«Красная звезда»:
1943 год.
«Красная звезда»:
1942 год.
«Красная звезда»:
1941 год.
Усилить удары по вражеским войскам, неустанно и упорно преследовать врага, не давать ему закрепляться на оборонительных рубежах, не давать ему отдыха ни днем, ни ночью, резать коммуникации врага, окружать вражеские войска и уничтожать их, если они отказываются сложить оружие. (Из приказа Верховного Главнокомандующего И.Сталина)
# Все статьи за
27 февраля 1943 года.
Тяжелый воинский труд выпал сейчас на долю наших бойцов и командиров. В стужу, метель, по глубоким снегам движутся они вперед, свершая великий подвиг невиданного в истории войн зимнего наступления. Жажда мщения врагу дает силы нашим людям. Пусть гонят нашу усталость, пусть вытравляют у нас покой из сердца образы посиневших младенцев, утопленных в прорубях и колодцах. Пусть днем и ночью встают перед нашим мысленным взором видения застреленных, повешенных, изуродованных советских людей. Пусть в нашем сознании теснятся картины испепеленных городов, опустошенных сёл, длинных, безрадостных дорог, по которым понуро бредут угоняемые на каторгу в Германию тысячи мужчин и женщин.
Будем торопиться вперед, гнать врага без передышки. Каждый наш шаг на запад спасает сотни и тысячи жизней. Известен такой случай. Мать командира Марию Ивановну Волкову, жившую в Сталинградской области, немцы вместе с большой группой ее земляков угоняли в Германию. Рабовладельцы успели угнать их до Харькова, и здесь наступающие советские войска отрезали пути немцам и спасли Волкову вместе с другими советскими людьми. Быстрее вперед! Не дадим отступающему врагу разрушать наши города и сёла, угонять мирных жителей на невольничьи рынки.
# # #
Армия мстителей || «Красная звезда» №48, 27 февраля 1943 года
**************************************************************************************************************************************************
До войны немецкие профессора и литераторы любили философствовать на темы о загадочной душе русского народа. Немцы не поняли этой души. Но во время войны, перейдя от философствования к убийству, они инстинктивно почувствовали ее силу и неодолимость, и свидетельством тому служат вот эти лежащие сейчас передо мной их газетные листки. Они датированы августом, когда немцы ворвались в Краснодар, сентябрем, когда они брали Нальчик, октябрем, когда они уже взбирались на перевалы Кавказского хребта. Казалось, им улыбалось военное счастье, но рядом с победоносными сводками в каждой их грязной газетке, на каждой странице всё одна и та же раздраженная, кричащая, истерическая нота: «Русские не вернутся», «Русские больше не вернутся». Немцы могли поработить часть земли, но не могли поработить душу народа. Народ знал, что немцы будут изгнаны. С этим убеждением советские люди умирали, и горечь для них состояла не в том, что немец победил, а в том, что они не доживут до того, когда немца прогонят…
Не каждый солдат в точности знает географию, не каждый знает подробности истории России, ее битв и походов и ту цену, которой заплатили наши предки за нерушимость нашей земли, но у каждого солдата болит душа за всю Россию, и если он кубанец или ростовчанин и уже отбито у немца его родное село или город, душа его попрежнему болит за Киев, за Смоленск и попрежнему он называет эти города в числе тех заветных мест, до которых он лично сам непременно должен дойти своей как бы неспешной, а в то же время скорой солдатской походкой. Всосанное с молоком матери чувство родины и без географии подсказывает бойцу, как далеко еще на запад тянется родная земля. Его беспокойное сердце не угомонится до тех пор, пока он не дойдет до края этой земли, а итти тяжело от Сталинграда сюда, к Азовскому морю. Через калмыцкие, аксайские, сальские степи протопали солдатские сапоги. Пехота идет с почерневшими от мороза и ветров лицами, с натруженными ногами, с растрескавшимися красными руками. В снежные заносы, когда ни одна машина не могла сдвинуться с места, 30 верст на руках вместе с пехотой протащили свои пушки артиллеристы майора Рогача. По нескольку суток в зимнюю стужу не вылезали из своих железных коробок танкисты Ротмистрова, нужно было дьявольское терпенье, чтобы перетащить тяжелые танки через реки Цымлу, Кушеу, Куберле, Очл, Маныч.
