Илья Эренбург. Дальше!

Mar 12, 2019 23:38


И.Эренбург || « Красная звезда» №56, 8 марта 1945 года

Сегодня Международный женский день. Честь и слава нашим подругам в бою и труде!

# Все статьи за 8 марта 1945 года.




«Интересно знать, когда русские прекратят свое наступление, ибо всякое наступление имеет свой конец?» Так рассуждает военный обозреватель «Килер цайтунг». Мы можем ответить на интересующий этого кретина вопрос: наше наступление кончится тогда, когда кончится Германия. Наша цель не Штеттин, не Дрезден, даже не Берлин; наша цель Германия. Мы начали битву за Германию и доведем ее до конца. Наше наступление кончится в тот самый день, когда кончится война, и война кончится в тот самый день, когда кончится Германия.

«Зачем я удирал по льду?» - спрашивает себя немец, которому удалось выбраться из кенигсбергского «котла»: он очутился теперь в данцигском «котле». Каждый день наши танкисты впиваются в толщь Германии. Каждый день наша пехота очищает от немецких войск новый кусок земли. Мы быстро продвигаемся к нашей цели: взять штурмом крупнейший населенный пункт, именуемый «Германией». Вместе с нами идут наши союзники. Они прогрызают оборону врага. Они вышли к Рейну. Я не думаю, чтобы Рейн их остановил: не для того они переплыли моря, не для того перешагнули через Ламанш. Свои семь раз они отмеряли, теперь они режут и режут неплохо. Не будем считать, сколько километров отделяют их или нас от того или иного немецкого города: это не игра - кто кого перегонит, мы заняты делом важнее - мы штурмуем Германию. За шесть недель мы сильно сократили и территорию Германии и ее хищную фауну.

Если бы мы пришли в Германию, как воспитатели фрицев, мы могли бы отчаяться - эти тупицы неисправимы. Но мы пришли в Германию не как воспитатели, а как укротители, и мы радуемся: город за городом замолкают укрощенные. Мы знаем, что в германской армии царит уныние. Передо мной газетка 252 пд, так называемой «Дивизии дубовой листвы». Там я читаю: «Необходимо принять срочные меры против солдат, распространяющих ложные слухи, как-то, что будто бы созван райхстаг, что Швеция об'явила нам войну и т.п.». В конце этой своеобразной газеты стоит: «После ознакомления с информационным листком сжечь». До чего они залгались: они жгут не только архивы гестапо, они начинают жечь свои газеты. У них всё дубовое: и «листья» к «рыцарским крестам», и дивизии, и лбы. Какой райхстаг может быть созван в Германии? Есть назначенные «депутаты», которые умеют только кричать «гейль Гитлер!» Даже здание райхстага сожжено первым немецким факельщиком Герингом. Что касается Швеции, то, говоря откровенно, мы обойдемся и без шведов... Но если немцы начали бояться Швеции, значит они действительно обезумели. Это, конечно, не мешает им стрелять: они ведь стреляют не потому, что надеятся на победу, а потому, что им не на что больше надеяться. Ядовитый скорпион попал в железное кольцо. Он еще жалит других. Вскоре он ужалит себя, но это нас тоже мало интересует: мы рассчитываем не на протрезвление фрицев, а на наш артогонь. Скорпион может ужалить себя или не ужалить: так или иначе мы его растопчем.

Мы презираем теперь немцев вдвойне, не потому, что они - побежденные, а потому, что в поражении они еще гнуснее, чем в победах. Эти балаганные шуты прикидываются невинными. Они вывешивают белые и даже красные флаги. Они об'являют себя поляками. Еще немного, и они об'явят себя евреями. Немки предлагают свои услуги: они готовы услаждать победителей. Что кроется за этим маскарадом? Звериный страх и звериная злоба. Не от пудры белы лица немецких клоунов - от ужаса, и не румяна на них, а кровь замученных ими жертв.

