Заметки о храбрости

May 29, 2019 23:47


М.Орлов || « Красная звезда» №153, 2 июля 1942 года

Вооружение современных войск столь сложно и виды оружия столь многообразны, что общевойсковому начальнику нужно постоянно и много учиться, чтобы в бою умело сочетать все виды оружия, а командиру специальных войск - наиболее эффективно их применять. (М.И.КАЛИНИН)

# Все статьи за 2 июля 1942 года.




Один из источников храбрости наших воинов - убежденность в правоте того дела, за которое они борются. На войне бывало не раз, когда в результате длительных кровопролитных боев люди окончательно выбивались из сил и, казалось, вот-вот потеряют способность продолжать борьбу. Но тут обычно раздавался голос комиссара, политрука, напоминающий о долге, о судьбах отечества, и бойцы вновь обретали силу. Мы неоднократно были свидетелями такого рода явлений и сделали отсюда совершенно правильный вывод: если какое-либо подразделение или часть попали в особо трудное положение, иди туда, расскажи людям все, что происходит вокруг, какими последствиями чревато ослабление их воли, и они сделают все, что в их силах.

Говорят иногда, будто храбрость дается людям от рождения. Это, мне думается, неверно. Я знаю многих бойцов, которые в первые дни войны поддавались панике, а теперь их знают все, как храбрецов. Об'яснить это нетрудно. На первых порах многие представляли себе врага сильнее чорта, а своих собственных сил, своего оружия просто еще не знали. В памяти моей навсегда сохранилась узенькая горная дорога, по которой наша часть форсированным маршем двигалась тогда к фронту. На пути нам то и дело встречались красноармейцы, смятые внезапно обрушившимся на них врагом.

- Куда вы идете? Враг же окружает нас, - с тревогой обращались они к нам.

Конечно, это не могло не влиять на наших не обстрелянных еще бойцов. И политработникам стоило тогда немалых трудов развенчивать миф о непобедимости немцев. Гораздо легче это стало удаваться после боя у Чортова моста, где лег костьми отборный егерский отряд противника, и бойцы сами увидели на поле брани около полутора тысяч вражеских трупов. Тогда красноармеец решил про себя, что немцев, действительно, можно бить крепко, если только действовать смело и решительно. И именно тогда впервые блеснуло имя прославленного на севере стрелка Фролова. Он остался один на сопке, яростно атакуемой немцами, залег в укрытие и начал уничтожать вражеских солдат сначала огнем из винтовки, а затем, когда фашисты подошли совсем близко, стал забрасывать их гранатами. Фролов мужественно продержался на сопке до подхода подкрепления. Мы по достоинству оценили героический поступок рядового воина, сделали его предметом самой широкой огласки, и у Фролова сразу нашлись десятки последователей.

Древние греки утверждали, что храбрость на войне определяется знанием того, чего нужно и чего не нужно бояться. В этом есть большая доля истины. Мы сами порой не замечаем, какие перемены произошли в сознании людей за время войны. Приезжаю я однажды в один из полков и, встретившись с первым же бойцом, спрашиваю, по привычке, как, мол, дела идут:

- Хорошо, - отвечает он, - немец в «психические» контратаки пошел.

- Что же тут хорошего? - искренне удивился я.

- Очень много хорошего, товарищ комиссар. Выбивать немцев из укрытий, конечно, можно, но когда они сами в контровую выходят, их уничтожать куда сподручнее, - пояснил свою мысль боец.

Заявление весьма характерное. Оно свидетельствует о том, что из рук врага выбито излюбленное его оружие, рассчитанное на запугивание наших бойцов. Теперь уже ни психические атаки, ни беспорядочная автоматная стрельба, ни прочие шумовые эффекты не волнуют красноармейца. За время войны он достаточно изучил врага и отлично знает теперь, чего надо и чего не надо бояться.

В боях с немцами страшна прежде всего паника. Достаточно проявить малейшую растерянность, как враг сразу же обретает исключительное нахальство. Но стоит ощетиниться против него, дать ему как следует по зубам, и маска храбреца моментально слетает с него.

Недавно потребовалось нам вывезти с передовых позиций кое-какое имущество: стреляные гильзы, зимнее обмундирование. Нагрузили несколько подвод и стали отправлять поодиночке. Немцы заметили движение на нашей стороне, решили, очевидно, что мы собираемся оставить позиции, и сразу же активизировались. Они бросились в атаку на наши позиции. Но враг просчитался. Мы встретили его как полагается, и немцы быстро повернули назад.

