«
Красная звезда» №59, 12 марта 1942 года
Кто действует решительно, смело, искусно, кто всегда следует суворовским законам - воевать не числом, а умением, спрашивать, не сколько врагов, а где они, - тот всегда добьется победы.
# Все статьи за
12 марта 1942 года.
В наступательных боях, которые ведет сейчас наша пехота совместно с другими родами войск, немалую роль играет огонь из винтовок. Его удельный вес в общей массе пехотного огня достаточно велик. Это подтверждается многими боями. На одних участках стрелки под прикрытием артиллерийского огня ведут наступление, стреляя по немецким солдатам, засевшим в траншеях. На других - они вслед за танками врываются на позиции противника и расстреливают его в упор. Замаскировавшийся снайпер снимает немецкого пулеметчика или автоматчика, содействуя продвижению своей роты.
Всюду, наряду с автоматом, ручным и станковым пулеметом находит свое массовое применение русская трехлинейная и усовершенствованная самозарядная винтовка. Она верно служит стрелку, так как обладает свойствами, не утерявшими своего значения даже теперь - в эпоху танка и самолета. Задачи, которые может выполнять в наступлении стрелок, вооруженный винтовкой, многообразны.
Наступая, каждый стрелок обязан своим огнем поддерживать соседа. Пока один перебегает, другой обстреливает цели, которых всегда немало на поле боя. Стрелок взаимодействует с автоматчиком и пулеметчиком. Получая от них поддержку, он вместе с тем сам заинтересован в том, чтобы бойцы с более сильными огневыми средствами были продвинуты вперед. Заняв впереди выгодные позиции, они будут затем надежно прикрывать перебежки бойцов, вооруженных винтовкой. Отсюда следует, что из нее надо много и метко стрелять, используя для этого каждый удобный момент.
Конечно, бойцу в наступлении трудно вести прицельный огонь. Находясь в движении, он не сразу ориентируется в целях, тем более, что они обычно замаскированы. Особенно сейчас, на общем сером фоне, не легко обнаружить солдата на неприятельских позициях. Но из всего этого напрашивается один вывод - надо лучше, внимательнее наблюдать. Без непрерывного наблюдения за полем боя винтовка - этот наиболее индивидуализированный род оружия - нередко будет бездействовать.
Наблюдать обязаны все - не только специально выделенные для этого бойцы, но и каждый стрелок. Тогда вражеские позиции не будут казаться незримыми. На них обнаружится и солдат, высунувшийся из окопа или перебегающий от одного укрытия к другому, и автоматчик в каком-либо строении, и пулеметчик. Не может быть такого положения, когда бы винтовке нечего было делать в разгар наступления.
Когда стрелки накопились для атаки, - огонь винтовки должен быть еще интенсивнее. С рубежа атаки к неприятелю ближе и можно лучше его разглядеть. На этом рубеже создается шквал огня. Чем больше здесь будет выпущено пуль, тем вероятнее успех атаки. В этом и заключается огневая подготовка стрелками штурма вражеских позиций.
Во всех последующих действиях огонь винтовок остается немаловажным фактором победы. Вскочив с рубежа атаки и ринувшись вперед, боец стреляет на ходу. Даже в рукопашной схватке он сочетает удар штыком и прикладом с выстрелом в упор.
Затем, завладев первой линией окопов, блиндажей или домами на окраине населенного пункта, боец, стреляя из винтовки, развивает успех. Он обстреливает огневые точки неприятеля, бьет по фашистам в укрытиях и домах, ведет уличные бои.
Если же враг контратакует, стрелок поражает его с ближних дистанций, участвуя в организованном огне своего подразделения. Можно привести десятки примеров, когда фашисты при контратаках несут огромный урон от огня наших винтовок.
А когда противник дрогнул и стал отходить - нет для стрелка более верных целей. Отступая, противник меньше маскируется. Фигуры его солдат, отходящих лощиной или оврагом, ясно видны. Преследуя немцев, не давая им оторваться, надо быстро, часто и метко стрелять с хода навскидку.
На всех этих этапах наступательного боя огонь винтовок должен быть хорошо управляем. Это не снижает значения личной инициативы стрелков. Наоборот, частный почин проявляется наиболее ярко, когда ясны задачи, когда стрелок в ходе наступления слышит четкие команды, сосредоточивающие его внимание на определенном об’екте наступления и атаки.
