Николай Тихонов. Ленинград сражается

May 03, 2017 12:27


Н.Тихонов || « Красная звезда» №146, 24 июня 1942 года

«Год войны против немецких захватчиков неопровержимо свидетельствует о том, что наша социалистическая организация хозяйства, равно как и весь наш советский строй, и его политическая и военная организация, с честью выдержали тяжелые испытания, выпавшие на их долю в течение года войны и вышли из горнила этих испытаний еще более прочными и окрепшими».

# Все статьи за 24 июня 1942 года.

В белую ночь на 22 июня прошлого года пассажиры маленького экскурсионного парохода подплывали к Выборгу, чтобы провести мирное воскресенье на берегу живописного залива. В четыре часа утра над ними появились самолеты, которые стали бросать в воду длинные черные снаряды. Пассажиры думали, что это маневры. Но эти снаряды были торпедами, а на крыльях самолеты имели черные кресты.




Когда на эти самолеты налетели другие, с красными звездами на крыльях, и начался первый воздушный бой, хладнокровный капитан парохода взволнованно сказал: «По-моему, это война!» И грохот первых зенитных залпов открыл мирным советским людям глаза на невиданное предательское нападение на нашу родину.

Геббельс, пляша перед микрофоном, захлебываясь от восторга, кричал на весь мир, что «захват Ленинграда является вопросом нескольких дней». Среди населения захваченных советских районов спешно распространялась подлая газетка, имитирующая шрифт «Правды». В этой наспех сочиненной газетке писаки из рижских белогвардейцев и прибалтийских немцев печатали вздор о том, что немцы ворвались в Ленинград, что держится только Васильевский остров, что Кронштадт горит…

Первые партизанские отряды послали тогда первые пули оккупантам и ушли в леса. Один партизанский отряд, не имевший рации и получивший в деревне такую немецкую грязную газетку с известием о взятии Ленинграда фашистами, собрал экстренное собрание. После долгого обсуждения партизаны, не имевшие связи с другими отрядами, написали краткий протокол этого совещания. «Слушали: сообщение немецкой газетки о взятии немцами Ленинграда. Постановили: считать, что Ленинград не взят и не может быть взят никогда».

Так была велика уверенность этих мужественных советских людей в силу и мощь Ленинграда. И Ленинград принял бой.

Под Сольцами бойцы Краснова ударили с такой силой, что эсэсовцы бежали, ничего не понимая. Под Лугой они натолкнулись на укрепления, на мины, противотанковые рвы. Они остановились. Начались бои упорные, длительные, изнуряющие.

В бой вышло ленинградское ополчение. Люди великого города два года назад ходили в кино, смотрели с замиранием сердца испанскую хронику, видели горящий Мадрид и республиканцев, шедших в бой людей, впервые взявших винтовку. То, что изображалось тогда на экране, казалось картиной из далекого мира. Теперь можно было видеть пожар в знакомых дачных местностях, слышать вой снаряда на улицах Пушкина и разрывы бомб у Петергофских фонтанов. Вся сторона между Ладогой и заливом превратилась в огнедышащий котел войны.

Ленинградские ополченцы лета тысяча девятьсот сорок первого года были люди разные. Один был старый солдат, другой - старый красногвардеец, бивший еще Юденича, третий - восторженный юноша, не знавший, что такое пулемет, четвертый - человек семейный и серьезный, впервые бравший в руки винтовку. Ленинград - был их лозунг. В этом слове заключалось все: родина, жизнь, семья, преданность, долг, ненависть к захватчикам.

Балтийские моряки в бескозырках с развевающимися ленточками, суровые пехотинцы, пыльные и усталые комсомольцы Ижорского завода, отстоявшие Колпино, артиллеристы геройского полка, расстреливавшие врага прямой наводкой, женщины-добровольцы, девушки-дружинницы, подростки ремесленных училищ, студенты, составившие собственные батальоны, - весь Ленинград вышел на битву.

Одно знали эти люди - коммунисты, комсомольцы, непартийные большевики: враг не увидит Ленинграда! Этого не будет!

И немцы стали чувствовать - происходит что-то непонятное. Фашистские летчики падали на серый мох ленинградских окрестностей, подбитые метким огнем. Русские истребители, расстреляв в воздухе патроны, таранили их своими машинами, и самолеты с черными крестами летели кувырком и горели на подступах к городу.

