Показания мертвых

Jan 12, 2021 23:56


Л.Ганичев || « Правда» №12, 12 января 1942 года

Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями славных танкистов Красной Армии.

Советские танкисты громят немецких оккупантов, уничтожают танки и танкистов врага, ломают его оборону и гонят на запад. Товарищи танкисты Красной Армии, равняйтесь по гвардейцам!

# Все статьи за 12 января 1942 года.

(От специального военного корреспондента «Правды»)




Посреди большого села, на широкой проезжей дороге, раскинулось кладбище. С немецкой аккуратностью ровными линейками установлены на могилах кресты с надписями. На них запечатлены имена солдат и офицеров гитлеровской армии, сложивших свои головы в снегах далекой России во имя бредовых, захватнических идей кровавого фюрера.

Частоколы могильных крестов отмечают бесславный путь, по которому откатываются гитлеровские банды, спасаясь от жестоких ударов бойцов Красной Армии. Сейчас гитлеровцы не успевают уже хоронить своих мертвецов. Скрюченные морозом, трупы немецких солдат валяются под снегом на полях и по обочинам дорог - безмолвные свидетели провала гитлеровского крестового похода против СССР.

Они оставили после своей смерти ценные документальные признания. Тысячи писем и дневников были найдены на поле боя у немецких солдат, убитых и взятых в плен при разгроме нашими частями. Показания мертвых убедительны и красноречивы. Из 1.721 просмотренных писем только 16 (меньше одного процента!) содержат патриотические мотивы, но и в них сквозит животный страх перед катастрофой, неумолимо надвигающейся на гитлеровскую Германию.

Члены погромной фашистской дружины мебельной фабрики братьев Гревенинг в Герпеброке утешают своего друга и соратника унтер-офицера Тео Фихтенгапс: «Ты не можешь себе представить, как больно нас всех встревожило содержание твоего письма. И все же мы тебе благодарны, что ты сообщил о смерти верного члена нашей дружины Гергарда Виббель. Да, дорогой Тео, такова, теперешняя война - бедствие за бедствием».

«Ты, наверное, знаешь от своей матери, - с горечью и разочарованием пишет ефрейтор Бруно Богисулон своему приятелю Эриху Варгель, - что и молодежь Герпеброка должна была принести большие жертвы в борьбе против большевизма. Наше положение в России катастрофическое. Таким образом, рай выглядит совсем иначе».

Под жестокими ударами Красной Армии изменилось настроение немецких солдат. Тоска и уныние проникают в германский тыл. В декабрьских боях прошлого года у совхоза «Красный Октябрь» немцы тщетно пытались задержать стремительный напор наших бойцов и командиров. Участник этих боев солдат 506-го полка 291-й пехотной дивизии Вернер Шиль пишет 15 декабря своим родным: «Дорогие Реги и Ганс! Вчера нам опять не повезло - несколько человек из нас направлялись на почту и подверглись нападению русских. Один из наших был убит и трое ранены. Долго ли придется нам здесь сидеть на позиции и закончится ли в эту зиму война? Да, дорогая Реги, я не знаю, как нам благодарить бога, что мы еще живы. Мы можем считать себя редкими счастливцами. Пальцам на моих ногах все еще не лучше. Сапог до сего времени не получил, белья нет, и вши нас скоро совсем заедят. Мое тело покрыто чесоткой. Выберемся ли мы отсюда когда-нибудь, будем ли находиться на пути в Германию или же будем лежать в сырой земле?».

Геббельсовской брехне о победах германской армии перестают верить и в тылу, и на фронте. Суровая, тяжкая действительность вытрезвляет одураченный фашистской пропагандой немецкий народ. В письме к ефрейтору Вильгельму Костер его друг Эрих Вирцбург 15 ноября пишет: «Мне эти победы также надоели. Ты пишешь, что у вас в роте осталось примерно 10 человек. Все это выглядит довольно скверно».

Пока еще робко и осторожно немецкий обыватель начинает задумываться над тем, кому нужна затеянная Гитлером кровавая война и к каким последствиям она приведет немецкий народ. Майор германской армии Вальтер Фронт в письме своей жены из гор. Оснабрюк прочел такие строки: «Нам вообще непонятно, как это все может быть и особенно для чего это война? Недавно передали по радио, что командующий одной армией генерал Шобер погиб на Восточном фронте. Не проходит дня, чтобы не было сообщения о смерти кого-либо из родных или знакомых».

