Б.Лавренев || «
Известия» №47, 25 февраля 1945 года
Наше зимнее наступление показало, что Красная Армия находит новые и новые силы для решения все более сложных и трудных задач. Её славные воины научились теперь громить и уничтожать врага по всем правилам современной военной науки. (Из Приказа Верховного Главнокомандующего от 23 февраля 1945 г.).
# Все статьи за
25 февраля 1945 года.
Умер Алексей Николаевич Толстой. Для всех, знающих его неисчерпаемые творческие и человеческие силы, могучую, динамическую энергию его натуры, его полнокровное жизнелюбие, эта черная весть кажется невероятной. Ибо мало людей, с обликом которых настолько не вязалось бы понятие о смерти, как не вяжется оно с личностью и жизнью Толстого.
Все в нем было утверждением жизнелюбия, утверждением радости человеческого существования. Кто не помнит его сочного голоса, живого блеска глаз, когда он увлекался какой-нибудь мыслью или рассказывал что-нибудь интересное из своих житейских встреч и впечатлений. Он был талантлив, талантливость его сверкала и переливалась всеми красками мира.
Он начинал свой путь в смутное время того духовного распада русской интеллигенции и ее творческих сил, который последовал за грозами и бурями первой революции.
Алексей Николаевич был тогда еще юношей, студентом Петербургского технологического института, светловолосым, ясноглазым, полным молодого очарования. На первых порах он примкнул к символистам. Но уже по первой тоненькой книжечке стихов, вышедшей за его подписью, становилось ясно, что этому юноше не по пути с мрачным символистским катафалком.
И действительно, за книжечкой юных поэтических упражнений сверкнула полнотой зрелого реалистического таланта такая блестящая вещь, как «Хромой барин». Повесть давала понять, что в литературу пришел писатель огромной мощи и дарования. И наряду с этой суровой, беспощадной, насмерть бьющей по старым устоям вещью мы запомнили навсегда хрустальную прозрачность и мягкий лиризм «Детства Никиты». Даже в нашей богатой и могучей литературе мало страниц, пронизанных таким теплым светом, такой нежностью и человечностью.
Но по-настоящему окреп, развился и зазвучал со всей мощью его писательский голос только после Октябрьской революции. Как будто всё, что он пережил и видел до Октября, было только периодом аккумуляции таланта, накопления творческих возможностей, которые развернулись плодотворно и могуче в условиях нашего советского общества, в нашей свободной великой стране.
Алексей Николаевич не сразу нашёл свою генеральную линию в новом мире. Он искал. Искал напряженно и неустанно. Но в силу своего жизнелюбия он не умел и не мог молчать, не мог порывать кровную связь писателя с читателем ни на миг. Он писал пьесы, рассказы - серьезные и юмористические, - фантастические и авантюрные романы. В его таланте, кроме жизнерадостности, всегда было много стихийного веселья и шаловливости.
Но для него это была лишь переходная эпоха, время поисков большой творческой дороги.
И он вышел на нее такой совершенной, законченной, умной вещью, как «Хождение по мукам». Это трехтомное повествование о судьбах русской интеллигенции в огненном вихре революции, о новой советской государственности, рожденной революцией, дало читателю широкую картину жизни русского общества в эпоху гражданской войны, и на его страницах, исполненных истинной поэзией, отразился и жизненный опыт самого Алексея Николаевича, пришедшего с открытым сердцем и горячей любовью к людям нового мира, строителям и созидателям.
Революционная хроника «Хлеб» дала нам картину борьбы этих новых людей - огромных, зажженных великими идеями Ленина-Сталина, человеческих масс.
С именем Толстого связано рождение советского исторического романа.
Яркая фигура реформатора и строителя России, вырвавшего ее из мрака косности и невежества, - Петра Первого привлекала Алексея Николаевича еще в молодости. В советских условиях, зрелым художником, он создал роман громадной силы и впечатляемости, роман, популярность которого в читательских массах переживет поколения. Драматическое повествование Толстого об Иване Грозном отмечено присущей писателю художнической смелостью, яркостью красок.
Замечательный писатель, Толстой был настоящим гражданином своей страны, горячим и пламенным ее патриотом, и слово его в дни войны с фашизмом было оружием нашей борьбы.
Неколебимой верой в победу были проникнуты выступления Толстого-публициста. В июле 1941 г. Толстой писал: «Красная Армия своей стальной мощью, своей храбростью, высоким духом патриотизма, благородства и бескорыстия высоко перед всем миром подняла на своих знаменах имя русского… Русский - станет именем, которое дети с колыбели привыкнут благословлять, как избавителя от
удушающего смертельного кошмара фашизма».
Родину, Россию, Советский Союз Толстой любил со всей широтой и горячностью своего большого сердца. Это было в нем глубоко органическое и стихийное чувство русского человека, подкрепляемое разумом общественного деятеля и зорким взглядом художника, видевшего чудесные перемены в жизни своей страны и радовавшегося им вместе со своим народом.
Он, так любивший родину и так мечтавший о разгроме фашизма и нашей победе, не дожил до ее уже близкого прихода. Как бы он радовался победе, и какие бы еще прекрасные слова об этой народной победе, организованной гением Сталина, он мог бы сказать нам.
Он умер слишком рано. И с глубоким горем и болью мы склоняем головы перед гробом прекрасного художника, пламенного патриота, гордости нашего великого народа. //
Борис Лавренев.
************************************************************************************************************
Дар художника
Большой художник и талант кристально русский, создатель широких эпических произведений, - А.Н.Толстой с какой-то ревностью и страстью всю свою жизнь стремился к театру, любил театр, знал его издавна, работал для сцены ещё в годы первых своих драматургических дебютов и, как мне кажется, искал свою тему для собственных, ему, Толстому, присущих драматических картин.
Огромный и упорный труд долголетних поисков дал нашей сцене две пьесы, которые по своему драматическому существу подымаются до трагедии - это пьесы, раскрывающие образ царя Ивана Грозного.
А.Н.Толстой ушел из жизни, исполнивши своё глубокое и ревностное желание художника - и как достойно, как великолепно он его исполнил!
Язык и образы, жизнь каждой сцены это та бронза, о которой говорил А.М.Горький, оценивая Петра I, это не преходящее, не временное, истинно капитальное, передовое.
Много истинного и передового дал бы нашему народу его художник, но он ушел от нас не должником. Трудом своим и редким дарованием платил он сполна за славу и любовь, которыми пользовался в своей великой отчизне. //
Н.Погодин.
★ ★ ★
★ ★ ★
Он вечно будет с нами!
Он между нами жил - простой, горячий, скромный,
Пылал он к Родине любовью неуемной.
Пером он ей служил, как огненным мечом, -
И ныне прах его земле мы предаем
С глубокой скорбию, но с гордыми словами:
Он между нами жил - он вечно будет с нами!
М.РЫЛЬСКИЙ. КИЕВ. (По телефону).
_______________________________________________
И.Майский:
Русский патриот ("Правда", СССР)
В.Ильенков:
Писатель-боец ("Красная звезда", СССР)
Н.Тихонов:
Писатель великого народа ("Правда", СССР)
П.Павленко:
Могучий художник ("Красная звезда", СССР)
Газета «Известия» №47 (8657), 25 февраля 1945 года