Выучка

Jul 11, 2019 21:14


Ю.Жуков, Б.Борисов || « Комсомольская правда» №162, 11 июля 1943 года

«…война против немецко-фашистских захватчиков требует, чтобы Красная Армия получала ещё больше орудий, танков, самолётов, пулемётов, автоматов, миномётов, боеприпасов, снаряжения, продовольствия. Значит необходимо, чтобы рабочие, колхозники, вся советская интеллигенция работали для фронта с удвоенной энергией». И.Сталин.

# Все статьи за 11 июля 1943 года.

(От военных корреспондентов «Комсомольской правды»)




Вечер или утро, день или ночь? Трудно вести счёт времени, когда бой идёт всё в том же яростном темпе уже четверо суток, не ослабевая ни на минуту, когда нет числа самолётам, теснящимся в небе над твоей головой, когда туча чёрной пыли размолотого в порошок знаменитого курского чернозёма застилает небо такой плотной пеленой, что день становится похожим на вечер, а утро на ночь.

Когда с земли исчезает травяной покров и она превращается в смесь отработанного пироксилина, истолченного, перегоревшего чернозёма и дроблёного металла, за ближним холмом раздаётся вой «Тигров». Они выползают за гребень и готовы праздновать победу. И вот в этот самый момент опалённая земля встречает гитлеровские танки снарядами пушек, таранными ударами танков, которые, кажется, чудом сохранились в этом аду, пулями противотанковых ружей, и новые чёрные столбы дыма поднимаются в воздух.

Только одно Н-ское соединение, отражающее атаки немецких танковых дивизий, за три дня истребило около 350 танков, в том числе 33 «Тигра».

Мы только что вернулись из штаба этого соединения. Усталый подполковник, подняв красные от бессонницы веки, аккуратно сложил карту и сказал:

- Не надо самообольщаться. Конечно, у немцев ещё много танков, много самолётов, и их солдаты, эти паршивые существа, лишённые памяти, будут лезть вперёд до тех пор, пока их не перебьют. От наших людей требуется сейчас исключительный героизм, и притом такой, который достигается не только одним благородным желанием, но и выучкой.

Это очень правильно сказано. То удивительное поведение наших людей на поле боя, свидетелями которого мы являемся в эти дни, то поразительное хладнокровие перед лицом смертельной опасности, которое они проявляют ежечасно, являются прежде всего плодом выучки, всесторонней, широкой, физической и моральной.

Люди здесь свыклись с мыслью, что слава традиций соединения обязывает их воевать с особым воинским шиком: «У нас заведено так: убьют одного нашего, мы за него двадцать немцев бьём», - говорили молодому бойцу ветераны, и он тепло улыбался - в весёлую, боевую семью он попал. Люди здесь ни за словом, ни за пулей в карман не лезут.

В часть не раз приезжал генерал - закалённый, бывалый воин, имя которого очень популярно. Он выстраивал бойцов и спрашивал:

- А ну, кто из вас вместе со мной дрался? Два шага вперёд.

Бывалые гвардейцы с орденами на груди делали два шага вперёд и застывали, блистая выправкой. Генерал собирал их в кружок и учил:

- Смотрите, воспитывайте молодёжь, чтобы помнили и знали, за что мы получили гвардейское знамя.

Ветераны учили молодёжь. Люди ждали боя, чтобы показать, что и они «не лыком шиты».

Несколько месяцев на этом участке фронта царило затишье. Время было использовано для того, чтобы поднять военную выучку людей. Командиры сидели с уставами; автоматчики учились вести разведку; механики, водители стреляли из пушек, а башенные стрелки учились водить танк, чтобы в нужную минуту заменить друг друга. Часто проводились учения, и тогда повсюду выключалась проводная связь, и на телефон накладывался строжайший запрет: вся связь осуществлялась только по радио. Так шла учёба. И эта выучка дала свои плоды.

Сегодня в лесной чаще, в овраге, который неделю назад служил местом расположения наших частей, а сейчас стал одним из наших опорных пунктов, мы увидели странную картину. Под раскидистыми ветвями старых деревьев была оборудована по полной форме академическая аудитория. Стояли рядами гладко отёсанные скамьи. В центре «зала», пол которого был усыпан речным песком, высилась красная доска и рядом с нею столик преподавателя. Сзади небольшой, но тщательно оборудованный танкодром: крошечные холмы, выложенные мхом, овраги, деревушки, хатёнки под соломенными крышами, мельницы, рощицы из мелких кустиков полыни. Видимо, здесь учились те самые танкисты, которые сейчас обороняют эту же самую рощу. В другом месте мы нашли отлично сделанный спортивный городок, в котором было всё от параллельных брусьев до турника.

Вот так и учились здесь люди - учились, не щадя ни времени, ни сил, закаляясь физически и морально, набираясь военных знаний. Вот почему боевая тревога никого не застала врасплох и люди дерутся сейчас с такой исключительной стойкостью.

В одной из частей во время ожесточённой бомбёжки была выведена из строя почти вся проводная связь. Условия для сообщения через посыльных были затруднены. Но радио действовало, и управление сохраняло свою стройность и чёткость. Техническая выучка!

Другой части пришлось совершить гибкий марш и безо всякой передышки вступить в бой, вести его с полным напряжением всех сил. На марше не было ни одного отставшего. В окопах никто не жаловался на усталость. Обстановка была невероятно тяжёлой, но люди крепились. Это был результат выучки физической, спортивной.

