Т.Карская || «
Литература и искусство» №12, 21 марта 1942 года
Героический труд рабочих, колхозников, интеллигенции в тылу, обеспечивающий победы Красной Армии на фронте, - благодарная тема искусства. Пусть перо и кисть художников занесут в летопись великой отечественной войны и безграничное мужество доблестных воинов Красной Армии и самоотверженный труд советских людей, в цехах, на полях и в лабораториях кующих победу над кровавым гитлеризмом.
# Все статьи за
21 марта 1942 года.
Свинцовое, низкое небо в рваных хлопьях облаков. Занесенные снегом громады домов. Притихшие, молчаливые, прямые, как полет стрелы, теряющиеся в тумане улицы. Суровый и грозный город-крепость, город Ленина, великий город советского народа… Его воля к победе тем непреклоннее, чем больше средств разрушения и уничтожения пускает в ход враг. Неугасимым огнем горит в сердце ленинградца беспредельная, безграничная, готовая на жертвы и лишения любовь к своему народу, к своей родине, к своему городу, и неумолимая, беспощадная, не знающая страха и колебаний ненависть к безумному врагу, занесшему окровавленную лапу над городом культуры, науки, искусства.
Эти чувства об’единяют всех. Они движут кистью ленинградского художника. Они вдохновляют композиторов. Они ведут актеров в блиндажи, землянки, на боевые корабли. Сейчас, как никогда, обнажилась настоящая правда советского искусства, его подлинная суть. Советское искусство - не блестящая безделушка, украшающая жизнь в ее счастливый период, и не пустая игрушка, становящаяся ненужной и даже лишней в годину суровых испытаний. Это искусство воинов, искусство бойцов. И выросло оно из традиций и характера боевого народа, и жить и развиваться оно может только, как искусство, отвечающее простому, мужественному и благородному характеру советского человека…
784 - это число ленинградских работников искусств, добровольно отправившихся защищать честь и славу родной страны, любимого города. Музыковед и начальник Ленинградского управления по делам искусств Загурский, режиссеры Морщихин и Бурлаченко, дирижер Альтман, композиторы Томилин и Глух, певец Флакс, театральные критики Цимбал и Бродский, актеры Ф.Никитин, Осокина, Емельянов, Усков - их много, этих людей творческого труда, сражающихся в частях и подразделениях ленинградского фронта.
С первого же дня войны в Ленинграде стремительным темпом развернулась работа по шефскому обслуживанию Красной Армии. Более 600 актеров систематически, изо дня в день, несут среди наших воинов почетную вахту советского искусства. Актеров на фронте радостно встречают, и часто в боевой обстановке концерт превращается в митинг. Бывает так, что актеры превращаются в бойцов, а актрисы - в дружинниц. По семь-восемь раз в день приходится выступать на фронте, чтобы удовлетворить желание возможно большего числа бойцов видеть и слышать ленинградских актеров. Но зато, какое высокое моральное удовлетворение приносит актеру его работа на фронте! В одной из бригад выступает семидесятилетний артист балета орденоносец П.П.Павлов. Он с первых же дней войны по собственному желанию вошел в эту группу и до настоящего времени делит с нею, несмотря на преклонный возраст, все лишения и трудности работы в фронтовых условиях. Летчики одной авиационной части в персональной благодарности т. Павлову пишут: «…восхищаясь вашим мастерством, мы гордимся за нашу родину, за наш народ, за наших прекрасных стариков-отцов. Каждый из нас сжимал еще сильнее кулак и думал об одном: отомстить за нашу мать-родину, за наших стариков-отцов и матерей, за кровь советских людей».
Творить, создавать для фронта все большее и большее число ярких, острых и прекрасных произведений - этого страстно желают все творческие работники Ленинграда. Концерт - это хорошо, это необходимо, но фронту нужен и полноценный спектакль - не монтаж, не отрывки, не фрагменты. И Малый драматический театр вывозит на фронт, в полевые условия «Профессора Мамлока», играя спектакль в костюмах, гриме, в сукнах и с соответствующими аксессуарами. Особые условия места и времени, даже «грузопод’емность» техники спектакля были преодолены театром блестяще. А затем появились и новые фронтовые спектакли: «Шел солдат с фронта» того же Малого драматического театра (кстати сказать, работающего исключительно на фронте). «Очная ставка» и «Слава» театра им. Ленинского комсомола, «Продолжение следует» Тюза.
Крупнейшие актеры Ленинграда - Касторский, Преображенская, Злобин, Макарьев, Янет, Болдырева, Шульженко, Пельцер, Бениаминов, Зарубина, Тулубеев, Горин-Горяинов и десятки других - в самое тяжелое и трудное для города время с опасностью для жизни шли туда, куда их звал долг патриота-художника. Точно так же работают и целые коллективы - ансамбль песни и пляски РСФСР, джаз Шульженко, джаз Скоморовского, вся ленинградская эстрада, Малый драматический театр, театр Цевод, театр Краснознаменного Балтфлота.
