«
Красная звезда» №78, 3 апреля 1945 года
Войска 3-го Украинского фронта, продолжая наступление юго-западнее озера Балатон, совместно с болгарскими войсками овладели центром нефтяной промышленности Венгрии - городом Надьканижа - важным узлом дорог и сильным опорным пунктом обороны немцев
# Все статьи за
3 апреля 1945 года.
В ходе зимнего наступления Красной Армии немецкая авиация понесла новые серьезнейшие потери. Тысячи самолетов противника сбиты в воздушных боях, огнем зенитной артиллерии и захвачены на вражеских авиабазах и аэродромах. Наша боевая авиация в период зимнего наступления, как и в летних операциях 1944 года, имеет полное господство в воздухе над авиацией противника. Но вместе с тем воздушная обстановка на ряде участков фронта всё еще продолжает характеризоваться известной активностью вражеской авиации.
Фашистское командование, располагая хорошо оборудованной аэродромной сетью берлинской зоны противовоздушной обороны и стационарными авиабазами центральной Германии, использует ныне свою авиацию на наиболее угрожаемых для себя направлениях. В ряде случаев эскадры немецких бомбардировщиков играют роль своеобразной ударной силы, которую вражеское командование применяет как свой резерв при организации различного рода контратак. Кроме того, на оснащение самолетного парка немецкой авиации стал поступать новый вид воздушного оружия -
самолеты с реактивными двигателями. В основном эти новые немецкие самолеты, обладая повышенной скоростью, в то же время имеют ограниченную маневренность. Они главным образом рассчитаны на короткие удары по нашим бомбардировщикам и штурмовикам так называемым методом перехвата.
Сложившаяся воздушная обстановка ставит перед нашими летчиками и авиационными командирами новые боевые задачи. Всякие ухищрения врага в тактике воздушного боя должны быть не только отпарированы, но и в корне пресечены активными наступательными действиями нашей авиации. Для этого есть все возможности. Советские летчики и авиационные офицеры владеют достаточным боевым опытом и военными знаниями, советская авиационная техника по своему качеству и силе боевого воздействия стоит на высоком уровне. Главное в том, чтобы полностью мобилизовать свой боевой опыт, полностью использовать отличные боевые качества своих самолетов и их прекрасное бортовое вооружение.
Значительная доля усилий в борьбе с вражеской авиацией лежит на плечах наших славных летчиков-истребителей. Их задача - не только прикрывать от нападения с воздуха свои наземные войска и различные тыловые об’екты, имеющие важное военное значение. Известная активизация немецкой истребительной авиации, применение немцами истребителей-перехватчиков с реактивными двигателями ставят перед советскими истребителями актуальные задачи по обеспечению действий своих бомбардировщиков и штурмовиков как на поле боя, так и во вражеском тылу. Эти задачи в различных условиях воздушной обстановки могут быть успешно разрешены умелым сочетанием разнообразных приемов и способов боевого обеспечения. Усиленное непосредственное сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков истребителями; заблаговременная очистка воздуха от немецких самолетов в районе предстоящих действий специальными группами истребителей; массовая «свободная охота»; плотная блокировка неприятельских аэродромов и ряд других, умело сочетаемых приемов борьбы сведут на-нет все попытки германской авиации создать себе хотя бы малейшее преимущество в воздухе на том или другом участке.
В самой тактике воздушного боя с теми или другими типами немецких самолетов всё время надо искать новые, более действенные приемы борьбы. Это в полной мере относится к летчикам-истребителям, действующим как одиночно, так и в составе больших групп. Постоянный поиск совершенных способов уничтожения немецких самолетов еще более необходим на тех участках фронта, где немцы пытаются изменить воздушную обстановку с помощью машин с реактивными двигателями. Здесь речь, очевидно, прежде всего должна итти о том, чтобы, кладя в основу методы наступательного воздушного боя, со всей целесообразностью использовать боевые качества своих машин, лишая врага внезапности нападения и всякий раз ставя его в наиболее невыгодные положения, быстро достигать решительного успеха в бою.
Немецкие самолеты с реактивными двигателями имеют ряд слабых мест. Тактические приемы, используемые немецкими летчиками, пилотирующими эти машины, во многом зависят от их технических данных. Маневренные качества новых немецких самолетов значительно уступают маневренности наших истребителей. Одна повышенная скорость не может обеспечить немецкого пилота от поражения в бою. Задача состоит в том, чтобы, непрерывно наступая на противника, пристально изучать все его повадки, правильно определять его возможности к тому или другому виду боевого маневра и, противопоставляя ему свой, более совершенный маневр, как одиночного самолета, так и всей группы, уничтожать врага. Речь идет как об индивидуальном мастерстве каждого летчика-истребителя, так и об определенном построении боевого порядка всей группы, рассчитанного на заранее продуманный маневр. Если, скажем, немецкие пилоты стремятся использовать повышенные скоростные данные своих машин с реактивными двигателями, значит боевой порядок наших истребителей должен быть таким, чтобы прежде всего сковать неприятеля, увлечь его на невыгодные фигуры боевого пилотажа, а затем другой частью группы нанести точный, разящий удар. Если, далее, немецкие пилоты из-за малой продолжительности полета своих реактивных машин опасаются действовать на значительном удалении от аэродрома, боевой порядок группы должен быть построен так, чтобы отрезать им пути выхода из боя на свою территорию, а тем более к своей базе.
