Как были разгромлены четыре вражеских дивизии

May 26, 2017 12:53


М.Вистинецкий || « Красная звезда» №307, 31 декабря 1942 года

С каждым днем все ширится всенародное движение за помощь фронту. Трудящиеся внесли уже сотни миллионов рублей на строительство танков, самолетов, пушек для Красной Армии. Советские воины! На заботу Родины ответим новыми боевыми делами!

# Все статьи за 31 декабря 1942 года.

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

В числе войск противника, разгромленных нашими наступающими частями на Юго-Западном фронте, были полностью разгромлены четыре пехотных дивизии. Сообщаем некоторые подробности этой интересной операции.




Начиная наступление на данном участке фронта, наши части получили задачу: прорвав оборону противника, окружить и разгромить его группировку в составе четырех дивизий. Три из этих дивизий были расположены непосредственно в районах обороны, эшелонированные в глубину, а четвертая находилась в резерве.

Благодаря внезапности и силе удара наступающих оборона противника в первые же часы боя была прорвана в двух местах: на фронте в 10 и 5 километров. Танки, тотчас же введенные в прорыв, лавиной устремились вперед, минуя отдельные узлы сопротивления. Они быстро преодолели полосу обороны и вышли на тылы врага. Уже к исходу первых суток окружение неприятельской группировки стало совершившимся фактом - пути ее сообщения с югом и западом были перехвачены нашими танками.

Тем временем в самой оборонительной полосе завязались ожесточенные бои. Осуществляя принцип - бить врага по частям, наши войска одновременно наносили ряд концентрических ударов по его опорным пунктам. Всюду задача решалась примерно одним методом: часть войск наседала на ту или иную группу противника с фронта, часть охватывала его с флангов, стремясь отрезать пути отхода, а остальные силы продолжали двигаться вперед, развивая успех наступления. Блокированные группы противника подвергались массированному огневому воздействию. Артиллерия всюду двигалась в боевых порядках наступающей пехоты. На отдельных этапах огромную роль сыграла авиационная поддержка. Так, один опорный пункт, настойчиво обороняемый врагом, был взят нашими автоматчиками, которые ворвались туда тотчас же после мощного удара с воздуха, ошеломившего немцев и вызвавшего среди них панику.

Неприятель был застигнут врасплох нашим наступлением и дезорганизован танковым рейдом по его тылам. Он уже не имел связи с соседними группировками, которые оказались в таком же положении, и был окончательно дезориентирован массой дробящих его силы одновременных ударов. Он ввел в бой два резервных полка, но в это время продвижение нашей пехоты на другом участке создало угрозу непосредственного окружения штаба группы. Пленные рассказывают, что в фашистских штабах всё пошло кувырком. Никто ничего не понимал, кругом царила растерянность.

К исходу вторых суток обстановка была такова. Основные силы вражеской группировки были разгромлены по всему фронту. Части ее, расположенные в глубине, поспешно отходили различными дорогами, оказывая сопротивление на подготовленных к обороне рубежах, преимущественно в населенных пунктах. Наши войска, захватив много тысяч пленных и богатые трофеи, продолжали двигаться вперед, не давая противнику оторваться.

Это было неотступное преследование с предельным напряжением сил. Наши войска и здесь применяли концентрические удары. В то время, как одна часть двигалась по пятам отходящего неприятеля, другие вырывались вперед, чтобы обойти его и охватить с флангов. Темпы продвижения были исключительно высоки. Овладев населенным пунктом, та или иная часть, как правило, свертывалась в колонны и форсированным маршем шла до следующего населенного пункта, делая в среднем по 28-30 километров в сутки.

Где ни пробовал пробиться враг, всюду на него обрушивались удары наших частей, и силы его всё больше таяли, а пути отхода перерезались один за другим. На третий день этого метания фашистов по снежным степям у них остался только один узкий коридорчик на юго-восток. Но и тут наши части уже вели бои на много десятков километров впереди. Приказ командования требовал, чтобы враг был добит именно здесь, и этот приказ был выполнен. Остатки разбитых гитлеровских частей и уцелевшие резервы сбились в одну кучу, образовав группировку численностью до 25 тысяч человек. Они двигались форсированным маршем на юго-восток. Но в районе одной деревни авангарды N соединения настигли противника на марше и ворвались в его колонны. Одновременно ударила по гитлеровцам следовавшая к линии фронта свежая танковая часть.

Тут произошел не бой, а скорее грандиозное побоище. Поле этого боя - огромное пространство в несколько квадратных километров - было сплошь усеяно трупами вражеских солдат и офицеров. Особенно много трупов у машин, выстроенных колоннами то там, то здесь. Настигнутые на марше, немцы были сражены в тот момент, когда они выскакивали из машин, собираясь обороняться. Тут же раскиданы ящики и чемоданы со штабными документами, письмами, личными вещами. Словно могучий смерч возмездия пронесся по этому полю, подвергнув каре сразу массы гитлеровцев. Много тысяч неприятельских солдат и офицеров, сложивших оружие, было взято в плен, много тысяч сопротивлявшихся немцев истреблено.

Остатки вражеской группировки хлынули дальше на юго-восток, но далеко не ушли. Чтобы окончательно закрыть путь врагу, наше командование быстро сформировало особый подвижный отряд в составе батальона, усиленного 10 танками, 36 противотанковыми орудиями и 2 орудиями полковой артиллерии. Этот отряд, посаженный на машины, одним рывком проскочил вперед, по территории, еще занятой противником, и оседлал единственную дорогу, остававшуюся у гитлеровцев.

