Г.Бровман || «
Известия» №8, 10 января 1942 года
Наши войска продолжают наступление. Не давая врагу закрепляться на новых линиях обороны, части Красной Армии на ряде участков фронта продвигаются вперед, освобождая от фашистов новые города, нанося оккупантам тяжкие удары.
# Все статьи за
10 января 1942 года.
В этой деревне был штаб 39-го немецкого армейского корпуса. Здесь помещались генерал Шмидт и его клика.
Разбитной крестьянский парнишка Саша Ефимов охотно сопровождает вашего корреспондента по свежим следам от избы к избе и дает при этом острые комментарии.
- Вот баня, где генерал мылся. Он, пузатый, моется, а вокруг автоматчики ходят и постреливают. Он моется, они стреляют!
По единодушным рассказам уцелевших местных жителей, особенное беспокойство доставляли генералу партизаны и советские летчики. От партизан охраняла его целая свора вооруженных псов. Но как спастись от летчиков? Генеральский денщик рассказывал в деревне, что его барин совершенно не выносит бомбежки. После первого же налета наших соколов генерал потерял равновесие. Он поселился было в избе, но вскоре же приказал соорудить ему фундаментальный блиндаж. Было это тогда более чем в ста километрах от фронта.
Солдаты начали сгонять население на строительство убежища для генерала. Работать заставляли круглые сутки. В 250 метрах от деревни рыли котлован. Затем немцы заставили разобрать проходящий вблизи железнодорожный путь. Рельсы сносились на строительство. Из них делался первый накат. Затем были сделаны из бревен второй, третий, четвертый накаты… Крестьян-строителей подталкивали прикладами. Сам генерал приезжал на место своего будущего убежища и ворчал и покрикивал, что вот оно, мол, строится медленно...
Мы идем по заснеженному полю к блиндажу генерала Шмидта. Только вчера выбиты отсюда фашисты. Правда, генерал сбежал раньше, но он, видно, здорово спешил, если оставил в блиндаже да растерял по пути немало ценных своих генеральских вещичек. Мы разрываем высокий слой снега и подымаем генеральский чемоданчик с полотенцем и предметами личной гигиены. Он был чистоплотен, этот генерал. Но у него была весьма грязная душа. Из его блиндажа
всегда раздавались крики крестьянских девушек, которых сюда волокли по ночам.
Click to view
Он был чувствителен, этот генерал. В блиндаже его был оборудован уголок для елки. Тут были припасены и соответствующие обои со свастикой, и украшения, и свечи. Денщик рассказывал, что генерал любил подолгу спать в этом святом углу. Но рядом со «святым углом» Шмидта обнаружена большая коллекция порнографических карточек. В блиндаже
насиловали женщин,
избивали пленных красноармейцев,
истязали мирных граждан. Тысячи жителей Тихвинского, Киришского, Чудовского и других районов могут пред'явить генералу Шмидту суровый счет.
Но вот под мощными ударами Красной Армии дивизии Шмидта разгромлены. Жалкие их остатки отступают в панике. Генерал и тут верен себе: он бежит одним из первых, бросая штабные машины и оставляя своих коллег на произвол судьбы. Он приказал сжечь деревню, где нашел пристанище его штаб. Но этого не успели сделать.
С чувством гадливости оставляем мы убежище битого генерала. Сюда не любят ходить жители деревни. Они далеко огибают это проклятое место. Идет снег и слой за слоем покрывает вход в этот блиндаж. //
Г.Бровман, спец. корреспондент «Известий». ТИХВИНСКИЙ УЧАСТОК ФРОНТА, 9 января.
____________________________________
И.Эренбург:
Генерал-оптимист* ("Красная звезда", СССР)
Д.Заславский:
Незавершенное образование гитлеровских генералов* ("Красная звезда", СССР)
**************************************************************************************************************************************************
Наступление продолжается
На Калининском фронте немцы отходят под ударами наших частей. Они бросают свою технику, транспорт, пушки, боеприпасы. Оставив Старицу, немцы откатываются на юго-запад. Но кое-где на этом пути они сопротивляются с бешеным упорством. Один из пленных немцев об'яснил причину этого сопротивления. «У нас нет выхода, мы обречены. Если я выйду из дома в поле, я все равно погибну. Нам остается умереть на месте».
Пытаясь задержать продвижение частей Красной Армии, немцы подбрасывают на Калининский фронт авиацию из Орши, Вязьмы и других городов. Из глубокого тыла двигаются пехотные части. Они торопятся, чтобы спасти положение.