В беспощадном уничтожении немецких самолетов, помимо умелой организации каждого воздушного боя, огромную роль могут играть хорошо нацеленные и блестяще осуществленные удары по вражеским аэродромам. Нужны не только эпизодические бомбардировочные или штурмовые нападения на тот или другой немецкий аэродром, где замечено скопление вражеских самолетов. Эти действия нашей авиации должны быть организованы так, чтобы на определенных направлениях вся аэродромная сеть врага находилась под неослабным контролем и воздействием со стороны нашей авиации. Здесь большое значение принадлежит комбинированным действиям бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей, выполняемых в различных вариациях.
В одном случае может быть выгодным сочетание методов воздушной блокировки с последовательными штурмовыми ударами. В другом случае большой эффект может принести массированный бомбардировочный налет. В иной обстановке весьма полезными могут оказаться об’единенные единым планом и замыслом предварительные действия ночных бомбардировщиков в сумерки и ночью с последующими штурмовыми налетами на рассвете. Важно, исходя из конкретных условий, избрать наиболее эффективную комбинацию ударов и причинить врагу наибольший ущерб как в живой силе, так и в технике.
Используя всю мощь нашей техники, всё богатство нашего боевого опыта, решительно уничтожать вражеские самолеты!
*************************************************************************************************
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. В подразделение прибыла агитповозка.
Снимок нашего спец. фотокорр. капитана Г.Хомзора.
★
От Советского Информбюро*
Оперативная сводка за 2 апреля
В течение 2 апреля на БРАТИСЛАВСКОМ направлении войска 2-го УКРАИНСКОГО фронта, продолжая наступление, овладели городом и железнодорожной станцией ТОПОЛЬЧАНЫ, а также заняли более 100 других населенных пунктов, в том числе крупные населенные пункты БОШАНЫ, ВЕЛКИ РИПНЯНЫ, СИЛАДИЦЕ, СУХА, ПУДМЕРИЦЕ, МОДРА, ПЕЗИНОК, ВАЙНОРИ, ФАРНА, БИШДОРФ (4 километра восточнее БРАТИСЛАВЫ), ГУТОР, ШАМОРИН и железнодорожные станции БОШАНЫ, ВЕЛКИ РИПНЯНЫ, СИЛАДИЦЕ, СЕРЕД, МОДРА-ШЕНКВИЦЕ, ЧЕКЛИС, ВАЙНОРИ, УЗОР, БИШДОРФ.
На ВЕНСКОМ направлении, по обеим сторонам озера НОЙЗИДЛЕР-ЗЕЕ, наши войска продолжали вести наступательные бои.
Войска 3-го УКРАИНСКОГО фронта, продолжая наступление юго-западнее озера БАЛАТОН, 2 апреля совместно с болгарскими войсками овладели центром нефтяной промышленности Венгрии городом - НАДЬКАНИЖА - важным узлом дорог и сильным опорным пунктом обороны немцев, а также заняли более 40 других населенных пунктов, среди которых крупные населенные пункты ШЕЙТЕР, ХАХОТ, БОЧКА, ЭСТЕРЕГНЬЕ, ШОМОДЬСЕНТМИКЛОШ, БЕЛЕЗНА, СЕНТ МИХАЙ. В боях за 1 апреля войска фронта взяли в плен более 10.000 солдат и офицеров противника и захватили следующие трофеи: танков - 35, бронетранспортеров - 20, полевых орудий - 215, пулеметов - 170, автомашин - 420, радиостанций - 100, паровозов - 20, железнодорожных вагонов - 780, складов с боеприпасами, вооружением и продовольствием - 59.
На других участках фронта - существенных изменений не произошло.
За 1 апреля на всех фронтах подбито и уничтожено 50 немецких танков и самоходных орудий. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 40 самолетов противника.