Люди, полюбившие свою часть, свыкшиеся с её традициями, как с чем-то своеобразным, обязательным, уходили в бой с твёрдой решимостью отдать все силы без остатка для выполнения боевого приказа. Люди знали, что многим из них придётся, может быть, пасть смертью храбрых в этих тяжёлых боях, но они без страха смотрели смерти в лицо. B дневнике погибшего комсорга роты гвардии лейтенанта Соколова нашли запись, сделанную перед боем, - комсомольский вожак вписал в дневник бессмертные слова Зои Космодемьянской, сказанные ею перед мученической кончиной: « Мне не страшно умереть, товарищи. Это счастье умереть за свой народ». Таковы плоды выучки партийной, комсомольской, моральной.




Сейчас воины, дерущиеся с немцами на Белгородском направлении, умножают свою выучку. Опыт этих труднейших сражений сделает их ещё более закалёнными мастерами боя. // Ю.Жуков, Б.Борисов.

***********************************************************************************************
Старший лейтенант Селиванов уничтожил 6 «Тигров»

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 июня. (Спецкор. ТАСС). Непрерывные танковые атаки немцев, в которых принимают участие по 50-80 танков одновременно, всюду наталкиваются на упорное сопротивление наших войск, стойко удерживающих свои рубежи. Танкисты, умело действуя из засад и в танковых боях, выводят из строя десятки вражеских машин, в том числе и тяжелые немецкие танки «Тигр».

Командир танковой роты старший лейтенант Селиванов, ведя бой на танке «КВ», лично уничтожил 6 тяжелых танков «Тигр».

Смело действуют артиллеристы. Нередко в упор прямой наводкой они уничтожают немецкие танки. Орудийные расчеты командира Счетчикова за два дня уничтожили 15 вражеских танков. Гвардейцы-артиллеристы, которыми командует майор Николаев, за один день уничтожили 20 немецких танков. Н-ская истребительная часть сходу уничтожила 29 вражеских машин.



Удары бронебойщиков

БЕЛГОРОДСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 10 июля. (Спецкор. ТАСС). В самый разгар боя на позиции подразделения гвардии старшего лейтенанта Ермакова устремился тяжелый немецкий танк. Он шел прямо на окопы бойцов, и расстояние быстро сокращалось. Бронебойщик гвардии сержант Хлебников прицелился и выстрелил сначала в гусеницу, а затем в ведущее колесо. Вражеский танк беспомощно завертелся на месте.

Каждый час с разных участков нашего направления прибывают новые и новые донесения о победах истребителей танков. Когда бронебойщик Максименко услышал гул моторов и лязг гусениц фашистских танков, он тщательно проверил свое ружье и приготовился к борьбе. Танки шли прямо на позиции подразделения. Когда они подошли на 400 метров, Максименко открыл огонь. После нескольких выстрелов два средних немецких танка оказались поврежденными, остальные повернули вспять.

☆ ☆ ☆

России

Хохочет, обезумев, конь!
Фугасы хлынули косые...
И снова по уши в огонь
Вплываем мы с тобой, Россия.
Опять судьба из боя в бой
Дымком затянется, как тайна, -
Но в час большого испытанья
Мне крикнуть хочется: «Я твой!»

Я твой. Я сын твоей любви!
Я голос твоего народа,
Твоя волна в моей крови,
В моих костях - твоя порода!
Кровинкой каждою скорбя,
Оглохший от бомбометанья,
Люблю тебя! Люблю тебя
До стона и до бормотанья...

Люблю, Россия, твой пейзаж -
В голубизне степные вежи,
Стамухи*) белых побережий,
Оранжевый на синем пляж;
И стариковские дубы,
И девичьи твои берёзки,
Полей смиренные бороздки,
Кавказ, под'ятый на дыбы.

Люблю, Россия, птиц твоих -
Грачей, разумных, как крестьяне;
Под небом сокола стоянье
В размахе крыльев боевых;
И писк луня среди жнивья
В очарованье лунной ночи,
И на невероятной ноте
Самоубийство соловья.

Люблю твое речное дно
В ершах и раках и русалках;
Моря, где в горизонтах валких
Едва меж волнами видно
Рыбачье судно ладит парус,
И прямо в небо из воды
Дредноут в космах бороды
Выносит театральный ярус.

Ну, а красавицы твои?
А женщины твои, Россия?
Какая молния взрастила
Казачью удаль их любви!
О, их любовь - не полубыт,
Всегда событье! Вечно мета!
Клянусь вам - за одно за это
Россию стоит полюбить!

Люблю великий русский стих,
Ещё не понятый, однако,
И всех учителей своих
От Пушкина до Пастернака.
Для дураков они - руда,
Но умных одаряют вдвое -
Недаром «русское» всегда
Звучало в них, как «мировое».

Люблю тебя, родимый край,
За то, что, даже и упав ты
Или пируя через край,
Не притупишь исканья правды!
За то, что ты - святая гать,
Идущая через трясину;
За то, что воспринять Россию -
Не человечество ль принять?

Какие ж трусы и врали
О нашей гибели судачат?
Убить Россию - это значит
Отнять надежду у Земли!
Пускай рыданья и гроба
Чернят простор моей отчизны -
Бессмертно трепетанье жизни!
Зовуща
   русская
       труба!

Илья Сельвинский. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

____________________________________
Л.Леонов: Слава России* ("Известия", СССР)**
Е.Кригер: Люди и «тигры»* ("Известия", СССР)
Ю.Жуков: Укрощение «Тигров» («Комсомольская правда», СССР)
Г.Бессарабов: Как я в один день уничтожил три «Тигра» ("Правда", СССР)

Газета «Комсомольская правда» №162 (5564), 11 июля 1943 года

«Комсомольская правда», 1943, лето 1943, июль 1943, Илья Сельвинский

Previous post Next post
Up