Через полузамерзающие болота и заводи, обходя немцев, люди шли, чтобы, добравшись до твердого места, можно было шибче итти на немца. Если бы мертвые могли говорить с живыми, то мертвые герои Перекопа, также переходившие в двадцатом году через Сиваш, встали бы из могил и сказали своим сыновьям: «Герои!» Небывалые тяготы перенесла и переносит армия в эти зимние месяцы, переносит вся, от солдата до генерала, и одна могучая народная душа живет во всех этих людях. Если я могу рассказать про сержанта Старчевого, прошедшего от Сталинграда, до Ростова через такое, что и присниться не может человеку, пешком, с винтовкой, с вещевым мешком за плечами, то я могу рассказать и про генерала, который командовал войсками, где служил сержант Старчевой, про генерала, у которого открылись старые раны и который, терпя боль и муку, шел вперед со своей армией и на коротких привалах лежал ничком, закрыв глаза, и, превозмогая боль, по телефону обычным своим ровным голосом приказывал и бодрил шедших с ним счастливых победой людей<.
# # #
Константин Симонов. Путь на запад || «Красная звезда» №48, 27 февраля 1943 года
**************************************************************************************************************************************************
Двадцать тысяч юношей и девушек немцы вывезли из Курской области в Германию. Девять тысяч они вывезли из Курска. Что сулил «новый порядок» этим злосчастным? Прежде мы читали письма, проникавшие из Германии. Здесь мы видим живых свидетелей.
Илья Урютов был рабочим на металлургическом заводе. Весной его отправили в Германию, в Брауншвейг. Там его вместе с 800 другими русскими поместили в лагерь. Рабы работали на заводе, жили в лагере. В день давали по 200 граммов хлеба и литр баланды. Охраняли лагерь эсэсовцы. За малейшую «провинность» они избивали русских. Многих покалечили. Из 800 за пять месяцев 250 умерли - от голода, от болезней, от побоев. Урютов заболел эпилепсией - ему повезло: его отправили домой. Молодой человек, он стал дряхлым стариком.
Уборщица Пенькова спасла своего сына: напоила его перед медицинским осмотром табачным настоем. Но дочь Пеньковой семнадцатилетнюю Тамару немцы взяли. Она рассказывает: «Везли нас, конечно, в телятниках под охраной. Привезли в город Линц, в Австрию. Там приходят немцы и немки - осматривают, ощупывают, как скот. Там было две тысячи девчат и парней. За невыполнение нормы - по сто двадцать розг. А кормили так - бурда на репе и всё. Я, конечно, комсомолка и мне эта жизнь не подходит. Не могу я их эсэсовцам кланяться.
# # #
Илья Эренбург. «Новый порядок» в Курске || «Красная звезда» №48, 27 февраля 1943 года
**************************************************************************************************************************************************
Тринадцать повешенных... Этот страшный снимок найден в бумажнике немецкого офицера, убитого у Нижне-Кумской. Равнодушный об'ектив его фотоаппарата запечатлел кошмарное преступление наших врагов. Мы не знаем имен этих жертв немецко-фашистских мерзавцев. Мы не знаем места, где тринадцать советских людей приняли свою мученическую смерть. Мы видим только снег, русские сосны и трупы наших братьев.
Среди повешенных - девять подростков. Их умертвили отдельно от взрослых. Какой адской расчетливостью и методичностью палачей нужно обладать, чтобы сгруппировать безвинных детей и вздернуть их между двух деревьев.
Взгляните, воины, на эту леденящую душу картину злодейства проклятых немцев. Взгляните на это безмолвное свидетельство трагедии, разыгравшейся на опушке леса, где звери-чужеземцы справляли оргию умерщвления советских людей.
# # #
Новый фотодокумент о немецких зверствах || «Красная звезда» №48, 27 февраля 1943 года
**************************************************************************************************************************************************
От Советского Информбюро*
Утреннее сообщение 26 февраля
В течение ночи на 26 февраля наши войска вели наступательные бои на прежних направлениях.