Рудольф Мюллер вместе с другими 16 декабря был погружен в Дрездене в эшелон, не успев получить винтовки. Когда он прибыл в Понизовье, положение было столь напряженным, что немецкое командование решило перебросить резервистов дальше уже на самолетах. 65 «Юнкерсов» доставили полк Рудольфа Мюллера в Ржев. Через несколько дней солдат Мюллер попал в плен, так и не получив винтовки.
В дни польской кампании Рудольф был изувечен и признан годным только для караульной службы в тылу. Жестокие потери на Восточном фронте заставили немецкое командование пустить в дело и калек, и юнцов, и стариков. Об этих потерях откровенно рассказал пленный солдат 329-го полка 162-й пехотной дивизии Вернер Дрейер. «Наш полк разгромлен, в ротах осталось по 15-20 человек».
Часть командира Поленова с 3 по 5 января уничтожила до 600 фашистских солдат и офицеров. Красноармейцы бьются с исключительной отвагой. Около деревни Г. наше подразделение было встречено ураганным огнем немецкой артиллерии, минометов, пулеметов и автоматов. Тогда пулеметные расчеты Шабаева и Шарапова вышли на открытые позиции и метким огнем уничтожили 7 пулеметных точек врага. Сопротивление немцев ослабло. Наша пехота поднялась и ринулась в атаку. Одной из первых на окраину деревни ворвалась группа бойцов во главе с политруком т. Крыловым. С гранатами в руках они кинулись на штурм домов, в которых засели фашисты.
Недавно разведчик т. Сулейменков встретился с разведчиками финнами, шедшими на лыжах. Одного из них, пытавшегося убежать, тов. Сулейменков
догнал и прикончил.
Кровопролитные бои на ряде участков фронта продолжаются с неослабевающей силой. Наши части преследуют врага, перерезают важнейшие железнодорожные и шоссейные магистрали. //
В.Антонов, спец. корреспондент «Известий». КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ, 9 января
**************************************************************************************************************************************************
Банкет в Смердыни
Майор Щеглов, командир лыжного истребительного отряда разработал план нападения на деревню Смердынь, где стоял немецкий гарнизон.
Выступили в лунную ночь. Стоял крепкий мороз, и ветер обжигал лица, сводил дыхание. Лыжники сняли часовых и начали лихой налет.
Лыжники истребили весь гарнизон - до сотни фашистов. Один боец показал майору на стоявший отдельно дом. Это был самый большой дом в деревне. Майор пошел туда, распахнул дверь, посветил фонариком. Посреди большой комнаты стояли столы, составленные в виде буквы «Г». Вина, сыры, жирные окорока ждали гостей.
- Забирай харчи, - скомандовал майор. Они хотели погрузить все в сани, но туда уже положили пятерых раненых. Поэтому каждый забрал лишь то, что мог унести в вещевом мешке или в сумке.
Вдруг из-под стола, подняв руки, вылез бледный немец. Его вытолкнули. Отряд быстро выскочил из деревни. В лесу пленный рассказал, что он унтер-офицер артиллерийского полка, 291-й пехотной дивизии. Он собирал на стол для праздника офицеров по приказу командира полка фон-Эрнста, который ожидался в деревне с часу на час. Тут Щеглов вспомнил историю 291-й фашистской дивизии. Месяца два стояла она под Ленинградом в ожидании победного в'езда в город и торжественного по сему случаю банкета в отеле «Астория». День в'езда и банкета все откладывался.
Ежедневно фон-Эрнст обстреливал город из своих гаубиц. Неожиданно 291-ю дивизию перебросили на несколько десятков километров к востоку, на поддержку разбитых в районе Войбокала дивизий генерала Томашек.
Войска Федюнинского разбили и 291-ю дивизию. Но фон-Эрнсту повезло. Он находился во втором эшелоне и уцелел. За неудавшийся банкет в «Астории» фон-Эрнст решил вознаградить себя и офицеров банкетом в Смердыни.
Отряд Щеглова сорвал и этот банкет… //
А.Садовский, спец. корреспондент «Известий». ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 9 января.
________________________________________________________
Секретные приказы немецких генералов* ("Красная звезда", СССР)
К.Гофман:
Судьба гитлеровских генералов* ("Красная звезда", СССР)*
Я.Милецкий:
Панический приказ немецкого генерала* ("Красная звезда", СССР)
Д.Заславский:
Теория и практика генерала Гудериана* ("Красная звезда", СССР)
Газета «Известия» №8 (7694), 10 января 1942 года