В.Дерман || «
Красная звезда» №254, 28 октября 1942 года
Славные защитники Сталинграда! С вами весь советский народ. Бейтесь до последней капли крови, беспощадно громите, отбрасывайте и истребляйте вражеские полчища! Да здравствуют героические защитники Сталинграда! (Из лозунгов ЦК ВКП(б) к 25-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции).
# Все статьи за
28 октября 1942 года.
Фронтовая жизнь, как известно, сопряжена с тяжелыми испытаниями и лишениями. Победителем в бою выходит тот, кто более вынослив, силен духом и телом. Суворов, приучая свой суздальский полк к тяготам войны, заставлял его совершать по 40-50 километров в сутки. Походы проводились в мороз, жару, ночью, по непролазной грязи. Именно такая тренировка позволила ему воспитать стойких воинов и одерживать с ними блестящие победы. Достаточно вспомнить хотя бы о его походе в Польшу, где суворовцы за 17 суток прошли с боями около 700 верст.
Современная война с моторизованными, техническими средствами борьбы по-новому поставила вопросы боевого совершенствования. Нынешний боец должен отличаться не только особой выносливостью, позволяющей легко маневрировать при любой погоде днем и ночью, но и иметь прочный запас знаний и навыков в обращении со сложной техникой. Такие воинские качества не приходят сами по себе, их приходится вырабатывать в упорном, кропотливом труде.
В некоторых частях Среднеазиатского военного округа введены в практику так называемые кольцевые выходы. Сущность их заключается в том, что подразделение в течение определенного времени передвигается с одного места на другое, проводя каждое занятие на новой местности. Для этого заранее намечаются маршрут движения и рубежи, на которые нужно выйти к установленному часу. Точное соблюдение графика приучает ценить время.
Преимущества такого метода учебы очевидны. Здесь создаются все условия для выработки у бойцов и командиров навыков, нужных на войне. Уже многие командиры в условиях подвижного лагеря научились тренировать своих подчиненных в штыковом ударе, стрельбе, метании ручных гранат. Благодаря разнообразию местности поучительнее идут занятия - подразделения приобретают опыт для действий в отрыве от постоянных баз, учатся преодолевать трудности походной жизни.
Однако не только на больших выходах в поле можно готовить людей к суровой боевой действительности. Важно, чтобы вся жизнь подразделения, части закаляла людей. Многие командиры находят дополнительные способы для совершенствования воинских качеств. Идет ли подразделение в учебное поле на стрельбище или возвращается с занятий, командир тренирует бойцов по команде. Движение, как правило, совершается вне дорог с обязательным преодолением рвов, канав, под’ема в гору и спуска с нее.
Обучение суворовскими методами предполагает жесткий режим, высокую требовательность командиров. К сожалению, в этом вопросе нередко допускаются поблажки, стремление облегчить учебную практику. Приведем характерный пример. Два подразделения отрабатывают тему обороны. Стержневой задачей занятий является отрывка окопов, щелей, маскировка их. Одно подразделение производит эту работу на скате высоты, где обычно и будут строиться в бою окопы, другое отошло в сторону, на мягкий грунт. В первом случае работа потребовала больших физических напряжений, и это хорошо. Во втором - окопы были вырыты быстро, с малой затратой энергии. Но что в этом толку!
Война накладывает свой отпечаток на внутреннее содержание занятий, на организацию и метод проведения их. Многие вопросы обучения нуждаются в пересмотре, значительных дополнениях. Коротко остановимся на этом. Известно, например, что в области огневой выучки пехоты некоторые командиры делали основную ставку на выработку самостоятельного стрелка. В пределах до шестисот метров боец является полновластным хозяином. Он сам отыскивает цель, готовит исходные данные и сам же определяет - нужно или нет открыть огонь. Это умаляло роль младшего командира, приводило чаще всего к тому, что ближайший начальник красноармейца ограничивался в бою выбором рубежей, первым занимал их и лишь изредка указывал цели. Надо сказать, что к иной деятельности в бою зачастую командир отделения и не был подготовлен, поскольку от него раньше не требовалось управлять огнем в ближнем бою. Поэтому, между прочим, в течение многочасового боя попадались такие отделения, которые имели почти неизрасходованный запас патронов.
Отчасти это об’яснялось и тем, что на поле сражения подчас трудно отыскать явно видимую цель, а в практике существовало правило:
не вижу, не стреляю. Между тем в современном бою, отличающемся быстротой изменения обстановки, неожиданностью появления целей, только групповой и залповый огонь, пусть даже по предполагаемому противнику, может дать ощутительный эффект. Значит надо умело управлять этим огнем.
Как полней и всесторонней получить эту практику? К сожалению, только в некоторых частях сохранились еще так называемые миниатюр-полигоны. Это полезное и оправдавшее себя средство. Не затрачивая много времени на выход в поле, можно с успехом тренировать командиров в оценке появляющихся целей, приучать к подаче четких команд, вырабатывать навыки управления в бою. На тактических занятиях эти вопросы отрабатываются в полном об’еме. Здесь уже руководитель создает более сложную обстановку, проверяет, как исполняют команду подчиненные, умеют ли вести одиночный огонь, залпами, правильно ли решается в целом боевая задача. Заметим попутно, что именно здесь, на тактических занятиях, призванных цементировать все навыки воина, чаще всего можно найти об’яснение всех недоделок в боевой подготовке. Остановимся на них несколько подробнее.