Если командир не управляет огнем, не нацеливает стрелков - они меньше осмысливают обстановку, а это может привести к тому, что иной боец поймет наступление, как одно только движение вперед, которое не обязательно обеспечивать огнем. В соединении, где командиром тов. Мокавчук, были случаи, когда некоторые красноармейцы в течение многодневного наступательного боя не сделали и выстрела из своей винтовки. Это произошло потому, что они недооценивают силу винтовочного огня, а надеются только на огонь пулеметов. Совершенно очевидно, что командиры взводов и отделений не всегда управляют здесь огнем.
Правда, недостаточное применение винтовки в отдельных подразделениях об’ясняется еще и тем, что их командиры и бойцы ждут, пока все огневые задачи будут решены артиллерией. Они полагают, что артиллерия расправится со всеми целями. Отсюда между прочим бывает так, что спрос на снаряды очень большой, а на патроны незначительный, поскольку их запас для винтовок расходовался мало. Надо понять, что артиллерия не в состоянии уничтожать все и вся, да от нее этого и не требуется. Преступно расходовать снаряды на те цели, которые с успехом можно ликвидировать огнем ручного оружия.
Всякое наступление только тогда дает решающие результаты, когда в гром артиллерийской канонады вплетается частая дробь ружейных и пулеметных выстрелов. Надо добиваться тесного взаимодействия огня всех видов пехотного, артиллерийского и танкового оружия, в котором русской трехлинейной винтовке должно быть отведено место, достойное ее замечательных боевых свойств.
Стрелки Красной Армии уже отлично показали себя во многих ожесточенных боях. Они должны проявить себя еще более искусными бойцами, добившись максимального эффекта в использовании присвоенного им оружия.
*****************************************************************************************************************
В ПОСЛЕДНИЙ ЧАС
ТРОФЕИ ВОЙСК КАЛИНИНСКОГО ФРОНТА
ЗА ПЕРИОД С 5 ФЕВРАЛЯ ПО 8 МАРТА 1942 ГОДА
За период с 5 февраля по 8 марта войсками КАЛИНИНСКОГО фронта ЗАХВАЧЕНЫ у противника следующие трофеи: танков - 78, орудий разных калибров - 172, минометов - 209, станковых и ручных пулеметов - 824, противотанковых ружей - 181, автоматов - 568, винтовок - 3.432, автомашин - 1.177, повозок - 300, кухонь - 8, радиостанций - 30, паровозов - 2, гранат - 9.000, мин - 10.500, снарядов - 7.000, патронов винтовочных - 2.000.000, 2 эшелона и 2 склада с боеприпасами, 2 вещевых склада.
За это же время сбито в воздушных боях, огнем зенитной артиллерии и уничтожено на аэродромах 277 немецких самолетов, подорван бронепоезд с десантом автоматчиков, уничтожено 39 танков, 142 орудия, 70 пулеметов, 2.629 автомашин, 27 мотоциклов, 1.374 повозки, 2 паровоза, 104 железнодорожных вагона, 17 цистерн, склад горючего и 7 складов со снарядами.
За период с 5 февраля по 8 марта немцы потеряли в районе Калининского фронта убитыми 49.700 солдат и офицеров.
Освобожден от немецких оккупантов 161 населенный пункт. СОВИНФОРМБЮРО.
☆ ☆ ☆
От Советского Информбюро*
Утреннее сообщение 11 марта
В течение ночи на 11 марта на ряде участков фронта советские войска вели наступательные бои против немецко-фашистских войск.
★
Бойцы гвардейской части под командованием тов. Миронова за один день боев заняли три населенных пункта и захватили вражеский танк, 4 пулемета, 3 орудия. Гитлеровцы понесли большие потери. Захвачены пленные.
★
Наши части, действующие на отдельных участках Ленинградского фронта, за два дня боев с противником разрушили 12 дерево-земляных огневых точек, 27 блиндажей и землянок и взорвали крупный немецкий склад с боеприпасами. Противник за это время потерял убитыми 1.500 солдат и офицеров.
★
Санитар Горячев под огнем врага вынес с поля боя 14 раненых бойцов вместе с их оружием и оказал им первую медицинскую помощь.