Они нам низко кланяются. Они до того нахальны, что осмеливаются предлагать нам французское вино и македонский табак. Но кто им поверит? В Глейвитце старый немец кричал: «Гитлер капут», а у него в доме оказалась адская машина: он хотел взорвать русских офицеров. Пусть гады заискивают. Мы будем их обыскивать. Мы разворотим их берлогу.

«Почему нам не выдают мяса?» - отдышавшись, кричат немцы в городе Гинденбурге. Они видят, что Красная Армия не убивает женщин и детей, и они с каждым часом наглеют. Может быть завтра они потребуют, чтобы им выдавали астраханскую икру? Да, мы отходчивы. Да, мы человеколюбивы. Да, мы не фашисты. Все это так и очень хорошо, что это так. Но пусть немцы знают, что мы не простофили, что нас нельзя заговорить, что между ними и нами - море крови, что между ними и нами - все яры, все рвы, все ямы, куда немцы кидали трупы убитых детей. Не человек тот, кто примет детоубийцу за человека! Можно отойти от вспышки гнева, нельзя отойти от ненависти к палачам. Мы слишком человеколюбивы, чтобы забыть злодеяния немцев.

Газета «Фелькишер беобахтер» лицемерно скулит: «На наши мирные города покушаются степные люди. Они хотят завладеть нашими уютными домами, нашими площадями с липами, нашими старыми ратушами...» Можно подумать, что мы ворвались в мирный дом. Презренные комедианты, они забыли 22 июня, они забыли развалины Воронежа, кровь Сталинграда, «жизненное пространство»! Но мы ничего не забыли. Нам не нужны их ратуши, набитые бутылками из-под шампанского и доносами, нам не нужны их дома, все эти мещанские вазочки и подушки, нам не нужны их липы. Но мы проклинаем землю злодеев. Если у лип есть сердце, кажется, и липы засохнут, чтобы не давать тень душителям из Майданека. Мы пришли в Германию не за добычей, мы пришли в Германию, чтобы ее укротить. И мы ее укрощаем.




Горе просветляет человека, боль только бесит зверя. Еще отвратительнее стали немцы теперь, в дни разгрома Германии. Спокойно рассказывает пленный ефрейтор Эвальд Брумм (542 пд): «Теперь мы всех пленных русских расстреливаем». Он говорит это деловито: зачем теперь пленные - рабочие руки больше немцам не нужны... Но убивают они не просто, а наслаждаясь - напоследок. В их руки попали раненые бойцы. Немцы перед тем, как убить красноармейца Цыбуляка, выкололи ему глаза, Валенюку вырезали на лице пятиконечную звезду, а Наумеца исполосовали.

Могут ли немцы поступать иначе? Они ведь воспитаны, как палачи. В школе Розоггена, близ Бишофсбурга, имелась крохотная виселица, а на ней висела русская кукла «матрешка». Оказалось, что на уроках немецкий учитель показывал ученикам, как вешать. Немецких детей мы не тронем. Но горе учителям!

Они издыхают низко, как низко они жили: перед смертью они еще терзают беззащитных. Красная Армия заняла Эренфорст. Там был лагерь, в котором немцы мучали людей из различных стран. За три часа до своего бегства палачи убили заключенных. Это немцы делают на своей немецкой земле. Это немцы делают теперь, когда их дни сочтены. Это немцы делают за день до того, как вывесить белый или красный флаг. И мы этого не забудем.

Когда бойцы говорят «нам нужно в Берлин», минчанин Зайцев вынимает листок - на нем адрес: Берлин, Уландштрассе, 39. Это - адрес немца Меллера, который убил жену Зайцева и двух его дочек восьми лет и трех лет. Зайцев знает, куда он идет и зачем. У всех нас есть один короткий адрес: Германия. Мы шли в нее, чтобы найти мучителей нашего народа. Мы пришли. Мы идем дальше. И мы пройдем по Германии. Мы найдем всех виновников. Кровью, слезами любимой России мы клянемся - на Одере или у Штеттина: Германии не будет! // Илья Эренбург.