Русский воин испокон веков почитал храбрость даже в противнике. Но сегодняшнего своего противника он никак не может считать храбрым. Опыт войны убедил нашего бойца, что так называемая храбрость немцев «является вещью весьма относительной, что немецкий офицер проявляет храбрость, когда он имеет дело с безоружными военнопленными и с мирным гражданским населением, но его покидает храбрость, когда он оказывается перед лицом организованной силы Красной Армии» (Сталин).

- Где же у немца солдатская честь, если он мучит и пытает раненых, убивает детей и женщин? - с возмущением спрашивали бойцы на первом этапе войны. Теперь таких вопросов они уже не задают. Люди воочию убедились, что перед ними противник, лишенный всякого понятия о чести и морали; поняли и сделали отсюда соответствующие выводы.

Недавно мы были свидетелями такого факта. Одному подразделению была поставлена задача - овладеть немецким дзотом. Все подходы к дзоту находились под сильнейшим огнем, и попытки блокировать его целым подразделением не дали успеха. Тогда была вызвана маленькая группка так называемых специалистов по дзотам. Возглавлял ее сержант Под'япольский. Не будем оглашать его секреты, его тактику. Скажем только о результатах. Он без потерь ворвался в дзот и уничтожил весь находившийся там немецкий гарнизон.

Храбрость для воина - великое дело. Но для успешного ведения современного боя одного только этого качества мало. Для того, чтобы достигнуть в бою желаемых результатов, храбрость нужно дополнить воинским умением. Воспитывая в красноармейцах храбрость, комиссар и политработник обязаны сочетать это с борьбой за неуклонное выполнение первомайского приказа товарища Сталина. // Бригадный комиссар М.Орлов, военком N соединения. \

********************************************************************************************************************
Напряженная обстановка под Севастополем

СЕВАСТОПОЛЬ, 1 июля. (По телеграфу от наш. корр.). Бои под Севастополем с каждым днем становятся все более ожесточенными. На стороне немцев - огромное численное превосходство, широкие возможности подвоза боеприпасов и подкреплений. Противник усиливает свои атаки и продолжает на ряде участков медленно продвигаться к окраинам города. Местами неприятелю удалось прорваться и перенести бои непосредственно в район Севастополя. Создалась исключительно напряженная и тяжелая обстановка.

Однако, несмотря ни на что, доблестные защитники Севастополя продолжают оказывать противнику упорное сопротивление. Наши части наносят фашистам большие потери. Каждый шаг продвижения вперед обходится немцам очень дорого. Воины Красной Армии дерутся, как подлинные патриоты родины, и если они вынуждены отступать, то делают это потому, что против них идет сила многократного численного превосходства. Вчера одна наша рота в течение всего дня отбивала атаки двух немецких батальонов, наступление которых поддерживала большая группа танков. За день рота отбила пять атак. Она не отступила бы, если бы немцы не бросили в бой еще один, свежий батальон.

На другом участке противник с двух сторон обошел батарею, которой командует тов. Джаман. Вскоре батарея оказалась в окружении. Но мужественные артиллеристы не растерялись. Организовав круговую оборону, они стойко отражали все атаки и нанесли противнику огромные потери. Когда неприятельские подразделения были обессилены, батарея стремительным ударом пробила себе путь и вышла из окружения.

Такими примерами характеризуются бои на всех участках под Севастополем. Славные бойцы грудью своей защищают любимый город. // Л.Озеров.



Большие потери немцев

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 1 июля. (По телеграфу от наш. корр.). Вчера на рассвете противник снова попробовал перейти в наступление на одном узком участке фронта. Подобные неоднократные попытки выявляют новую тактику германского командования. Не имея возможности, как в прошлом году, наступать на широком фронте, немцы стремятся наносить удары на узких участках, стягивая сюда чуть ли не всю свою авиацию и большое количество танков. Однако и эти действия в большинстве случаев не приносят успеха немцам. Им приходится часто перегруппировываться и менять направление удара. Их наступление идет как бы по лестнице: возникает в одном месте, потом перемещается на соседний участок и т.д.

Наши войска стойко обороняют свои рубежи и отбивают ожесточенные атаки фашистов. Неприятель несет огромные потери, поскольку он вынужден вводить в бой крупные силы в плотных боевых порядках. На один из наших батальонов наступала целая вражеская дивизия. Предварительно обороняющиеся были подвергнуты жестокой бомбардировке с воздуха. Наши бойцы укрылись в щелях и блиндажах, оставив в окопах только наблюдателей, и поэтому потери их были мизерными. Когда же немцы пошли в атаку, их встретил исключительно сильный огонь, заранее пристрелянный по рубежам. Свыше тысячи вражеских солдат и офицеров поплатились жизнью за попытку наступать.