★
Успешно действовали в бою за населенный пункт С. бойцы минометной роты. В этом районе противник предпринял несколько контратак, но каждый раз был вынужден откатываться, встречая ураганный огонь минометчиков. Немцы оставили на поле боя до 75 трупов. Особенно отличились в бою расчет младшего сержанта Кесарина и наводчик Крутихин.
★
Пленный ефрейтор 8 роты 460 полка 260 немецкой пехотной дивизии Вильгельм Денгер рассказал: «Наша рота понесла тяжелые потери. Несмотря на неоднократное пополнение, в ней осталось лишь 60 человек. Прибывающие в нашу часть резервисты, как правило, в возрасте от 35 до 45 лет. Они плохо обучены и мало боеспособны. Большие потери наша рота понесла и в командном составе. Выбыли из строя два командира роты. Сейчас ею командует фельдфебель. Условия, в которых находятся наши солдаты, буквально невыносимы. Мы все завшивели. Каждый день уносит кого-нибудь в могилу. Теперь уже почти никто не верит в победу Германии. Все разговоры между солдатами сводятся к одному - «Когда мы вернемся домой?»
★
Пленный солдат 11 роты 375 полка 213 немецкой пехотной дивизии Адольф Бойм рассказал: «23 февраля русские предприняли сильную атаку на деревню, в которой стояли подразделения нашего полка. Русские танки косили наших солдат огнем и давили гусеницами. Поднялась невообразимая паника. Бросив оружие, солдаты и офицеры пытались скрыться, но бежать было некуда. В живых осталась только небольшая группа солдат. Они подняли руки и сдались в плен».
★
У убитого немецкого унтер-офицера Вильгельма Ор найдено неотправленное письмо к жене в Берлин. В нем говорится: «Русские атакуют нас, и мы должны отступать. Что же будет весной? При одной этой мысли мне становится страшно... Сегодня я сам не свой; я не знаю, что со мной творится».
★
700 тонн нефтепродуктов сверх нормы перевозит за каждый рейс передовой танкер Каспийского моря, где капитаном тов. Носков.
Вечернее сообщение 11 марта
В течение 11 марта наши войска вели упорные наступательные бои на многих участках фронта. Вражеские войска несут большие потери в людях и технике.
По уточненным данным, за 8 марта советской авиацией уничтожено не 39 немецких самолетов, как об этом сообщалось ранее, а 83 немецких самолета, в том числе 39 трехмоторных транспортных самолетов «Ю-52».
За 10 марта уничтожено 19 немецких самолетов. Наши потери - 5 самолетов.
★
В течение 10 марта частями нашей авиации уничтожено и повреждено около 180 автомашин с войсками и грузами, 45 повозок с боеприпасами, 5 орудий, 2 зенитно-пулеметных точки, взорвано 2 склада с боеприпасами и 1 склад с горючим, разрушен железнодорожный эшелон, рассеяно и частью уничтожено до батальона пехоты противника.
★
Одна наша часть (Юго-Западный фронт) заняла несколько населенных пунктов. Противник оставил на поле боя 650 трупов. Среди захваченных трофеев: 11 орудий, 55 пулеметов, 32 автомата, 400 винтовок, 25 минометов, 4 противотанковых ружья, 60.000 патронов, 6.800 мин, 1.800 гранат, 100 лошадей, один танк, 5 радиостанций и другое военное имущество.
★
Наша гвардейская часть, действующая на Калининском фронте, за два дня уничтожила 450 немецких солдат и офицеров. Артиллеристы этой части прямой наводкой подбили 4 вражеских танка. На. другом участке наши бойцы, прорвав укрепленную полосу противника, захватили 21 пулемет, 4 орудия, 100 винтовок и много боеприпасов. На поле боя немецкие войска оставили сотни трупов.
★
Летчики авиачасти, где командиром тов. Немцевич, 9 марта уничтожили 5 немецких полевых орудий, 8 минометов, 26 автомашин, 6 пулеметов, 8 повозок, разрушили 37 опорных пунктов противника, рассеяли и частью уничтожили до 350 немецких солдат и офицеров. В этот день экипажи лейтенантов Шалаева и Корчагина по 5 раз летали на бомбежку войск противника. По 4-5 боевых вылетов сделали лейтенанты Харитонов, Панфилов и Кореев.