☆ ☆ ☆
Войска 2-го Украинского фронта продолжали наступление. Советские части преодолели горы Врхи Трибецке и завязали бои на подступах к чехословацкому городу Топольчаны. Немцы спешно перебросили на этот участок пехотный полк, два запасных батальона, части саперной бригады и, опираясь на заранее подготовленные позиции, предприняли несколько контратак. Отразив вражеские контратаки, наши бойцы продвинулись вперед и ночью заняли несколько опорных пунктов противника. Сегодня утром советские войска под прикрытием артиллерийского огня переправились через реку Нитру и ворвались в Топольчаны с севера. Тем временем другие наши подразделения форсировали реку южнее города. В полдень, в результате одновременных ударов с севера, востока и юго-запада, войска фронта овладели городом Топольчаны. Части противника, оборонявшие город, понесли тяжелые потери и в беспорядке отступили, бросив много вооружения и военного имущества.
Наши пехотинцы, кавалеристы и танкисты, овладевшие вчера городами Трнава и Сенец, продвинулись вперед и ведут бои за перевалы Малых Карпат. Заняты опорные пункты вражеской обороны Модра и Пезинок, расположенные у восточных склонов гор. Советские гвардейские части совершили стремительный бросок и овладели населенным пунктом Бишдорф, находящимся в 4 километрах восточнее Братиславы. Противник поспешно стягивает сюда подкрепления и оказывает упорное сопротивление. За день боев подбито и сожжено 18 немецких танков. Взято значительное число пленных.
★
Юго-западнее озера Балатон войска 3-го Украинского фронта развивали успешное наступление. Советские части, действующие совместно с болгарскими войсками, прорвали вражескую оборону на подступах к городу Надьканижа и ворвались на его восточные окраины. Немцы, укрепившись в каменных зданиях, оказывали упорное сопротивление. В результате ожесточенного боя наши войска заняли восточную часть города и переправились через канал. Противник ввел в бой части, переброшенные из Югославии, и предпринял несколько контратак. Сильным ударом с трех сторон наши войска нанесли немцам тяжелый урон и вынудили их поспешно отступить. Город Надьканижа - центр нефтяной промышленности Венгрии - полностью очищен от противника. На подступах к городу и на его улицах осталось до 3 тысяч трупов немецких солдат и офицеров. Захвачены большие трофеи и много пленных. С падением Надьканижи немцы потеряли еще один, имевший для них очень важное значение, источник горючего.
Советские воины в боях с противником проявляют образцы мужества и геройства. Стрелковый батальон гвардии капитана Кулишова ночью подошел к реке. Гвардии младший лейтенант Старченко и красноармеец Титаренко переправились через реку. Разведав брод, Старченко отправил красноармейца с донесением, а сам отошел в сторону от брода и, чтобы отвлечь внимание противника, начал стрелять из автомата. Двадцать минут младший лейтенант вел огонь, перебегая с места на место. Встревоженные немцы открыли стрельбу из всех видов оружия. Тем временем бойцы батальона успешно форсировали реку вброд и стремительной атакой захватили выгодные позиции. Закрепившись на западном берегу реки, батальон отбил три вражеских контратаки, уничтожив при этом свыше 300 немцев. На другом участке немцы заминировали мост через реку. Гвардии старшина Ховриенко под огнем противника обезвредил вражеские мины и обеспечил быструю переправу наших танков через водную преграду. Танковый экипаж гвардии младшего лейтенанта Леонтьева ворвался в расположение противника и гусеницами раздавил 50 гитлеровцев.
★
Авиация Краснознаменного Балтийского флота атаковала немецкие суда в Данцигской бухте. Отмечено прямое попадание бомбы в крупный военный корабль противника.
★
Взятый в плен на 1 Белорусском фронте командир 402 немецкой пехотной дивизии генерал-лейтенант Зигмунд фон Шлейниц рассказал: «Наступательные операции Красной Армии превзошли все наши предположения. Я не ошибусь, если скажу, что ни один немецкий генерал не предвидел такого быстрого крушения немецкого фронта на Висле. Еще совсем недавно это казалось нам невозможным и невероятным. Когда создалась угроза для Померании, немецкое командование сформировало четыре дивизии на базе военных школ и запасных частей и, не медля, направило их на фронт. Кроме того, в Померанию было переброшено несколько дивизий с запада, из Норвегии, а также с других участков фронта. Однако все эти меры не спасли положения. Померанская группировка была разгромлена. Мои полки были разбиты один за другим, и дивизия прекратила свое существование. Остатки ее разбрелись по лесам, а я попал в плен». //
Совинформбюро.
_______________________________________
Над страной убийц и душегубов ("Сталинский сокол", СССР)
Залог новых побед нашей авиации ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург:
Обоснование презрения ("Красная звезда", СССР)**
В.Натесов:
Немецкие реактивные самолеты ("Красная звезда", СССР)
Летчики-штурмовики, Родина зовет вас на новые подвиги! («Сталинский сокол», СССР)
С.Рыбаков:
О тактических приемах немецких истребителей ("Красная звезда", СССР)
Е.Никулина, Р.Гашева:
Наша боевая жизнь* ("Известия", СССР)
Газета «Красная Звезда» №78 (6066), 3 апреля 1945 года