★
Западнее Ростова на Дону Н-ская часть в ожесточенном бою истребила до роты немецкой пехоты. На другом участке наш разведывательный отряд ночью проник в тыл противника, взорвал ряд вражеских дзотов и уничтожил до 40 гитлеровцев.
★
Юго-западнее Ворошиловграда бойцы Н-ской части внезапным ударом заняли сильно укрепленный немцами населенный пункт. На поле боя осталось до 200 вражеских трупов. Захвачено несколько орудий, минометов, а также склад с минами и гранатами.
★
Юго-западнее Краматорская наши войска продолжали вести упорные боя с мотопехотой и танками противника. Н-ская часть отбила многочисленные контратаки гитлеровцев и уничтожила свыше батальона немецкой пехоты. Подбито и сожжено 26 танков противника. На другом участке окружена и уничтожена группа немецких автоматчиков, пытавшаяся пробраться в тыл нашим частям.
★
Западнее Харькова наши войска продолжали вести наступательные операции. Овладев одним населенным пунктом, наши бойцы захватили 6 орудий, 18 пулеметов, 4 противотанковых ружья, склад с зерном и склад с боеприпасами. На другом участке наш подвижной отряд разбил колонну противника. Уничтожено 80 немецких солдат и офицеров. Взяты пленные.
★
Севернее Курска части Н-ского соединения вели наступательные бои. Немцы на ряде участков переходили в контратаки, которые были отбиты с большими для противника потерями. Только на одном участке истреблено до 200 гитлеровцев и сожжено 3 немецких танка. На другом участке советские танкисты выбили противника из населенного пункта и захватили 8 противотанковых орудий и 5 автомашин с боеприпасами.
На сторону Красной Армии добровольно перешли 67 венгерских солдат. Они принесли с собой 5 пулеметов и 59 винтовок.
★
На Кубани наши войска продолжали наступление. Ночью части Н-ского соединения в результате решительной атаки заняли станцию Ангелинская. Вражеский гарнизон уничтожен. Развивая успех, наши бойцы ворвались в районный центр Старо-Нижестеблиевская. Уличные бои продолжались всю ночь. К утру наши части полностью очистили Старо-Нижестеблиевская от немецких захватчиков. На поле боя остались сотни вражеских трупов. Захвачено много трофеев и пленных.
★
Партизанский отряд, действующий в одном из районов Орловской области, провел успешный рейд по тылам противника. Партизаны истребили 240 немецких солдат и офицеров, в нескольких местах взорвали железнодорожные пути и вырезали 6 километров телефонно-телеграфной линии связи. Партизаны другого отряда пустили под откос немецкий воинский эшелон. Разбиты паровоз, 2 вагона с солдатами и 3 платформы с автомашинами. Убито и ранено 50 гитлеровцев.
★
Немецко-фашистские мерзавцы учинили кровавую резню во многих деревнях Костюковичского района, Могилевской области. Немецкие карательные отряды шли от одной деревни к другой и сжигали их дотла. Фашистские палачи не оставляли в живых ни одного человека и вырезали поголовно всех жителей. Всего гитлеровские людоеды сожгли заживо и расстреляли 450 человек мирных советских жителей.
Вечернее сообщение 26 февраля
В течение 26 февраля наши войска вели наступательные бои на прежних направлениях.
★
25 февраля частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено 10 немецких танков, до 100 автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 5 артиллерийских батарей, разбит железнодорожный состав противника.
★
Западнее Ростова на Дону наши войска вели огневой бой с противником. На одном участке бойцы Н-ской части ворвались в расположение гитлеровцев и выбили их из окопов и дзотов. Уничтожено свыше 100 вражеских солдат и офицеров. Захвачено 3 крупнокалиберных пулемета, 9 автоматов и 86 винтовок.
★
Юго-западнее Краматорская наши войска вели упорные бои с мотопехотой и танками противника. Стараясь любой ценой вернуть ранее потерянные ими позиции, немцы предприняли многочисленные контратаки. На одном участке гитлеровцам ценой огромных потерь удалось вклиниться в расположение наших частей. Ожесточенный бой длился в течение двух дней. Советские бойцы истребили около 1.000 гитлеровцев, сожгли и подбили 22 танка, 52 автомашины и отбросили противника.