Художественные руководители ленинградских театров организовали репертуар, подбирали материалы для бригады, привлекали авторов. Особенно много и плодотворно работали тт. Брянцев, Радлов, Чижегов. Многое из того, что сделано было фронтовыми бригадами, надолго осталось в репертуаре, постоянно вызывая живой интерес аудитории. Так первая программа бригады под руководством засл. артиста Бениаминова, в которой «сквозную линию» всего вечера нес флотский и красноармейский любимец Вася Теркин, несколько месяцев с успехом шла в частях Балтийского флота, где бригада эта работает и сейчас, выступая с новым, построенным по тому же принципу репертуаром.
Интересный опыт проделал ленинградский филиал Центрального театра кукол, поставивший специальную программу «Крокодил на фронте» и готовящий в настоящее время второй номер «Крокодила».
Самозабвенно и темпераментно работают и наши театры в своих стационарах. «Эмилия Галотти», «Свадебное путешествие», «Вечер водевилей». «Дама с камелиями», наряду с возобновленными спектаклями «Ключи Берлина» и «Как закалялась сталь», законченный постановкой, но еще не выпущенный премьерой «Парень из нашего города» - таков результат шестимесячной деятельности театра им. Ленсовета (художественный руководитель С.Э.Радлов). «Женитьба Белугина», «Забавный случай», «Крушение», возобновленные «Очная ставка» и «Овод» и подготовленный к выпуску спектакль «Крылатое племя» - итог работы театра им. Ленинского комсомола. Три новых и три возобновленных спектакля показал театр Музкомедии. Систематически работает Ленинградская филармония.
Около 400 новых песен написали за время войны ленинградские композиторы. Большая их часть издана и пользуется широкой популярностью. Имена композиторов Кочурова, Прицкера, Фризе, Юдина, Тимофеева, Пащенко, известны в красноармейской самодеятельности. В декабре 1941 г. в Ленинграде состоялся конкурс на лучшую оборонную песню и героический марш. Из 70 произведений были представлены к премиям 5 песен и 2 марша. Из крупных музыкальных произведений закончены симфония Желобинского, героический марш Тимофеева, симфоническая поэма «Летчики» Богданова-Березовского, сюита для оркестра Евлахова и посвященная Суворову сюита для духового оркестра композитора Асафьева. Композитор Попов работает в настоящее время над оперой «Александр Невский», Тимофеев - над торжественной увертюрой, Евлахов - над героической поэмой. Юдин пишет кантату о Балтике, Асафьев заканчивает симфонию «Родина».
С под’емом работают и ленинградские художники. С первых же дней войны была организована бригада «Боевой карандаш». В многочисленных плакатах, открытках, иллюстрациях художники запечатлели эпизоды отечественной войны, остро высмеивали фашистов. Особенно много работали художники Серов, Певзнер, Ситаро, Серебряный, Муратов, Остапов, Епифанов. Кочергин, Власов, Казанцев, Курдов, Петров, Кобелев и многие другие.
Художественная интеллигенция Ленинграда мужественно стоит на почетной вахте, оружием искусства помогает защищать великий город от гитлеровских захватчиков. // Т.Карская.
***************************************************************************************************************************
ФРОНТОВЫЕ ТЕАТРЫ
Главное политическое управление Военно-Морского Флота в начале апреля направляет в Черноморский флот первый фронтовой театр, организованный ВТО по решению Комитета по делам искусств при СНК СССР.
Состав театра - 26 человек: среди них - нар. артист РСФСР Н.Рыбников, заслуженные артисты - В.Лебедев, Е.Найденова, М.Юдина, А.Карцев, артисты - П.Леонтьев, Е.Кузнецова, Т.Соловьев, И.Розанова, А.Дегтярь и др. Художественный руководитель театра - Н.Рыбников, директор и политрук - Б.Филиппов. Театр, помимо концертной программы, подготовил три спектакля - «Рузовский лес» К.Финна, «Женитьбу Белугина», «Правда хорошо, а счастье лучше» Островского, а также концертную программу. Художник О.Дандурян использовал для оформления этих спектаклей декоративные ширмы по проекту художника В.Миллера, что позволит театру выступать на небольших сценических площадках.
В поездке театр будет готовить «Беспокойную старость» Л.Рахманова и литературный концерт «Страницы русских классиков».
______________________________________________
Великий советский Человек* || «Литература и искусство» №37, 11 сентября 1943 года
Б.Горбатов:
Фронтовому журналисту || «Литература и искусство» №19, 8 мая 1943 года
Советские писатели в отечественной войне || «Литература и искусство» №5, 3 февраля 1942 года
П.Антокольский:
Торжество нравственной силы* || «Литература и искусство» №38, 18 сентября 1943 года
«Литература и искусство» №12, 21 марта 1942 года