Железный крест

Jul 31, 2019 10:48


В.Василевская || « Правда» №210, 31 июля 1941 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями СССР начальствующего и рядового состава пожарной охраны, милиции, истребительных батальонов, работников добровольных пожарных команд и местной ПВО г. Москвы (1-2 стр.). Соглашение между СССР и Польшей (1 стр.). Приезд в Москву г-на Гопкинса (1 стр.). Прием Председателем Совнаркома СССР тов. И.В.Сталиным г-на Гарри Гопкинса, личного представителя Президента США г-на Франклина Д. Рузвельта (1 стр.). СТИХИ: Ольга Криницкая. - Разбой (2 стр.). Ванда Василевская. - Железный крест (2 стр.). Г.Александров. - Проповедь человеконенавистничества и зверства (3 стр.). Трудящиеся вносят средства в фонд обороны (3 стр.). К.Жук. - Собираем богатый урожай (3 стр.). Английские женщины приветствуют женщин Москвы и Киева (4 стр.). Массовая демонстрация солидарности с Советским Союзом на Кубе (4 стр.). «Молниеносная» война не получается (4 стр.). Госпитали Румынии и Чехословакии переполнены ранеными немцами (4 стр.). В Бельгию переброшены итальянские войска (4 стр.). Румынские нефтепромыслы горят (4 стр.). Англо-германская война в воздухе (4 стр.). Потери германской и итальянской авиации (4 стр.). Антифашистское движение в Норвегии. (4 стр.). Голод в Румынии (4 стр.). Ненависть болгарских рабочих к немцам (4 стр.).

# Все статьи за 31 июля 1941 года.




На опушке леса темнеет болото. За болотом - холмы, покрытые зреющими хлебами. Солнечный, погожий день. Как будто ничего не случилось, как будто существуют только лес да поля, где расцветают фиолетовые колокольчики и золотистые хлеба, дозревающие на солнце.

Но лес изрыт линией окопов, из амбразур ДОТ глядят стволы противотанковых орудий. В хлебах осторожно ползут немцы. Тишину часто раскалывает грохот орудийного выстрела. Высоко над нами, над лесом, над окопами слышен шум, точно проносится, трепеща крыльями, стая птиц. И грохот разрыва. Справа стрекочет пулемет. Птицы утихают. Сейчас суровым голосом разговаривает война.

В окопе - бойцы. Разные лица, разные глаза - то светлые, то темные, - из Марийской АССР, из Вологды, из Киева, из всех краев. Здесь, в этом узком окопе, особенно наглядна дружба народов Советского Союза, братство, связывающее людей, несмотря на различие языков, несмотря на то, что у каждого из них его родимое село или родимый город выглядит совершенно по-иному. Их об’единил единый труд, единая дорога, единое красное знамя. Сейчас их братство навеки цементируется кровью, вместе проливаемой для блага единой великой отчизны.

Под стальными шлемами - спокойные молодые лица. Люди знают, зачем они здесь, знают, ради чего они здесь. Там, впереди - немцы; здесь, позади - родная земля. Вьется узкий окоп непрерывной линией - граница, установленная твердо и нерушимо. Как неприступная крепость, высится ДОТ на опушке леса. В окопе залегли люди - верные стражи советской земли.

У противотанковой пушки задерживаемся на минуту. Командир показывает трофей: железный крест, снятый с груди убитого немца. Беру в руки немецкую награду. Черная эмаль, серебряный ободок. На черной эмали дата - «1939 год». На одно мгновение исчезают и лес и окоп, и я не слышу уже грохота артиллерийских залпов, проносящихся над нами раскатистым эхом. Багровый отблеск сверкает на черной эмали немецкого креста. Не отблеск ли это пожаров польских сел и городов? Не отблеск ли это крови тех, кто пал на польской земле, - крови замученных женщин, убитых детей, замученных сотен и тысяч.

1939 год… За какие же это «героические дела» 1939 года получил немецкий офицер свою награду? 1939 год - железный крест «за заслуги в разгроме Польши».

За что получил он свой железный крест? За Варшаву в развалинах, за Краков в окопах, уничтоженные дотла, сожженные села? С 1939 года спокойно носил свою награду немецкий офицер, прошел с ней далекие земли - в черной эмали креста отражались зарева пожаров Бельгии, Франции, Голландии, Норвегии. На черный крест смотрели испуганные глаза бельгийских, норвежских, французских, голландских детей. Надменно, высокомерно проносил на своей груди железный крест немецкий офицер, проходя победителем через города и села, через покоренные страны. Но вот занесли его судьба и приказ сюда, на украинскую землю. И довелось здесь расстаться ему и с жизнью, и с крестом. Рука командира сняла с вражеского офицера награду: черный эмалевый крест с серебряным ободком - свидетельство, что немецкий офицер добросовестно исполнял свои обязанности разбойника.

Здесь, на украинской земле, отдает в мои руки добытый крест командир Красной Армии. Он, быть может, даже не обратил внимания на дату, начертанную на кресте. Для него это было не так важно. А какой глубокий символ являет собой этот мертвый кусочек металла! Ведь этот командир Красной Армии явился мстителем за пролитую кровь, сражаясь за свою землю, он борется за всех угнетенных и порабощенных. Он борется за порабощенную, закованную в цепи польскую, бельгийскую, французскую землю, он является рыцарем народов, рыцарем культуры, ее защитником и освободителем.

Я думаю о минутах, пережитых без малого два года назад - в 1939 году в Польше, когда Гитлер начинал свой разбойничий поход, и одновременно - о той минуте, когда закончится этот поход неизбежным поражением.

Символом опустошительного похода фашизма служит для меня этот черный крест с фатальной датой. Символом поражения, которое неизбежно ожидает фашизм, служит для меня то, что этот черный крест оказался в руках командира Красной Армии.

Над лесом снова проносится грохот артиллерийского залпа. Далеко на горизонте белый дымок разрыва. Люди в окопах смотрят через болота на дозревающие хлеба.

- Нужно будет прочесать эту рожь! - спокойно роняет командир и прячет в карман трофейный немецкий крест.

Прочесывают рожь с тем же самым спокойствием, с каким разговаривали с нами. Окопы, ДОТ’ы, артиллерийские гнезда дышат на нас глубокой и полной уверенностью в победе. Лица бойцов и командиров дышат глубокой и полной уверенностью: что бы ни случилось, сколько бы ни пришлось пережить и пройти, сколько бы ни грозила смерть - все-таки мы, и только мы победим! // Ванда Василевская. (Перевод с польского).

________________________________________
П.Павленко: Изверги и людоеды || «Красная звезда» №158, 8 июля 1941 года
Б.Лавренев: У обломков фашистского самолета* ("Ленинградская правда", СССР)
М.Осипов: Фашистские выродки - заклятые враги русского народа ("Известия", СССР)**
С.Дашевская: Варвары с моноклями* ("Ленинградская правда", СССР)
Б.Лапин, З.Хацревин: Письма с фронта. Пленные || «Красная звезда» №160, 10 июля 1941 года

Газета «Правда» №210 (8618), 31 июля 1941 года

июль 1941, лето 1941, Ванда Василевская, газета «Правда»

Previous post Next post
Up