Прощание с Россией

Sep 09, 2009 04:24


Людвика Влодек-Бернат / Ludwika Wlodek-Biernat, "Gazeta Wyborcza", Польша.


Завтра я уезжаю из России. Заканчивается двухмесячное путешествие. Хватит. Как всегда, покидая эту страну, я испытываю облегчение. Ежедневно я с благодарностью думаю о том, что родилась в Польше, что мои предки правильно поступили, вырвавшись достаточно далеко на Запад, чтобы не проснуться в один прекрасный день советскими людьми. Но через несколько лет я приеду снова. Нравятся мне эти чертовы русаки. Хамы, неряхи, националисты, пьяницы. Мне нравится их азиатская словоохотливость, гостеприимство и щедрость - принимающая особый размах под воздействием алкоголя.

Омск, 3 сентября 2009 г.

Сижу за столом в своей двухкомнатной квартире на четвертом, последнем этаже дома по адресу Тимуровский проезд, 4а. За окном клубятся сизые тучи. В Омске ощущается приход холодной сибирской зимы. На кухне дребезжит холодильник. Окна выходят во двор, и почти не слышно тарахтения автобусов, маршруток и машин, забивших близлежащий проспект Карла Маркса.

Квартира сдается уже много лет, поэтому здесь нет почти ничего нового. Стенка 70-х годов, обои, масляная краска на стенах кухни и ванной, совсем как в фильме «Маленькая Вера». Мы живем здесь уже третий день. Я освоилась. Знаю магазины в округе, знаю, на какой маршрутке ехать в институт, а на какой - на вокзал. Я могла бы быть студенткой - в России только что начался учебный год. Я могла бы снимать эту квартиру вместе с какой-нибудь Машей из Тары или Таней из Кормиловки...

К счастью, в коридоре вместо нескольких рядов туфель на шпильках (нормальное зрелище в любой квартире, где живут русские женщины) стоят наши кроссовки и сандалии. Я здесь только проездом. Я не дождусь октябрьской слякоти и сорокаградусных морозов в январе. Завтра я уезжаю из России. Как всегда, покидая эту страну, я испытываю облегчение.

Если бы я возвращалась сразу в Польшу, то могла бы написать, что больше не буду смотреть новости, главная из которых заключается в том, что президент посетил первоклашек из школы Х в области Y и пятнадцать минут рассказывал, почему в детстве он любил 1 сентября. Я больше не буду покупать газеты, в которых специалист по этническим чисткам, глава российского форума репрессированных народов, сообщает о том, что резню армян в Турции спровоцировали богатые армяне из западноевропейской диаспоры, а примерами современного геноцида являются операции США в Сербии и в Ираке. Не буду переплачивать за невкусный кефир и несвежие огурцы. Не буду ходить по бордюру, чтобы обойти гигантские лужи, занимающие тротуар. Не буду заходить на ощупь в темный подъезд. Не буду бояться, что не успею выйти из автобуса, потому что водитель тронется, не посмотрев в зеркало.

Однако я не прерываю путешествие по бывшему СССР. Я еду дальше, в Среднюю Азию. Я много раз задумывалась о том, что же тянет меня в этот специфический, постсоветский мир. Ведь можно ездить в Западную Европу, где нет ни грязных сортиров, ни милиции, вымогающей деньги за отсутствие регистрации, ни вечных дискуссий о превосходстве российских «Су» над американскими F16. Где никто не велит чувствовать благодарность за освобождение от фашизма и не требует осуждения крупнейшего преступника современности - Миши Саакашвили.

Но в путешествии по бывшему СССР есть один, зато колоссальный плюс. Оно лечит от всех комплексов. Ежедневно, уже два месяца, я с благодарностью думаю о том, что родилась в Польше, что мои предки правильно поступили, вырвавшись достаточно далеко на Запад, чтобы не проснуться в один прекрасный день советскими людьми.

Из всех народов бывшей империи именно русские больше всех гордятся советской историей. Эвены, буряты или тувинцы (даже простые, обыкновенные люди), не говоря уже о грузинах, абхазах или украинцах, открыто говорят о преследованиях, репрессиях и раскулачивании. В этих несчастьях они справедливо винят советскую власть. Похоже, русские часто воспринимают все эти трагедии как мелкие неудобства, которых нельзя было избежать на верном пути к величию. Словно ракеты и спутники для них важнее, чем молоко для детей, а жизнь расстрелянного отца или деда значила меньше, чем то, что весь мир дрожал перед советским (а, следовательно, и русским могуществом).

Говорят, во Львове можно купить футболки с надписью «Слава Богу шо я нэ москаль». Пожалуй, обзаведусь такой по возвращении. Но не пройдет и пары лет, как я снова приеду в Россию. Нравятся мне эти чертовы русаки. Хамы, неряхи, националисты, пьяницы. Мне нравится их азиатская словоохотливость, гостеприимство и щедрость - принимающая особый размах под воздействием алкоголя. И я уверена, что уже через две-три недели в Бишкеке или Оше мне будет не хватать их европейской точности, пунктуальности и умеренности.

Фрагмент блога о путешествии по бывшему СССР. Больше по адресу www.sputniczka.blox.pl

Я поехала в это путешествие, потому что мне почти 33 года, у меня есть пятилетний сын и сытая мещанская жизнь, которая мне в последнее время наскучила. С 2006 г. я работаю в «Газете Выборчей» (ранее писала диссертацию о национальной идеологии в Таджикистане). Мы путешествуем втроем (с моим сыном Витеком и мужем Кубой).
____________________________________
Гомосексуальная революция ("Rzeczpospolita", Польша)

Польша в ВОВ

Previous post Next post
Up