★
Во время атаки укрепленного противником населенного пункта В. один из наших танков был подбит и остановился в расположении противника. В танке остался механик-водитель Коваленок. В течение двух дней т. Коваленок пробыл в машине, отстреливаясь от врага. Выбив немцев из населенного пункта, наши бойцы выручили отважного танкиста.
★
Партизанский отряд товарища К., действующий в одном из районов Харьковской области, оккупированных немцами, за полтора месяца уничтожил 24 немецких автомашины и 7 повозок с боеприпасами, снаряжением и продовольствием, порвал в нескольких местах телеграфную линию и вырезал 10 километров полевого телефонного кабеля. За это же время партизаны уничтожили более 150 немецко-фашистских оккупантов.
★
В донесении командира батальона 21 пехотного полка 17 немецкой пехотной дивизии обер-лейтенанта Фрусайт «О состоянии подразделения на 20 февраля 1942 года» говорится: «В результате ожесточенных боев, имевших место со времени подачи последнего донесения, пополнение, полученное 3 января 1942 года за счет артиллеристов, полностью выведено из строя, а пополнение, поступившее 12 февраля из Германии, имеет большие потери. Три четверти всех людей батальона требуют продолжительного содержания в лазарете, но в связи с большим недостатком личного состава они не могут быть освобождены от несения тяжелой службы. Моральное состояние солдат сильно поколеблено. Пополнение, прибывшее 12 февраля, в большинстве своем пожилые люди с недостаточной военной подготовкой, и лишь единицы знают пулемет. Для наступления эти люди не годятся, а для обороны приходится их использовать при строжайшем наблюдении со стороны начальников. Частично эти люди приходят на фронт уже обмороженные и больные».
★
Перешедший на нашу сторону финский солдат Вяйне Неваранта из отдельного финского батальона «Пярми» рассказал: «В стране и армии нарастает возмущение против правящей клики Маннергейма-Рюти, продавшейся Гитлеру. В некоторых воинских частях имели место стихийные выступления против войны. Солдаты полка «С» 26 пехотной дивизии отказались итти в бой. Командование армии отдало многих солдат под суд, а полк расформировало. Дезертирство из армии принимает все более широкие размеры. Тюрьмы и лагери переполнены арестованными. Например, в тюрьме местечка Сукева было 700 заключенных дезертиров. Многие вооруженные дезертиры скрываются в землянках, в лесных избушках. Они ведут партизанскую борьбу против шюцкоровцев и полиции, совершают диверсионные акты. Недалеко от деревни Карккила действовал отряд дезертиров численностью в 100 человек. Этот отряд взорвал железнодорожный мост в Карккила».
★
Немецкий обер-ефрейтор К.Вернер писал Георгу Кунцу в Берлин: «Надеемся, что к весне нас отведут в тыл. Ведь мы представляем собой какой-то сброд».
★
По требованию германского командования венгерские лакеи Гитлера подготовили для отправки на советско-германский фронт маршевую роту 1 гонведского полка. Узнав об этом, солдаты отказались ехать на фронт. Несмотря на угрозы командования, они категорически заявили, что не будут воевать против советской армии. Венгерские власти жестоко расправились с отказавшимися повиноваться солдатами. Унтер-офицеры были арестованы и брошены в тюрьму. Солдаты под усиленной охраной отправлены из г. Будапешта в г. Сегед.
★
Трудящиеся Узбекистана за время войны внесли в фонд обороны СССР 57.492 тысячи рублей деньгами, на 56.327 тысяч рублей облигаций государственных займов, много золотых и серебряных вещей. В фонд обороны внесено также 2.777.518 килограммов хлопка-сырца, 17.962 килограмма коконов, большое количество кож, зерна и других сельскохозяйственных продуктов. //
Совинформбюро.
________________________________________________________
Л.Озеров:
Девушка с винтовкой* ("Красная звезда", СССР)
Полностью использовать огневую мощь русской винтовки* ("Красная звезда", СССР)**
Пехотинец, бей по вражеским самолетам из винтовок и ручных пулеметов* ("Красная звезда", СССР)*
Газета «Красная Звезда» №59 (5123), 12 марта 1942 года