Почти в каждом письме с родины, получаемом немецкими солдатами, говорится о все растущих потерях германской армии на Восточном фронте. Найденный на поле боя официальный список потерь одной из рот 506-го полка 291-й пехотной дивизии за период с начала войны до 15 декабря перекликается с содержанием этих писем. Список гласит: с 22 июня по 15 декабря выбыло из роты убитыми 59, ранеными 139, больных 3, пропали без вести 81.

Смерть на фронте, голод и обнищание близких на родине - таковы безрадостные перспективы, ожидающие немецких оккупантов. Сознание этого все чаще сквозит в переписке между фронтом и тылом гитлеровской Германии.

Мать пишет своему сыну ефрейтору Вальтеру Ган: «Жиров у нас теперь очень мало, одной картошкой прокормиться нельзя. Это очень пагубно отражается на наших детях. Среди детей свирепствуют разные заболевания. Особенное распространение получили паралич и рахит, из-за чего пока до рождества закрыты все школы. Общее настроение у нас такое: все мы желаем скорейшего окончания этой ужасной войны. Но, к сожалению, пока конца ей еще не видно. Идет усиленная мобилизация солдат старших возрастов. Вести, которые мы получаем из России, не сулят нам ничего хорошего». Воплем отчаяния звучит письмо матери из гор. Гохлейде к своему сыну солдату Юне: «Смены вам все не дают и конца войны тоже не видно. Так будет, наверное, до тех пор, пока вы все не заболеете или погибнете. Кому нужна эта ужасная война без перспективы?».

Фашистская цензура тщательно вытравляет из солдатской переписки все жалобы на тяготы войны, но и она не в силах скрыть назревающую бурю протеста против кровавой гитлеровской авантюры. Показательно в этом отношении письмо, полученное солдатом Германом от своей жены 25 ноября: «Война в России - это ужасная вещь, к тому же в суровых зимних условиях, непривычных для наших солдат. Говорить об этом откровенно нельзя, да и не к чему. Все равно не поможет. Поэтому самое главное - пережить это страшное время, держать язык за зубами. Но все равно когда-нибудь придет конец этой войне. Ведь не вечно ей быть!».

Раненый зверь вдвойне опаснее. Чем сильнее становятся наносимые ему удары, тем бешенее его звериная злоба. «Наши не должны брать никаких пленных, они должны их расстреливать», - пишут унтер-офицеру Курту Вирц с родины. «Беймкерс Вилли однажды сказал, что если бы он был в плену и ему было бы там так же, как здесь русским, - то он предпочел бы смерть. А он никогда не говорит необдуманно», - сообщается в письме с родины унтер-офицеру Меллер.

Эти письма и документы гитлеровской армии - ценное признание врага, обязанного своим начавшимся вытрезвлением могучей силе Красной Армии и жестоким ударам, получаемым от нее. Ускорить этот процесс вытрезвления можно лишь одним путем: продолжать истреблять без пощады бешеных гитлеровских собак, выжечь дотла фашистскую погань с родной советской земли. // Л.Ганичев. Действующая армия.

***********************************************************************************************
Западный фронт. В 1-й Гвардейской танковой бригаде: старший батальонный комиссар М.Ф.Бойко вручает партийный билет принятому в партию красноармейцу В.Ф.Гук.

Фото М.Калашникова.





Нацистские разбойники приуныли

ЖЕНЕВА, 11 января. (ТАСС). Итальянская газета «Коррьере делла сера» в сообщении с советско-германского фронта пишет, что вид германских солдат в настоящее время очень изменился. «Больше, - сокрушается газета, - вы не увидите щеголеватой молодежи. Одежда солдат и офицеров грязная, сапоги рваные, лица небриты. Когда германский солдат возвращается с фронта, он имеет мрачный вид и ничего не говорит... На лицах германских солдат лежит печать усталости и озлобления, так как они все время находятся перед лицом смерти».

_____________________________________________________
Свора убийц и грабителей ("Красная звезда", СССР)**
А.Толстой: Отрубить им руки! ("Красная звезда", СССР)*
С.Голованивский: Мсти, воин! ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Разочарование наемника ("Красная звезда", СССР)*
К.Симонов: Предатель* || «Красная звезда» №8, 10 января 1942 года
К.Симонов: Последняя ночь || «Красная звезда» №7, 9 января 1942 года
Л.Митницкий: Волки в овечьей шкуре || «Правда» №8, 8 января 1942 года
Д.Заславский: Обыкновенная немецкая история || «Правда» №9, 9 января 1942 года
П.Майский: Разговор с Августом Гуммелем || «Известия» №9, 11 января 1942 года

Газета «Правда» №12 (8783), 12 января 1942 года

январь 1942, зима 1942, пленные немцы, 1942, газета «Правда»

Previous post Next post
Up