя мобилизованным, ансамбль вынес все трудности осады Ленинграда. Проведя в тяжёлых условиях - зимой 1941-42 г. свыше 600 концертов во флоте и на Ленинградском фронте, ансамбль неустанно работал над новым репертуаром.
С большим успехом выступал в Действующей армии Государственный джаз-оркестр под художественным руководством Л.Утесова.
Флотская бригада (тт. Дарский, Миров, Дыховичный, Раскатов и другие) обслужила много баз и кораблей Военно-Морского Флота. В легендарном Севастополе работала другая эстрадная бригада (бригадир т. Юровецкий); её концерты в районе Балаклавы проходили на расстоянии 150 метров от переднего края немецких окопов.
Бригада Л.Руслановой побывала почти на всех фронтах.
В приказе начальника Политуправления Воронежского фронта о ней говорится:
«…Бригада работала всё время на переднем крае в исключительно сложных и тяжёлых условиях, часто под обстрелом вражеской авиации, артиллерии и миномётов, проводя свои концерты в блиндажах и окопах, в дождь и в наступившую зимнюю стужу. Несмотря на трудности, рискуя жизнью, бригада дала 54 концерта. Нередко выступления коллектива артистов переходили в митинги, ободряющие бойцов и поднимающие ещё большие силы на истребление ненавистного врага...»
В самые напряженные дни обороны Сталинграда туда были посланы две бригады. Одна из них (бригадир т. Хаскина) работала на переправе через Волгу, а другая (бригада т. Звягина) - к юго-западу от Сталинграда, в степях.
Работа на фронте приносит благотворный результат и для самих артистов. В великом героизме, человечности, патриотизме советских воинов они черпают новые силы, новые краски для своего творчества.
Это прекрасно выразил заслуженный артист Киргизской республики Муса Баетов, проведший на фронте более 100 выступлений с бригадой артистов Киргизстана:
«Мы видели лётчиков, которые в любую погоду, сквозь ветер и тучи летят в бой и громят врага.
Мы видели танкистов, которые в горящем танке летели по полю брани и давили фрицев.
Мы видели пехотинцев, которые много дней и ночей копали землю, вытаскивали её в своих котелках, неустанно работали, задыхаясь в глубине от нехватки воздуха, и все-таки подкопались под укрепления фашистов и уничтожили их.
Click to view
Мы видели скотоводов и пахарей, кузнецов и учёных, которые стали воинами, чтобы защитить от разгрома свои стада и пастбища, свои фабрики и лаборатории.
Но самое замечательное, что мы видели на фронте, - это дружба народов. Как родные братья, идут в бой, люди, говорящие на разных языках, потому что у всех этих людей одна общая родина, которую они любят, и один общий враг, которого они ненавидят.
Великое счастье - петь песни таким людям перед битвой и знать, что твоя песня идет с ними в бой!»
Артисты эстрады получают на фронте и непосредственный материал для своей творческой работы. Уже привычными стали записи в армии песен, частушек, стихов и фельетонов, которые в огромном количестве рождаются у бойцов-фронтовиков, во фронтовой красноармейской самодеятельности, а также на страницах фронтовых газет.
Героическое наступление Красной Армии пред’являет фронтовой эстраде новые, повышенные требования. Требуется готовность актёров работать в труднейших условиях постоянного передвижения вместе с наступающей армией. Ко всему этому добавляется огромная задача художественного обслуживания населения районов, освобождённых от немецких оккупантов.
Кроме прекрасных танков и самолётов, орудий и автоматов, на вооружение нашей армии взято также и наше замечательное, самое передовое в мире искусство. // С.Преображенский.
*****************************************************************************************************************
К югу от озера
«Летом в пыль и зной, зимой в мороз и снег мы дрались с русскими в болотах в лесах к югу от Ильмензее...». Из песни, сочиненной немецким ефрейтором (с открытки, напечатанной в Берлине).
К югу от озера Ильменя,
В дебрях лесов и болот
Песенку «Я ль тебя, ты ль меня»
Немец продрогший поет.
Немец из «Львиной дивизии»
Голоден, слаб, нездоров.
Нет у фон-Буша провизии
Для прокормления «львов».
Плохи ботинки солдатские,
Ноги в снегу до колен,
«Фрицы сдались сталинградские,
С ними бы вместе - да в плен!».
Тощие фрицы измаялись,
Много загублено душ,
Кличет фельдмаршал фон-Паулюс
В плен генерала фон-Буш.
К югу от озера Ильменя
Тоже сомкнется кольцо,
Немец не знает, где именно
Зад у него, где лицо.
Слышат разбойники жадные
Вести про Волгу и Дон -
Вести для них безотрадные:
Гонят грабителей вон.
К югу от озера Ильменя,
В дебрях лесов и болот
Песенку «В плен меня, в тыл меня»
Немец продрогший поёт.
С.Маршак.
______________________________________________
Н.Вирта:
Твердыня* ("Правда", СССР)
И.Эренбург:
Наша звезда* ("Красная звезда", СССР)**
Р.Кармен:
В Сталинграде*("Литература и искусство", СССР)
Л.Русланова:
Три встречи || «Литература и искусство» №28, 11 июля 1942 года
А.Гуторович:
Красное знамя над Сталинградом*("Комсомольская правда", СССР)
«Литература и искусство» №8 (60), 23 февраля 1943 года