Художник - агитатор

May 15, 2019 21:20

« Литература и искусство» №13, 28 марта 1942 года

Боевые, яркие плакаты, «Окна ТАСС», открытки, лубок помогают воспитывать в советских людях чувство патриотизма, любовь к родине, ненависть к ее врагам. Поднимем качество нашей изобразительной агитации! Пусть каждый рисунок зовет к победной борьбе с гитлеровскими захватчиками.

# Все статьи за 28 марта 1942 года.




«Живое большевистское слово, - писала недавно «Правда», - состоит на вооружении Красной Армии, наряду с танками и самолетами. И забота о нем, любовь к нему должны быть не меньше, чем к винтовке и пулемету». Эти слова могут быть в полной мере отнесены к наглядной агитации средствами изобразительного искусства.

Пластический образ, как и живое слово, - могучее средство идейного вооружения, идейного воспитания масс. Образ, созданный рукою мастера, воплощающий думы и чувства народа, находит отклик в сердце каждого честного человека, укрепляет его веру в себя, в свой народ, вдохновляет на подвиги в борьбе с врагами.

Особенность агитации средствами изобразительного искусства в том, что образ, созданный художником, властно овладевает вниманием, сразу доходит до сознания и надолго запечатлевается в памяти. И сейчас еще не забыты лучшие из плакатов, созданных свыше двух десятилетий назад, в годы гражданской войны, - плакаты Моора, «Окна РОСТА» Маяковского, Черемных.

В те дни выразительные, призывные произведения художественной печати в сочетании с меткими, мобилизующими, понятными всем лозунгами, служили грозным революционным оружием. «Это протокольная запись, - писал Маяковский об «Окнах РОСТА», - труднейшего трехлетья революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов… Это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку».

Так зародилось замечательное боевое искусство советской изобразительной агитации.

В дни великой отечественной войны лучшие советские художники вновь встали в ряды агитаторов и пропагандистов. Первые антифашистские плакаты Шмаринова, Тоидзе, Кукрыниксы. первые «Окна ТАСС» сразу привлекли внимание и врезались в память. Это были произведения боевого искусства, обращенные к массам, поставленные на службу фронту.

Прожектором плаката освещали художники преступления гитлеровской грабьармии, в ярких сатирических фразах они показывали, что сбита спесь с немецкой грабьармии, развеян миф о ее непобедимости. Меткое народное слово, бодрый народный смех звучали в «Окнах ТАСС». Гневом наполняли сердца плакаты и рисунки художников - страстные обвинительные акты против орд Гитлера, грабящих мирное население городов и сел, пытающих стариков, женщин и детей. Гордостью проникались наши люди, видя в плакате героев отечественной войны.

Художники «Окон ТАСС» значительно расширили круг тем, образов и жанров плакатного искусства. Всегда бьющие в цель «Окна» Соколова-Скаля показывают сильного, отважного советского воина-героя. Горяев создал своеобразный тип сатирического плаката. Экспрессией, глубоким психологическим содержанием отличаются «Окна» С.Костина. Многие из «Окон ТАСС» - на первом месте здесь следует назвать содружество Кукрыниксы и Маршака - выделяются превосходным сочетанием сатирического рисунка с остроумным текстом.

Искусство изобразительной агитации во всех его видах - от листовок и открыток до плакатов и «Окон ТАСС» - не терпит многословия, так же как и недоговоренности. Коротко, ясно, отчетливо и выразительно должен говорить плакатный образ о самом главном, самом важном в данный момент, злободневном. Художник, берущийся за ответственное дело изобразительной агитации, должен помнить, что его произведение будет размножено в тысячах экземпляров, станет известно миллионам людей, выйдет на улицу, проникнет во фронтовые землянки.

Хороший плакат может воздействовать на зрителя и без слов. Но его агитирующая сила повышается, если он сопровождается метким лозунгом, крылатым словом, которое запоминается, как народная поговорка.

К сожалению, не все плакаты отвечают этим требованиям. Показать героя отечественной войны может только художник, любовно вглядывающийся в лица бойцов, внимательный в каждой детали их вооружения, стремящийся уловить типичное в их облике, существенное и важное для характеристики нашей эпохи. Эта задача под силу только художнику-патриоту, в совершенстве владеющему лаконичной, броской плакатной формой.

Между тем еще слишком часто появляются вялые, невыразительные плакаты, в которых современный боец, современный партизан списаны со старых образцов изобразительной агитации времен гражданской войны. В подобных бледных копиях хороших оригиналов нет страсти, нет жизни, нет правды.