Одновременно с пехотой здесь действовали немецкие танки. Противотанковая батарея под командованием старшего лейтенанта Сивцова подожгла пять танков, а остальные повернули назад.

Новую попытку наступать враг предпринял на фланге того же батальона. Здесь находились два наших танковых подразделения. Снова в воздухе появились бомбардировщики противника. Каждый обнаруженный танк атаковали сразу три самолета: пока один бомбил, другой выходил из пике, а третий заходил на цель. Такими массированными действиями враг рассчитывал сломить стойкость наших танкистов. Но это ему не удалось. Два наших экипажа сбили по два вражеских самолета. Когда же после этого пошли в атаку 50 немецких танков, то наши танкисты, находящиеся в засаде, сумели поджечь 27 фашистских машин. Противнику не удалось оттеснить наши части и прорвать их оборону.

Каждая новая попытка наступления стоит врагу огромных жертв. Вот неполные сведения о потерях немцев за день боев. Только на одном маленьком участке минометчики подразделения старшего политрука Сябруки уничтожили 200 немцев, подразделение под командой тов. Погосова - 100 солдат и офицеров, 4 орудия и 2 автомашины, артиллеристы соседнего подразделения - 120 гитлеровцев. //Капитан П.Олендер.



Летчик Смирнов протаранил вражеский аэростат

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 1 июля. (По телеграфу). Четверка наших истребителей под командованием лейтенанта Полушина в составе летчиков Цыганова, Смирнова и Маслова патрулировала над своими войсками. В одном районе летчики обнаружили вражеский аэростат, сильно защищенный зенитным огнем.

Аэростат тут же подвергся атакам. При этом лейтенант Полушин встал в вираж, отвлекая на себя зенитный огонь, а остальные летчики начали энергично расстреливать аэростат, пуская в него одну за другой пулеметные очереди.

Однако немецкий «пузатый мешок» продолжал висеть. Тогда летчик Смирнов пошел на таран и рубанул винтом вражеский аэростат, который загорелся и пошел вниз.

********************************************************************************************************************
Девять дней в тылу врага

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 1 июля. (По телеграфу). Когда чуть стемнело, группа наших бойцов во главе с политруком Гавриловым внезапно напала на блиндаж противника. В амбразуры и ходы сообщений полетели десятки гранат. Немцы открыли в ответ стрельбу из автоматов.

С нашей стороны это была лишь демонстрация. Цель ее - перебросить под шумок разведчиков в тыл врага на противоположный берег реки. Пока стрельба продолжалась, маленькая саперная лодка успела три раза отчалить с нашего берега. Шестеро смелых разведчиков во главе с сержантом Чепелюком, вооруженные автоматами и гранатами, начали скрытно пробираться в глубину расположения немцев. Обойдя вражеские блиндажи, они на рассвете скрылись в лесу.

Девять дней ходили советские разведчики в тылу врага. Они наблюдали за передвижением немцев, засекали на карту их огневые точки, рвали телефонную связь. В одном месте им удалось засечь шесть немецких дальнобойных орудий, стоявших на огневых позициях. В случайных стычках с отдельными группами немецких солдат разведчики вывели из строя около 15 гитлеровцев.

Пробраться обратно на свою сторону оказалось труднее. При первой попытке удалось перебросить только двоих разведчиков. Сержанту Чепелюку вместе с другими тремя бойцами пришлось снова скрыться в лесу. При второй попытке переправиться через реку три бойца были ранены. Оказывая друг другу помощь, разведчики все же добрались до своей части и доставили весьма ценные сведения о расположении противника.

________________________________________________
Мысли о ненависти и мужестве* ("Красная звезда", СССР)
Я.Милецкий: Второе рождение* ("Красная звезда", СССР)
П.Павленко: Благородный подвиг ("Красная звезда", СССР)
В.Шевченко: Воспитание мужества* ("Красная звезда", СССР)
С.Голованивский: Искупление мужеством* ("Красная звезда", СССР)**

Газета «Красная Звезда» №153 (5217), 2 июля 1942 года

П.Олендер, газета «Красная звезда», 1942, лето 1942, июль 1942

Previous post Next post
Up