Немцы шли пьяные в психические атаки, чтобы доказать свою непобедимость. И пули косили их ряды. Приходилось все чаще залегать. Обозы стали отставать. Партизаны перерезали дороги. Горели грузовики с боеприпасами, летели на воздух мосты с эшелонами, снайперы выбивали офицеров, простые стрелки осмеливались жечь немецкие танки бутылками с зажигательной жидкостью.

Город бомбили, город обстреливали ежедневно. Он отвечал канонадой своих фортов. Залпы тысячи орудий рвали вражеские боевые порядки на куски. Укреплений становилось все больше. Росли минированные поля, противотанковые рвы. Напрасно охрипшим от непрерывного крика голосом кричал Геббельс, что «бои идут на улицах города», напрасно немецкое командование отдавало приказы о наступлении. Обалделый немецкий автомат испортился.

image Click to view



Никакие приказы уже ничего не могли сделать. Вымотанный немецкий солдат упал на землю и стал окапываться. Тогда забили отбой все его «фюреры», маленькие и большие. Гитлер закричал, что он не хотел брать города штурмом. Он возьмет его осадой.

С особой любовью в душе, вспыхнувшей непобедимым светом, ленинградцы вышли из своих домов, из заводов и фабрик и составили народ, нераз’единимый в дни грозной опасности, составили единую семью, сосредоточенную на самом главном, перед которым даже несчастье, даже смерть близкого значат меньше, чем общее и главное, ради чего не жаль ни имущества, ни семейного благополучия, ни родственных и иных привязанностей.

Ленинградцы несли неслыханные трудности. На весах истории их паек в сто граммов серого хлеба (таков был прежде этот паек) перетянет любые мешки с золотом. Осколки снарядов, рвавшихся на ленинградских улицах, будут с почтительным удивлением рассматривать потомки. Братские могилы умерших за время блокады, могилы, говорящие о непреклонном духе бойцов, горожан, останутся навсегда памятниками народного массового героизма. Без света, без воды, без дров в лютую зиму жил город и работал непрерывно на оборону.

Он не был населен титанами. Все это были простые советские люди - мужчины, женщины, дети. Они увидели бедствия, каких не помнит мир. Даже не во всякой книге прочтешь о том, что запросто видели ленинградцы. Пережили и не смутились духом, не ожесточились сердцем, не замкнулись в молчании. В Ленинграде сейчас еще больше любви к городу, еще больше ненависти к врагу.

Бойцы Ленинградского фронта знают, что они защищают. Они знают, что в трудный час на помощь им встанет все население города так же, как встали комсомольцы Колпина и прямо из цехов родного завода отправились в окопы.

Начинается второй год нашей великой отечественной войны. Оглядываясь на прошедшие месяцы, мы видим, как возмужали юноши, как выросли дети, как помолодели старики. Но мы видим и поседевших от горя мужчин и женщин. Мы видим еще, скольких с нами уже нет. Всех коснулась война - и старых, и молодых, и совсем юных. И пассажиры того экскурсионного парохода, что год назад плыл по мирным водам Выборгского залива, - давно уже стали на боевые посты на том грозном корабле, что зовется «Ленинград».

Настанет день, и на ленинградских улицах заалеют флаги победы. И летописцы Ленинграда положат на стол большую бессмертную книгу о страданиях, славе, подвигах и победе славного, трудового Ленинграда! // Николай Тихонов.
_________________________________________
Н.Тихонов: Город Ленина* ("Красная звезда", СССР)
Н.Тихонов: Ленинград в июле* ("Красная звезда", СССР)

************************************************************************************************************
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ. Советские бомбардировщики вылетают на выполнение боевого задания.

Снимок А.Секретарева.





УПОРНЫЕ БОИ НА ХАРЬКОВСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ. 23 июня. (По телеграфу от наш. корр.). После того, как первое наступление немцев не получило развития, они подтянули свежие силы, пополнили свои танковые дивизии новой техникой и вновь предприняли попытку прорвать нашу оборону. Второй день здесь идут ожесточенные бои. Несмотря на огромные потери, немцы почти не перестают атаковать наши позиции.

Как и раньше, противник поддерживает свои части большим количеством авиации. Эта авиация служит ему как бы выдвинутой вперед дальнобойной артиллерией, которая воздействует главным образом на передний край нашей обороны и ближние тылы.

