В усадьбе немецкого рабовладельца

Feb 20, 2020 08:09


М.Макухин || « Красная звезда» №42, 20 февраля 1945 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 19 февраля (1 стр.). Подполковник Н.Прокофьев. - Бои южнее Кенигсберга (2 стр.). Подполковник И.Исаев. - Простейшие средство связи (2 стр.).Полковник Э.Идельсон. - Поддержка артиллерией атаки пехоты (2 стр.). Капитан М.Макухин. - В усадьбе немецкого рабовладельца (3 стр.) Майор Б.Монастырский. - Подвижный отряд в преследовании (3 стр.). А.Платонов. - Один бой (3 стр.). Окончание работы Всемирной профсоюзной конференции в Лондоне (4 стр.). Положение в Румынии (4 стр.). Военные действия в Западной Европе (4 стр.). Приезд в Белград Шубашича и других членов югославского правительства (4 стр.).

# Все статьи за 20 февраля 1945 года.

(От специального корреспондента «Красной звезды»)




Господский двор немца Розена представляет собой ряд приземистых кирпичных построек с крутыми черепичными крышами. Вот дом, в котором жил сам хозяин, вот большой скотный двор с пристройками, с каменным колодцем. Жил Розен богато. На скотном дворе у него наши бойцы насчитали 46 голов рогатого скота, около 50 овец, 25 свиней, не меньше сотни кур. Комнаты в его доме отлично меблированы, гардеробы завалены вещами.

Рядом с хозяйским домом - пристройка с подслеповатыми окнами. Заходим туда. Серые стены, холодный, выстланный кирпичом пол. Сержант Скоробогатько замечает здесь две швейные машинки советской марки. В другом углу комнаты - большой сундук. В нем поверх поношенного женского платья исписанный неровным почерком лист бумаги.

«Дорогие братья! Мы уже слышим, как бьют наши пушки. Сидим под замком, а нам кажется, что вот-вот откроется дверь и мы увидим вас, наших спасителей. Два года мучились мы здесь. Нас было здесь девять русских девушек: Нюра Кулакова, Настя Прасолова, Настя Руденкова, Паша Зубкова, Клава и Нюра Коноваловы, Клава Дмитриева, Дуся Кошелева и Нина Нагорная. Хозяин заставлял нас работать с рассвета до поздней ночи, а кормил чем попало, как собак. Последнюю неделю он запирал нас ночью на замок, боялся как бы мы не ушли. Нынче вечером он сказал, что утром мы должны ехать вместе с ним дальше от фронта. Спешите, братья, не дайте угнать нас на верную гибель».

Мы уже собирались покинуть усадьбу, как вдруг увидели на дороге необычное шествие. Впереди шагал молодой блондин в рабочей блузе с красно-белой повязкой на рукаве и перекинутой через плечо винтовкой. Это был поляк Юзеф Маниковский. Следом за ним, понуря головы, шли немцы: два офицера, три солдата и один толстый, небольшого роста штатский. Шествие замыкали два поляка с винтовками.

Узнав от польских патриотов подробности пленения немцев, мы спросили, кто этот толстяк-штатский. Юзеф Маниковский ответил, что это и есть хозяин господского двора Альфред Розен, у которого он, два его товарища и девять русских девушек находились на положении рабов. Он же рассказал, что Розен поселился здесь в 1939 году, получив в награду за работу в гестапо двадцать гектаров земли.

Альфред Розен с 1934 года состоит членом фашистской партии. Он долго работал в Эльбинге, выявлял «неблагонадежных». На кортике, подаренном ему за «примерную работу», было написано: «Аллес фюр Дойтчланд» (всё для Германии). Накануне войны он выявил на заводе группу рабочих, выступавших против Гитлера, получил за это в награду землю и решил заняться сельским хозяйством - он «приобрел» сначала трех поляков, а позже девять русских девушек.

В январе наши войска перешагнули границы Восточной Пруссии. Война быстро приближалась к усадьбе Розена. Его семья погрузилась на телеги и поехала в город. Там ему обещали устроить семью на поезд и эвакуировать в тыл. Вместе с ним ехали его рабы. В городе Розен должен был сдать их в комендатуру. Но советские танкисты опередили немца. Они внезапно появились из-за леса, и стали бить из пушек вдоль дороги, по которой двигалась большая колонна немецких войск вместе с повозками беженцев. Розен бросил жену и дочь и пытался убежать в лес. Польские патриоты во-время перехватили его.

Таких усадеб, как господский двор Розена, тысячи в Восточной Пруссии. От шоссе разбегаются в разные стороны узкие и прямые дороги. Они ведут в немецкие усадьбы. Почти возле каждого дома имеются пристройки. В этих лачугах жили пленники: русские, белоруссы, поляки, украинцы. Хозяева-немцы управляли ими, как хотели. Каждый из них мог в любое время убить своего раба. Такие «средние немцы», как Розен, и являлись тем фундаментом, на который опиралось гитлеровское руководство в своих планах господства над миром. Давно рухнули эти планы, и теперь перед нами стоит «средний немец» рабовладелец Розен. У него от страха отвисает нижняя губа. Он смотрит на нас с ненавистью и испугом. //Капитан М.Макухин. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. (По телеграфу).

***********************************************************************************************
В ВОСТОЧНОЙ ПРУССИИ. Немецкий ангар, разбитый нашими летчиками.

Снимок нашего спец. фотокорр. майора С.Лоскутова.



_________________________________________
Б.Полевой: Встреча на Одере ("Правда", СССР)
А.Шестак: В Восточной Пруссии ("Вечерняя Москва", СССР)
Л.Кудреватых: В разбойничьем гнезде немецкого помещика ("Известия", СССР)
А.Карташов: В Германии || «Комсомольская правда» №29, 4 февраля 1945 года
Родина пришла за ними! || «Комсомольская правда» №33, 9 февраля 1945 года

Газета «Красная Звезда» №42 (6030), 20 февраля 1945 года

февраль 1945, зима 1945, газета «Красная звезда», немецкая каторга, 1945

Previous post Next post
Up