Очень неудачны и многие из текстов к «Окнам ТАСС», Они многословны, подчас литературно недоброкачественны. Что, к примеру, могут сказать современному человеку, участнику великой войны, неряшливые «вирши» А.Когана:

Товарищ, в военное время живем.
Мы боеприпасы для фронта, куем.
Чтоб уничтожить фашистских гадов.
Все больше и больше дадим снарядов.

Важнейшим условием воздействия «Окон ТАСС» и плаката является их оперативность. Все крупные события в жизни страны, в жизни фронта должны быть своевременно освещены. До известной степени мастерская «Окон ТАСС» справляется с этой задачей. Однако в целом ряде случаев художники не поспевают за быстрым ходом событий. В тематике «Окон ТАСС» можно отметить немало серьезных пробелов.

Бросается также в глаза, что художник, раз найдя удачный образ, удачный прием, начинают механически переносить эти свои находки в новые плакаты, на иную тему, требующую оригинального решения.

К созданию «Окоп ТАСС» следует шире привлекать художников-живописцев и настоящих поэтов. Это необходимо в интересах улучшения всего дела, наглядной агитации.

Все виды, все жанры наглядной агитации, от лубка и открытки до карикатуры и плаката, должны постоянно обновляться и в связи с требованиями момента вводиться в действие.

А между тем из поля зрения художников, издательств и творческих организаций выпадают чрезвычайно нужные формы изобразительной агитации, хорошо поддающиеся массовому воспроизведению, легко проникающие в быт. Плакат и «Окна ТАСС» рассчитаны в основном для города и в отдельных своих видах для фронта. Значительно хуже обслуживается деревня, которая пред’являет огромный спрос на художественную открытку, лубок, настенную картинку.

Красочный лубок и художественная настенная картинка должны занять почетное место в колхозной избе. Лубочная картинка издавна любима народом. Лубки, подобно народной песне, частушке, допускают любую трактовку сюжетов: бытовую, сатирическую, героическую, лирическую. В лубке могли бы найти отражение и партизанская жизнь, и боевые эпизоды, и портреты героев, и трудовой героизм людей тыла; они должны отвечать чувствам, которыми живет наша советская деревня. Художники же, обращаясь к лубку, не идут дальше стилизации под древнерусскую миниатюру. Мастерская «Окон ТАСС», не в пример традициям «Окон РОСТА», тоже почти не работает над лубком. Только отдельные листы ленинградского «Боевого карандаша» выдержаны в духе современного лубка. Но это опять-таки только единичные опыты, не поддержанные ни творческим коллективом художников, ни издательствами

Наглядная агитация получила признание в народе. Это обязывает издательства, творческие организации, мастеров искусства, писателей дать новые, яркие плакаты, карикатуры, «Окна ТАСС», открытки, лубки и настенные картинки. Произведения наглядной агитации должны звучать как страстное большевистское слово, зовущее в бой, утверждающее веру в победу.

*********************************************************************************************************************
ОТВЕТ ВРАГУ

Мы врагу на подлость отвечаем
ревом наших ядер разрывных,
свистом пуль,
гремучим, грозным граем
легких
истребителей стальных!
Зоркостью и хваткой ястребиной,
гневом,
низвергающим грома,
волею своей неистребимой,
силой рук
и ясностью ума.
Мы врагу на подлость отвечаем
выправкою,
выплавкой,
литьем,
сталинским высоким урожаем,
боевым стахановским трудом!
Не спасет врага высокая ограда,
проходимцев строй перед дворцом.
Ждет врага
достойная награда -
мы его,
стервятника и гада,
вытравим железом и свинцом.
Не бывать врагу в благополучьи.
Кровь его смердит
и плоть мертва.
Облетят его значки паучьи,
как с гнилого дерева листва!

С.Васильев.

______________________________________________
"Окна ТАСС"** ("Красная звезда", СССР)
Художники в дни войны* ("Известия", СССР)
Б.Ефимов: Оружием сатиры** ("Красная звезда", СССР)**
И.Сельвинский: Язык плаката* («Литература и искусство», СССР)
А.Федоров-Давыдов: Рисунки художника Д.Шмаринова* ("Правда", СССР)

«Литература и искусство» №13, 28 марта 1942 года

весна 1942, «Литература и искусство», 1942, Сергей Васильев, март 1942

Previous post Next post
Up