В N части проводилось двустороннее учение на оборону и наступление. Поскольку занятие являлось показным, сюда были вызваны командиры из других частей. Казалось, уже одно это обязывало руководителя тщательно продумать учебные цели и образцово продемонстрировать методы подготовки людей к бою. На деле работа руководителя свелась к заданию выдержать график времени (этапы занятий) и не упустить подачу сигнала для намеченных планом действий «противника». Короче говоря, ум руководителя был занят внешней стороной учения, внутреннее же содержание, динамика действий, качество работы обучаемых его занимали мало.
Вся работа бойцов свелась по существу к перебежкам и переползаниям, но никто из них по-настоящему не прицеливался, не измерял расстояния до «противника», а командиры отделений ограничивались лишь тем, что вялым языком произносили «вперед» или «стой».
Обычно принято считать, что раз речь идет об изготовке заряжания, о ведении огня, то это составляет область стрелкового дела, следовательно, учить этому надо на стрелковой подготовке. Тактика же, как рассуждают иные, это замысловатые маневры, обходы и охваты, умение пользоваться местностью. Поэтому на тактических занятиях все внимание командиров сосредоточивается на движениях боевых порядков.
Опыт войны лишний раз подчеркнул ошибочность таких взглядов. В самом деле, что представляет собой тактика для бойца отделения и даже взвода? Это не что иное, как умение искусно использовать винтовку, пулемет, миномет. Если боец плохо владеет этим оружием, а командир не умеет управлять огнем, не может быть и речи о каком-либо движении, тем более о сложном маневре. Только хорошо организованный огонь свяжет противнику руки, а нам предоставит свободу действий. Спрашивается, где же полнее и разностороннее, как не на тактических занятиях можно приобрести опыт нового применения оружия, умения правильно воспользоваться всей мощью своего огня.
Практически это означает, что на полевых занятиях надо совершенствовать стрелковые навыки. Боец обязан иметь учебные патроны, грамотно выбирать место для стрельбы, отыскивать цель и определять до нее расстояние, выносить точку прицеливания в зависимости от внешних условий, вести огонь самостоятельно и под руководством командира. Командир в свою очередь тренируется в управлении огнем, организации взаимодействия, оказании помощи соседу.
При наступлении на немецкую оборону одна наша часть понесла большие потери. При анализе причин выяснилось характерная деталь. Во время смены огневых рубежей бойцы не дозаряжали оружие, расстреляв на прежней позиции половину, а иногда и весь магазин патронов. Отделения передвигались на следующий рубеж и вместо немедленного открытия огня вынуждены были заряжать оружие. Именно это и создало благоприятные условия для врага: цель ближе, а огонь ослаб - и немцы почти безнаказанно вели стрельбу из винтовок и пулеметов.
Заметим, что и на тактических занятиях, о которых говорилось выше, бойцы допускали аналогичную ошибку. Ни руководитель занятия капитан Ларин, ни его подчиненные командиры не обратили на это внимания. Люди забыли, что недочет, кажущийся даже мелочью в учебе, перерастает в крупные дела на войне.
Повседневное обучение бойцов не должно отрываться от их воспитания. Между тем некоторые командиры на любом занятии видят только техническую сторону дела, не вызывают у подчиненных стремления отличиться, совершить подвиг. Поясним это примером.
В N части закончилось двустороннее учение. Производится разбор. Руководитель занятий начальник штаба капитан Ларин, построив бойцов, сухо перечисляет обнаруженные недостатки. Смысл его речи можно представить так: у нас дело плохо с перебежками, нет взаимодействия огня и движения, еще не все умеют окапываться, не учитывается огонь противника, и, как итог - занятие придется повторить и выправить недоделки. Чему учит и кого воспитывает такой разбор.
На этом занятии мы видели, как ручной пулеметчик в мокрой от пота одежде полз по земле, как ящерица. Путь преградило болото. Чтобы не выдать себя, боец, не задумываясь, лезет в грязь, заботясь не о себе, а о том, как бы уберечь оружие от попадания воды. Другой красноармеец, когда об’явили о тяжелом «ранении» соседа, взвалил его на спину, пополз через грязный ручей, укрываясь от огня «противника», доставил раненого в закрытие, а сам стремительным броском догнал передних и первым бросился в атаку. Разве не заслуживали они того, чтобы их поставили перед строем, сделали их поступки гласными и сказали: вот
наши орлы, с такими в бою не пропадешь!
