Ничего, товарищ!

Jan 05, 2010 03:12


« Time», США.

# Все статьи за 11 января 1943 года.




На протяжении веков в больших русских семьях часто повторяли пословицу: в тесноте, да не в обиде. Вероника, работница московской швейной фабрики, вспомнила ее, когда встала со своей узкой кровати, едва не упала, обходя спящих дочерей, и растопила железную печурку, стоящую посередине маленькой комнаты. В комнате было очень холодно, из водопроводного крана капала вода - его приходилось оставлять полуоткрытым, чтобы не промерзли трубы. Так начался первый день 1943 года для Вероники Поповой. Она быстро оделась, повторяя про себя новую русскую присказку - ничего, товарищ!

Вероника зажгла самодельный светильник - чашку с керосином, в которой плавал фитиль - и приготовила завтрак: жидкую кашу, черный хлеб и заваренный на печке плиточный чай. Когда все было готово, она разбудила 16-летнюю Грушу, накормила ее и с ласковым « ничего» проводила на работу, на военный завод. Восьмилетняя Фаня надела старенькие валенки и отправилась в школу. «Ничего, мама, я не очень голодна», - сказала она.

От мужа давно не приходило писем, но - ничего! - на фронте ему выдавали все необходимое.

Вероника подбросила немного дров в печку, и села за работу - она шила варежки для Красной Армии. Ее фабрику разбомбили, и она трудилась дома. Когда совсем рассвело, она задула коптилку. В комнате стало теплее, и Вероника уже не видела пар от своего дыхания, когда делала быстрые стежки, пытаясь уложиться в новые высокие нормы выработки. В прошлые годы у них в семье была елка, а под ней - подарки для детей.

Через неделю наступит Рождество (русское Рождество по старому стилю), но праздновать они его не будут. Для Вероники и почти 200 миллионов советских граждан этот Новый Год выдался невеселым, полным холода, голода и страданий.

Существует множество причин, по которым у всех московских вероник и их семей нет света в квартирах, мало еды и очень много работы. Россия осталась без:

- пяти миллионов мужчин, убитых или изувеченных.

- территории, по площади превышающей Францию, Германию и Великобританию вместе взятые, где проживало 77 миллионов человек, из которых приблизительно 39 миллионов, в основном мужчин, эвакуировали или переселили.

- шестидесяти процентов от довоенного объема производства угля и стали.

Но Вероника и миллионы ее сограждан знают, почему Красная Армия относительно хорошо снабжалась и била врага. Вероника знала, что:

- большинство промышленных предприятий эвакуировали на Урал и в Сибирь, где они производят больше продукции, чем вся советская довоенная промышленность.

- в Магнитогорске вступила в строй новая гигантская доменная печь. Это был несколько необычный, но очень полезный рождественский подарок, сделанный россиянами самим себе.

- Объемы добычи нефти в Баку возросли на 40% по сравнению с 1941 годом.

И самое главное, Вероника верит, что 1943 год принесет победу и мир. Отопление включат, печка исчезнет, муж вернется домой, Груша опять пойдет в школу. Что еще может случиться, Вероника не знает, да и не хочет знать. У нее и без того хватает забот.

______________________________________________
Стоять насмерть! ("Time", США)
Победа - слово, ведущее в бой ("Time", США)
Рождественская сказка - 1919 ("The Wall Street Journal", США)
Как празднуют Рождество в России ("The New York Times", США)
'Nichevo' - девиз русской беспечности ("The New York Times", США)

Рождество, Красная армия, 1943, январь 1943, «time», Новый год

Previous post Next post
Up