Наши летчики, патрулирующие в прифронтовых районах, отгоняют воздушного противника и сбивают немецкие самолеты. Значительным фактором является также усилившаяся зенитная оборона. Вчера и сегодня произошел ряд воздушных боев, в которых наши летчики прекрасно взаимодействовали с зенитчиками.

Немцы стремятся проложить своей пехоте дорогу большими массами танков. На одном участке вчера пыталось прорваться около двухсот вражеских танков, за которыми следовало несколько частей пехоты. Наши войска стойко приняли удар врага. Опыт прежних боев с немецкими танками помог правильно организовать противотанковую оборону. Она основана на силе огня артиллерии и противотанковых ружей, на боевой работе наших танков, действующих из засад. Противник несет большие потери в технике и живой силе, но продолжает усиливать атаки и на одном участке сумел несколько вклиниться в нашу оборону.

Одновременно немцы попытались прорваться и на других участках. Тут тоже действуют танки противника группами по 20-30 машин, однако это ему не удалось. Лишь отдельные части после упорных боев вынуждены были несколько отойти и заняли новые рубежи обороны.

В боях с немецкими захватчиками наши бойцы и командиры показывают образцы мужества и боевого умения. В одном месте после безуспешной вражеской атаки наша часть контратаковала противника и ворвалась в населенный пункт. Чтобы сорвать нашу контратаку, немцы новыми силами ударили во фланг контратакующим подразделениям. Такой маневр был учтен нашим командованием, и для парирования его было оставлено подразделение, возглавляемое политруком Федоровым. Это подразделение в свою очередь нанесло неприятелю фланговый удар и отбросило его.

Наряду с применением больших масс танков немцы практикуют в ряде мест «психические» атаки пехоты. Вчера такая атака была произведена на участке N части. Пьяные солдаты шли во весь рост. Они были подпущены на небольшое расстояние. Здесь их встретил шквальный ружейный и пулеметный огонь, от которого сразу же полегло около ста немцев. Командир подразделения Заболотский поднял своих бойцов в контратаку и заставил противника бежать. // Капитан П.Олендер.

☆ ☆ ☆

Налет партизан на немецкий гарнизон

БРЯНСКИЙ ФРОНТ, 23 июня. (По телеграфу от наш. корр.). От командира об'единенных партизанских отрядов, действующих в Брянских лесах, получено сообщение об успешном налете партизан на немецкий гарнизон одного крупного населенного пункта.

Несколько партизанских отрядов, заранее разработав план согласованных действий, ночью ворвались в населенный пункт с различных направлений. Быстро расправившись с немецкими постами, партизаны напали на солдат и полицейских. Налет был настолько неожиданным, что немцы не сумели оказать сопротивление.

В течение восьми часов населенный пункт находился в руках партизан. Перебив до 200 солдат, а также до 300 полицейских и охранников, партизаны утром ушли. Они захватили с собой трофеи и пленных. В этой операции сами партизаны потеряли убитыми только четыре человека.

************************************************************************************************************
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ. Снайпер красноармеец П.Доржиев, истребивший свыше 170 немецких оккупантов и сбивший из винтовки фашистский бомбардировщик.

Снимок П.Бернштейна.





ХЛЕСТАКОВ
Из зала суда

Началось с пустяков. Лейтенант Перстень, возвратившийся из отпуска после ранения, дожидался нового назначения. Как-то вечером разговорился с товарищем по общежитию.

- Хорошо бы в театр сходить, да вот беда - билетов в кассе не достать.

- А это можно сварганить в два счета, - предложил знакомый. - Есть у вас какая-нибудь бумажка получше? Ну, скажем, справка из госпиталя, что ли.

Такая справка нашлась. Еще в январе по дороге в отпуск Перстень заболел и провел пять суток в госпитале.

- Этого, пожалуй, хватит. Но для верности надо кое-что подправить, - заключил знакомый.

И перед фамилией Перстень он приписал: «Герой Советского Союза»…

В тот же вечер «герой» направился со своим приятелем в театр.

Пребывание в новой роли Перстеню понравилось. И когда всплыл вопрос, где же ордена, выход также был найден. В той же старой госпитальной справке он сделал приписку, что «Золотая Звезда» №00647 и орден Ленина №948» приняты на хранение в госпиталь.

Вскоре Перстень получил назначение. И в новом удостоверении, выданном ротозеями из Горьковского облвоенкомата, уже прямо было записано, что «инструктор всевобуча Шахунского райвоенкомата Герой Советского Союза лейтенант Перстень действительно следует к месту штатной службы».