*****************************************************************************************************************
От Советского Информбюро*

Оперативная сводка за 7 марта

Войска 2-го БЕЛОРУССКОГО фронта 7 марта с боем овладели городами ГНЕВ (МЕВЕ), СТАРОГАРД (ПРЕЙСИШ СТАРГАРД) - важными опорными пунктами обороны немцев на подступах к ДАНЦИГУ, а также с боями заняли более 200 других населённых пунктов, среди которых крупные населенные пункты ЗААБЕН, ПИНШИН, ГОХ ШТЮБЛЯУ, КОШМИН, ПОГУТКЕН, ЛИНЕВО, ОЛЬПУХ, ДЗИМЯНЕН, ЗОММИН, РЕКОВ, ЛУББЕН, ТРЕБЛИН, БАРТИН, ЦОЛЛБРЮК, АЛЬТ-БЕВЕРСДОРФ, АЛЬТ-ШЛАВИН, ДАМСХАГЕН, НОЙВАССЕР.

Войска 1-го БЕЛОРУССКОГО фронта, продолжая наступление, 7 марта штурмом овладели городами ГОЛЛНОВ, ШТЕПЕНИТЦ и МАССОВ - важными опорными пунктами обороны немцев на подступах к ШТЕТТИНУ, а также с боями заняли более 50 других населенных пунктов и среди них ВАЛЬДДИВЕНОВ, ФРИТЦОВ, ЯССОВ, ЛААТЦИГ, ЗАГЕР, ПАУЛЬСДОРФ, ШЮТЦЕНДОРФ, АМАЛИЕНХОФ.

Войска фронта завершили ликвидацию окруженной группировки противника южнее города ШИФЕЛЬБАЙН. По предварительным данным, в этом районе взято в плен более 8.000 немецких солдат и офицеров и захвачено большое количество вооружения и военного имущества. В числе пленных командир 10 немецкого армейского корпуса генерал-лейтенант КРАППЕ, вместе со своим штабом.

Войска 2-го УКРАИНСКОГО фронта, преодолевая сопротивление противника в трудных условиях горно-лесистой местности в полосе Карпат, 7 марта овладели на территории Чехословакии городом БАНСКА ШТЯВНИЦА - сильным опорным пунктом обороны немцев, а также с боями заняли населенные пункты САСА, БАБИНА, КОЛПАХИ, ГОДРУША, ГВОЗДНИЦА.

В Венгрии, северо-восточнее и южнее озера БАЛАТОН, атаки крупных сил пехоты и танков противника отбивались нашими войсками.

На других участках фронта поиски разведчиков и в ряде пунктов бои местного значения.

За 6 марта на всех фронтах подбито и уничтожено 149 немецких танков. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 29 самолетов противника.

★ ★ ★

Войска 2-го Белорусского фронта продолжали наступление. Советские части под огнем противника переправились через разлившуюся реку Ферзе и после ожесточенных боев овладели городом Гнев (Меве) - важным опорным пунктом обороны немцев в нижнем течении реки Вислы. Другие наши части, продвинувшись вперед на 10 километров, выбили немцев из города Старогард (Прейсиш Старгард) - опорного пункта вражеской обороны на подступах к Данцигу. Старогард является важным узлом путей сообщения. К нему сходятся четыре железных дороги. Советские пехотинцы и танкисты, с боями продвигаясь вперед, северо-западнее Старогарда заняли крупный населенный пункт Линево, находящийся в 40 километрах от Данцига. Отступая под ударами наших войск, противник несет тяжелые потери. В течение дня войсками фронта захвачены трофеи, в числе которых 44 орудия, 80 минометов, 14 железнодорожных эшелонов и 500 автомашин.