Враг обладал подавляющим превосходством в силах по сравнению с этим отрядом, но тем не менее не сумел пробиться. С вечера до утра батальон дрался в полуокружении, не уступив врагу ни пяди земли. А утром сюда подошла наша крупная часть, и кольцо вокруг остатков вражеских дивизий было сомкнуто окончательно. Большая группировка гитлеровцев оказалась на пятачке, со всех сторон стиснутая нашими войсками.

События развертывались следующим образом. Утром полное окружение противника было завершено, хотя наши основные силы еще не подошли. Весь день кипел бой. Противник то и дело предпринимал контратаки, которые каждый раз оканчивались для него беспорядочным отступлением на исходные рубежи.

Бой на уничтожение окруженной группировки противника начался ночью. В семь вечера наши подразделения двинулись в атаку. Противник ожесточенно сопротивлялся. Его артиллерия и танки непрерывно вели огонь. Атака принесла лишь частный успех - высоты, окружавшие селение, были очищены от гитлеровцев, но те еще не сложили оружия. На два часа была назначена вторая атака. Ночь выдалась ясная, лунная. С высот, где расположились наши части, было отчетливо видно село, кишевшее толпами солдат.

В два часа десятки наших орудий, находясь в боевых порядках пехоты, открыли огонь прямой наводкой по врагу. 15 минут огневой шквал бил в самую гущу гитлеровцев. После этого наши бойцы тотчас же ринулись в атаку. Два полка ворвались в село с севера и юга, третий полк - в центр. Вражеская группировка была расколота на части. Сотни фашистов немедленно подняли руки, завопив «Гитлер капут!» Другие еще сопротивлялись, но наши автоматчики беспощадно уничтожали их, очищая дом за домом.

К рассвету все было закончено. Перестрелка стихла. На юго-восток потянулись из деревни колонны наших частей, окончательно разгромивших врага. На север поплелись многотысячные колонны пленных. Четыре неприятельские дивизии прекратили свое существование.

Поле боя, где разыгрался финал этой операции, являло яркую картину полного разгрома врага. Трупы фашистов устилали все вокруг. Всюду стояли умолкшие орудия врага, неподвижные танки, пулеметы, автомашины, среди которых оказалось две сотни годных.

Когда мы прибыли сюда вскоре после боя, высоко в небе кружился немецкий самолет. Он долго петлял над селом, не открывая огня и не сбрасывая бомб. Очевидно, этот самолет был прислан, чтобы разведать, что же здесь произошло, куда девались четыре гитлеровские дивизии. Наши зенитчики, посмеиваясь, наблюдали за его полетом, готовые в любую минуту дать огонь. // М.Вистинецкий. ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

********************************************************************************************************************
НА СРЕДНЕМ ДОНУ. Солдаты и офицеры противника, взятые в плен севернее Миллерово.

Снимок нашего спец.фотокорр. А.Капустянского.



********************************************************************************************************************
ПАМЯТНИК ТАНКИСТАМ-ГВАРДЕЙЦАМ В г. КАЛАЧЕ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30 декабря. (По телеграфу от наш. корр.). На массивном постаменте стоит боевой танк. Кажется, что он только на секунду застыл в своем стремлении вперед. На запад повернута его башня, и грозно смотрит туда жерло танковой пушки. Внизу, на железной плите, бронзовые буквы надписи: «Слава гвардейцам-танкистам, погибшим смертью храбрых в борьбе с немецкими оккупантами за освобождение Сталинграда».

Этот памятник воздвигнут на центральной площади освобожденного города Калача, где похоронены павшие в бою гвардейцы N танкового соединения.

В полдень у братской могилы состоялся траурный митинг, посвященный открытию памятника. В нем приняли участие боевые товарищи погибших, а также трудящиеся города Калача. На могилу было возложено много венков. Салютуя, прошли церемониальным маршем гвардейцы-танкисты, готовые к новым жестоким боям до полной победы над немецкими захватчиками.

☆ ☆ ☆

НАГРАЖДЕНИЕ ОРДЕНАМИ СУВОРОВА 3-й СТЕПЕНИ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30 декабря. (По телеграфу от наш. корр.). Стрелковый полк, которым командует подполковник Бабич, блестяще выполнил свою задачу в операции по прорыву вражеской обороны. Противник был окружен и, не выдержав сокрушительного удара, капитулировал. На поле боя осталось 2.100 вражеских трупов. Было взято в плен 14.500 гитлеровцев, захвачены богатые трофеи. Благодаря смелости и воинскому умению командира полк одержал победу над численно превосходящими силами противника.

Недавно Военный Совет фронта наградил подполковника Бабича орденом Суворова 3-й степени. Подполковник Бабич ранее был награжден орденом Ленина и орденом Красного Знамени. За время отечественной войны он прошел путь от командира роты до командира полка.

Орденом Суворова 3-й степени награжден также командир другого стрелкового полка - подполковник Пантюхов. Он умело организовал атаку при разгроме вражеской группировки. Было уничтожено большое количество гитлеровских солдат и офицеров.

********************************************************************************************************************
НА СРЕДНЕМ ДОНУ. Немецкие склады и железнодорожные эшелоны, захваченные нашими войсками на станции Кантемировка.

Снимок нашего спец.фотокорр. Ф.Левшина



____________________________________________
Е.Кригер: Русский бой* ("Известия", СССР)
В.Шевченко: Точка опоры ("Красная звезда", СССР)
К.Симонов: Воля командира* ("Красная звезда", СССР)*
К.Симонов: В башкирской дивизии* ("Красная звезда", СССР)
В.Дерман: Обучение и воспитание на опыте войны ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №307 (5371), 31 декабря 1942 года

декабрь 1942, зима 1942, газета «Красная звезда»

Previous post Next post
Up