Военный политический плакат

Jan 09, 2020 10:53


А.Федоров-Давыдов || « Правда» №8, 9 января 1944 года

8 января войска 2-го Украинского фронта, в. результате умелого обходного маневра, овладели областным и крупным промышленным центром Украины - городом Кировоград - важнейшим опорным пунктом обороны немцев.

Да здравствует героическая Красная Армия! Слава советским воинам!

# Все статьи за 9 января 1944 года.

Рожденный в огне и буре гражданской войны, политический агитационный плакат с первых дней Великой Отечественной войны вновь на передовой линии огня советского искусства.

Будущий историк с волнением рассмотрит плакат Н.Жукова: наш пулемётчик яростно стреляет среди дыма и огня героических развалин Сталинграда, а на стене за спиной бойца висит плакат, сделанный В.Корецким: «Спаси!». Художник, хорошо знающий фронт, изобразил на плакате волнующий момент.




Большая сила, доходчивость, действенность нашего плаката заключается в его идейности, реалистической правдивости, мастерстве, народности его образов.

В людях и образах нашего плаката народ видит самого себя, свой типизованный, реальный и вместе поэтически-возвышенный облик. Родина предстоит перед ним в плакате И.Тоидзе («Родина-мать зовёт!») как женщина, напоминающая каждому его собственную мать. Боль и гнев народные, властный голос совести, требующей отмщения, продиктовали Д.Шмаринову, Ф.Антонову, В.Иванову, В.Корецкому и другим их замечательные плакаты.




В создании образов жертв фашизма, зовущих к освобождению, к отплате и разгрому врага, наш плакат является наследником лучших традиций гуманизма, психологичности русского искусства. Образы женщин и детей в своём трагизме хранят печать возвышенного благородства, - они не покорились, они не рабы.

Работа над героическими образами советского воина шла по линии преодоления традиционной условной плакатности, от образа, построенного на внешнем эффекте, к образу психологически содержательному, углублённому. В плакатах В.Иванова и А.Кокорекина перед нами живые люди, со всей полнотой человеческого бытия и вместе с тем возвышенные образы героизма.

Широкую популярность завоевали лирические плакаты Л.Голованова.

Хорош плакат Н.Жукова и В.Климашина «Украина ждет тебя, боец!». Чтобы так смело и художественно убедительно ввести в фоне «Ночь на Днепре» Куинджи и так правдиво символизировать Украину, привязанной к столбу женщиной, нужно было пройти большой путь плакатного творчества. В частности, нужно было выразить в плакате идею родины не только в виде реальной женщины, но и включением в тему родины темы ее истории, культуры и искусства.




Это советский плакат блестяще сумел сделать, иллюстрируя слова товарища Сталина о великих деятелях русской культуры и о мужественных образах русских полководцев, вдохновляющих нас на победу. Лучшие плакаты на эти темы были сделаны Кукрыниксами, В.Ивановым и В.Корецким.

Большую работу по военному плакату ведёт коллектив студии им. Грекова, в котором особенно надо выделить Л.Голованова, Н.Жукова и В.Климашина. В славные страницы героической обороны Ленинграда навсегда войдёт деятельность художников, работавших над боевыми плакатами, и в особенности замечательной группы «Боевого карандаша» (И.Астапов, В.Курдов, Н.Муратов, Г.Верейский и др.).

Ряд мастеров дал хорошие сатирические плакаты - В.Дени: «На Москву - хох, от Москвы - ох!», «Красной Армии метла», Д.Моор: «Добьём фашистского зверя». Кукрыниксы проявили свойственное им неистощимое остроумие и богатство выдумки в плакатах «Вся Европа Гитлера и Риббентропа», «Юный Фриц».







Мало, к сожалению, сделано хороших плакатов на темы жизни тыла. Причём изрядная их часть страдает той абстрактностью и схематизмом, которые уже изжиты в военном плакате.

Главная же беда плаката - в его отставании от хода событий отечественной войны. Не говоря уже о том, что тематика героического наступления Красной Армии только сейчас начинает находить своё воплощение в плакате, сам новый характер, дух этого наступления ещё недостаточно отображён.

Нужна ещё большая борьба за культуру плаката.

Много также надо потрудиться и нашим издательствам, чтобы добиться необходимого полиграфического уровня в работе над плакатом. // А.Федоров-Давыдов.

***********************************************************************************************
Гитлеровские басни о германском «секретном оружии»

ЖЕНЕВА, 8 января. (ТАСС). Швейцарская газета «Арбейтер цейтунг» поместила фельетон, в котором высмеивает басни гитлеровской пропаганды о том, будто Германия обладает каким-то новым «секретным оружием».

Одного немецкого солдата значительно старше 50 лет, говорится в фельетоне, спросили: в какой части он служит? Он ответил: «При секретном оружии». На вопрос, что представляет собой это оружие, солдат ответил: «Это - моя возрастная группа».

_____________________________________________
И.Сельвинский: Язык плаката* («Литература и искусство», СССР)
А.Федоров-Давыдов: Рисунки художника Д.Шмаринова* ("Правда", СССР)
Д.Заславский: « Великая отечественная война» в картинах русских художников ("Правда", СССР)
М.Калинин: Об искусстве плаката || «Литература и искусство» №1, 1 января 1943 года

Газета «Правда» №8 (9465), 9 января 1944 года

зима 1944, январь 1944, плакаты ВОВ, газета «Правда»

Previous post Next post
Up