В Шахунь Перстень прибыл уже как заправский герой. Ему - почет и уважение. Шахунская гостиница отводит лучший номер. Другие ротозеи выдают ему новое удостоверение, в котором говорится, что «пред’явитель сего Герой Советского Союза лейтенант Перстень Р.А. действительно состоит на военной службе при Шахунском райвоенкомате».

За правами, приобретенными с новым положением, последовали и обязанности. В Шахуни Перстеня стали приглашать на вечера. «Героя» это ничуть не смущало. На одном вечере он выступил с обширными воспоминаниями. Говорил он, очевидно, неплохо, поскольку «последние слова тов. Перстеня утонули в бурных аплодисментах», - как сказано в отчете об этом выступлении, увековеченном на страницах местной газеты.

Похождения новоиспеченного Хлестакова были недолги и закончились на скамье подсудимых.

Военный трибунал Московского военного округа (председательствующий военюрист 2-го ранга Сыантович, члены суда Телегин и Лебедев) лишил Перстеня звания лейтенанта и приговорил его к трем годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях. Учитывая, однако, чистосердечное раскаяние осужденного, суд нашел возможным отсрочить приведение приговора в исполнение и удовлетворил просьбу Перстеня о посылке его на фронт. // Л.Савельев.

************************************************************************************************************
НОВЫЕ КНИГИ

В Военном издательстве Наркомата Обороны СССР вышли в свет следующие новые книги:

Программа начальной подготовки снайперов.

Памятка командиру штаба дивизиона.

К.Осипов. - Начдив Киквидзе. - Художественный очерк о боевой деятельности легендарного героя гражданской войны.

Инструкция по эксплоатации системы наполнения бензиновых баков отработанными газами на самолете МИГ-3 с мотором АМ-35А.

Воздушный бой. - Библиотечка летчика, выпуск 3. - Сборник статей об особенностях воздушного боя, обобщающих личный опыт летчиков в борьбе с германской авиацией.

Противотанковая авиация. - Библиотечка командира, выпуск 6. - Сборник статей о действиях советской противотанковой авиации.

Д.Заславский. - Цепные псы немецких банкиров.

☆ ☆ ☆

УСПЕХИ РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ И ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 23 июня. (От наш. корр.). Активную творческую деятельность развернули рационализаторы и изобретатели частей Юго-Западного фронта. За короткий срок здесь поступило более 200 предложений, причем многие уже реализованы.

Большой интерес представляют сконструированные подполковником Стародубом колесные цепи, значительно повышающие проходимость автомашин. Военинженер 3-го ранга Афанасьев предложил раздатчик горючего и смазочных материалов. Пользование этим прибором позволяет полностью устранить разлив бензина при заправке мотора и наладить точный учет расхода горючего.

Тов. Сеченых сконструировал усовершенствованный пистолет-пулемет, тов. Филатов - новую ручную гранату, интендант 3-го ранга Рабочий - треногу к пулемету «Максим» для стрельбы по зенитным целям, лейтенант Тарасов - несколько видов противопехотных заграждений. Тов. Котлов предложил способ восстановления шестерен коробки перемены передач танка. Этот способ дает возможность повторно использовать сработавшиеся детали.

Коллектив N ремонтной базы внес 60 рационализаторских и изобретательских предложений. Семь из них имеют всеармейское значение. Все эти предложения приняты и внедряются в жизнь.

В частях фронта хорошо налажен обмен опытом работы рационализаторов и изобретателей. Заведены специальные альбомы, куда заносятся предложения. Каждое предложение снабжается чертежом и подробным описанием.

________________________________________________
Н.Тихонов: Кровь Ленинграда ("Красная звезда", СССР)**
Вс.Вишневский: Немецко-финские детоубийцы ("Правда", СССР)**
Н.Шванков: Под стенами героического Ленинграда* ("Красная звезда", СССР)
Н.Тихонов: Мы отомстим врагу за кровь ленинградцев! ("Красная звезда", СССР)**
Фашистский «новый порядок» в оккупированных районах Ленинградской области ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №146 (5210), 24 июня 1942 года

блокада Ленинграда, Николай Тихонов, газета «Красная звезда», июнь 1942, 1942, лето 1942

Previous post Next post
Up