Всем известно, какие жесткие требования к солдатам пред’являл Суворов. Но вместе с тем он видел в каждом из них душу во всем ее многообразии, изучал психологию солдат, любил их. Его система воспитания направлялась на то, чтобы изжить врожденные у некоторых солдат инстинкты страха и, наоборот, развить в них воинские качества: дерзновенное стремление вперед, доблесть, жажду подвига. В числе других мер воздействия на людей уделялось большое внимание взысканиям и поощрениям. Суворов не раз напоминал обучающим, что поле без солнца - это дух без похвалы, от дождя все повымокнет, - ленивого жури чаще, хвали кратко, радивого жури мало, хвали много.
Подобный метод воспитания применим не только к отдельным людям, но и к подразделениям, частям. В процессе обучения надо выявлять лучшее отделение, взвод, роту, создавать им традицию, славу, крепить веру в свои силы. К сожалению, и в этом вопросе некоторые начальники придерживаются еще шаблона, допускают косность, формализм. Проиллюстрируем это примером. На двусторонних тактических занятиях, которые, кстати, проводились работниками штаба округа, создалось следующее положение. Наступающая сторона, достигнув рубежа атаки, была отведена назад. Среди присутствующих здесь командиров возник спор - целесообразно ли такое действие руководителя, не нарушаются ли тут принципы наступательной тактики. Спор возник не случайно. Оказывается, тут издавна было установлено правило, по которому оборона, как бы она искусно ни защищалась, всегда терпела урон, а наступающие, наоборот, даже при грубейших нарушениях требования боя выигрывали его.
Выигрывает бой тот, кто лучше организовал его, искуснее применил свое оружие, хитрее действовал. Значит руководителю занятий надо самому и через своих помощников внимательно следить за динамикой учения, исправлять каждый ход подразделений. Здесь большое воспитательное значение приобретают боевые примеры. Многие командиры по указанию штаба округа завели специальные альбомы, где заботливо собирают описания боев из периодической печати и рассказов участников войны. Эти примеры обычно группируются по определенным видам боя, заранее распределяются по учебным темам и широко применяются в обучении подразделений. Боевой опыт, накопленный советскими войсками, - основа обучения наших запасных и резервных частей. Это должен помнить каждый командир, обучающий сейчас в тылу свою часть, подразделение. // Полковник В.Дерман.
*****************************************************************************************************************
В СТАЛИНГРАДЕ. 1. Немецкий танк, захваченный нашими бойцами на окраине города. 2. Бойцы продвигаются на свою позицию.
Снимки Э.Евзерихина (ТАСС).
*****************************************************************************************************************
ДОКЛАДЫ И ЛЕКЦИИ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 27 октября (По телефону от наш. корр.). В порядке подготовки к 25-летию Октябрьской революции в N артиллерийской части научными работниками читаются доклады и лекции для бойцов и начальствующего состава.
Большой интерес вызвал доклад профессора Бочкарева на тему «Великие русские полководцы Суворов и Кутузов». Лекцию о Бородинской битве прочитал профессор Васютинский. Профессор Смирнов выступил с докладом о военном искусстве в период от времени Петра I до Суворова. Личный секретарь
великого русского писателя Льва Николаевича Толстого профессор Гусев рассказал об отечественной войне 1812 года и ее отображении в нашей литературе.
☆ ☆ ☆
БЛОКНОТ АГИТАТОРА КРАСНОЙ АРМИИ
Вышел в свет №8 блокнота агитатора Красной Армии. В блокноте помещена беседа Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР тов. Бадаева на тему «За что мы сражаемся». Беседа говорит о жизни трудящихся нашей страны до Октябрьской революции, о том, чего они добились за годы советской власти, о задачах Красной Армии. Беседа агитатора А.Поваляева посвящена теме «Распознавать и задерживать агентов врага!» Под рубрикой «Советы командира» дана заметка полковника Балыгина «Как обнаружить минное поле». В блокноте помещены также отрывки из «
Заветного слова Фомы Смыслова, русского бывалого солдата» и из повести Б.Горбатова «Алексей Куликов, боец», опубликованной в «Правде» Под заголовком «Законы советской гвардии» приведены выдержки из материалов красноармейского митинга Н-ской гвардейской дивизии, напечатанных в «Красной звезде».
☆ ☆ ☆
ИЗУЧЕНИЕ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОГО ДЕЛА
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 27 октября. (По телеграфу). В N соединении с целью более глубокого изучения взаимодействия пехоты и сапер проведены специальные сборы командиров рот и их заместителей по политической части. На сборах отработаны темы: «Инженерное оборудование ротного района обороны», «Взаимодействие сапер с пехотой в оборонительном и наступательном бою». «Особенности инженерных работ в горно-лесистых районах». Сборы были проведены в три очереди, что обеспечило охват учебой всех командиров рот.
________________________________________________
Н.Тихонов:
Мы - русские!* ("Известия", СССР)**
И.Эренбург:
Душа народа ("Красная звезда", СССР)
А.Толстой:
Разгневанная Россия ("Известия", СССР)**
К.Симонов:
Русское сердце* ("Красная звезда", СССР)
С.Сульцбергер:
Что такое Россия и чего она хочет ("The New York Times", США)
Газета «Красная Звезда» №254 (5318), 28 октября 1942 года