Советские летчики в воздушных боях сбили 15 немецких самолетов.
★
Западнее Харькова наши войска продолжали наступление и заняли ряд населенных пунктов. В боях за эти населенные пункты противник понес большие потери. Только на одном участке наши бойцы уничтожили до 300 гитлеровцев и захватили 8 орудий, 20 пулеметов, много винтовок, склад боеприпасов, продовольственный склад, 19 тракторов и другие трофеи. Западнее Обоянь наши части ликвидировали окруженную группу противника. Взято в плен 400 немецких солдат и офицеров.
★
Западнее Курска наши части вели наступательные операции. На одном участке противник силою до двух батальонов пехоты предпринял контратаку. Встречным ударом немцы были остановлены, а затем отброшены с большими для них потерями. Преследуя отступающего противника, наши бойцы продвинулись вперед и заняли четыре населенных пункта.
★
На Кубани наши войска продолжали наступление. В боях в районе одного населенного пункта советские подразделения захватили 17 орудий, 11 автомашин, склад мин и 100 тысяч патронов.
★
Партизанский отряд, действующий в одном из районов Минской области, совершил налет на железнодорожную станцию. В завязавшемся бою партизаны истребили 40 гитлеровцев. Советские патриоты уничтожили 18 тысяч пудов зерна, подготовленного для отправки в Германию. Другой отряд минских партизан пустил под откос 4 немецких эшелона. Разбито 3 паровоза, 7 цистерн с горючим, 3 вагона с солдатами и 17 платформ с военной техникой.
★
Пленный обер-ефрейтор 14 роты противотанковой обороны 328 гренадерского полка 227 немецкой пехотной дивизии Эрих Пфальцграф обратился к советским военным властям со следующим заявлением: «За время моей службы в немецкой армии я побывал в Голландии, Бельгии, Франции и России. Я видел, как немецкие солдаты грабили гражданское население и убивали мирных жителей. Везде немецкие офицеры относились к населению бесчеловечно и варварски. Перед походом в Россию солдат проинструктировали, что они не должны щадить никого из гражданского населения, невзирая на пол и возраст. Офицеры говорили: «Чем беспощаднее вы будете действовать, тем
скорее русские будут ползать у наших ног». Уже сразу после вторжения можно было видеть потрясающие сцены. Солдаты поджигали целые деревни. Бегущих в панике жителей расстреливали из пулеметов, нисколько не считаясь с тем, что среди них были женщины и дети. Убийства мирных жителей назывались «уборкой» и «очисткой» района действий. Один батальон СС, получивший задание «очистить» окрестности Киева, расстрелял несколько десятков тысяч человек, в том числе многих женщин и детей. Даже видавшим виды эсэсовцам становилось дурно, и некоторые из них не в состоянии были продолжать массовые убийства. Тогда офицеры, чтобы скорее закончить истребление огромной массы людей, приказали согнать всех в заминированные котлованы и взорвать их. Роты пропаганды фотографировали эти кучи трупов, снимали их на пленку и фабриковали кинофильмы. Затем в течение длительного времени во всех кинотеатрах Германии и оккупированных ею стран Европы показывали эти фильмы и рекламировали как зверства русских. Во всех немецких газетах печатались снимки трупов, причем эти убийства изображались как зверства советских войск. Но мы, солдаты, знали, что немецкая пропаганда обманывает миллионы людей, приписывая русским дикие преступления и зверства, совершенные немецкими войсками на русской территории». //
Совинформбюро.
____________________________________________
Армия мстителей || «Красная звезда» №48, 27 февраля 1943 года
К.Симонов.
Путь на запад || «Красная звезда»№48, 27 февраля 1943 года
И.Эренбург.
«Новый порядок» в Курске || «Красная звезда» №48, 27 февраля 1943 года
Новый фотодокумент о немецких зверствах || «Красная звезда» №48, 27 февраля 1943 года
Газета «Красная Звезда» №48 (5419), 27 февраля 1943 года