Войска 1-го Белорусского фронта развивали успешное наступление. Советские части, занявшие вчера город Каммин, сегодня нанесли удар в северном направлении и заняли населенный пункт Вальддивенов на побережье Балтийского моря. Другие наши части на широком фронте вышли на восточный берег пролива Дивенов и Штеттинской гавани. Советские танки и пехота, продвинувшись вперед на 15 километров, вышли к городу Голлнов - важному опорному пункту немцев, прикрывавшему подступы к городу Штеттин. Противник, стремясь удержать плацдарм на восточном берегу Одера, упорно сопротивлялся. На окраинах города немцы зарыли в землю танки и использовали их как огневые точки. Наши войска пошли на штурм, сломили вражеское сопротивление и овладели городом Голлнов. Советскими частями заняты города Массов и Штепенитц.

Нашими войсками ликвидирована группировка противника, окруженная южнее города Шифельбайн. Немецкие части, попавшие в «котел», предпринимали отчаянные попытки прорвать кольцо советских войск. Особенно ожесточенные бои произошли в районе дорог, ведущих на запад. Стремительными ударами со всех сторон наши пехотинцы, танкисты и кавалеристы расчленили немецкие войска на изолированные друг от друга группы. Части Польского войска за день истребили свыше 1.500 гитлеровцев. Наши кавалеристы уничтожили 1.200 немецких солдат и офицеров. Советские танкисты в боях за ликвидацию окруженной группировки противника истребили до 4 тысяч гитлеровцев. Район боев усеян разбитой техникой, вооружением и трупами солдат и офицеров противника. Наши войска взяли богатые трофеи. Только на одном участке бойцами Н-ского соединения захвачено у немцев 28 танков и самоходных орудий, 167 полевых орудий, 54 миномета, около 700 грузовых и легковых автомашин, 800 повозок и 2 тысячи лошадей.



Войска 2-го Украинского фронта, с боями продвигаясь вперед, вышли на подступы к городу Банска Штявница. Стремясь восстановить положение, немецкая пехота, усиленная самоходными орудиями, предприняла контратаку. В результате упорного боя советские части опрокинули гитлеровцев и на плечах отступающего противника ворвались в город с юга и юго-востока. Всю ночь шли уличные бои. Сегодня наши войска разгромили вражеский гарнизон и овладели городом Банска Штявница - узлом шоссейных дорог и сильным опорным пунктом обороны немцев в полосе Карпат.



В Венгрии, северо-восточнее и южнее озера Балатон, противник рано утром, после сильной артиллерийской подготовки, атаковал наши позиции. На одном участке немцы бросили в бой крупные силы пехоты, а также танки и бронетранспортеры с автоматчиками. Бой с самого начала принял напряженный характер. Советские пехотинцы и артиллеристы, отбивая вражеские атаки, нанесли немцам большие потери. В течение дня уничтожено свыше тысячи гитлеровцев, сожжено и подбито 52 танка и самоходных орудия противника.



Авиация Краснознаменного Балтийского флота, в результате бомбово-штурмового удара, потопила три немецких транспорта. Кроме того, одному транспорту и эсминцу противника нанесены серьезные повреждения. Огнем береговых артиллерийских батарей потоплен немецкий катер. // Совинформбюро.

***********************************************************************************************
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Девушки-снайперы М.Рожкова, Р.Шанина, О.Мокшина и Е.Новикова. Каждая из отважных девушек истребила несколько десятков немецких солдат и офицеров.

Снимок капитана Г.Белянина.



________________________________________________
В.Величко: Кенигсберг во мгле ("Правда", СССР)
И.Эренбург: Цвет Германии ("Красная звезда", СССР)
Вопиющие факты немецких зверств ("Красная звезда", СССР)**
Дети, освобожденные из немецкого рабства ("Красная звезда", СССР)
А.Карташов: В Германии || «Комсомольская правда» №29, 4 февраля 1945 года
Е.Долматовский: Родина пришла за ними! || «Комсомольская правда» №33, 9 февраля 1945 года

Газета «Красная Звезда» №56 (6044), 8 марта 1945 года

Совинформбюро, Илья Эренбург, зверства фашистов, весна 1945, газета «Красная звезда», март 1945, 1945

Previous post Next post
Up