«
Правда» №300, 27 октября 1942 года
Со всех концов Советского Союза широким потоком идут на фронт эшелоны с праздничными подарками. Советский народ демонстрирует свою безграничную любовь к героическим защитникам родины - бойцам и командирам Красной Армии и Военно-Морского Флота.
Священная и непоколебимая дружба фронта и тыла - залог победы над немецко-фашистскими захватчиками.
# Все статьи за
27 октября 1942 года.
ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕЧАТИ
Героическая оборона Сталинграда стоит в центре внимания всего мира. Ни одна битва нынешней войны не приковывала к себе мировое общественное мнение так безраздельно, как сражение у волжской твердыни. Защитники Сталинграда своей стойкостью и героизмом разрушили многие планы, которые гитлеровское командование связывало со своим летним наступлением. Они развеяли надежды немцев, рассчитывавших быстро оседлать Волгу и развязать себе руки для дальнейших действий.
Битва за Сталинград стала значительнейшим фактором международного положения в течение последних двух-трех месяцев. С восхищением следят за ее ходом свободолюбивые народы, ведущие борьбу против гитлеризма. Огромное уважение проявляет к героям Сталинграда печать нейтральных стран. Со скрежетом зубовным вынуждены гитлеровцы признать крах своих расчетов, небывалые трудности борьбы.
Значение борьбы за Сталинград огромно. Иностранная печать единодушно говорит о битве за Сталинград, как о «величайшей битве в истории».
«Эпопея Сталинграда переживет века», - пишет английская газета «Рейнольдс ньюс». Другая английская газета - «Ньюс кроникл» писала 24 октября:
«Оборона Сталинграда будет ставиться будущими историками в один ряд с Фермопилами, с Туром, с обороной Вены против полчищ Сулеймана и с длительной морской битвой, закончившейся в Трафальгаре. Этот триумф русского героизма и стойкости важен не только сам по себе: он отмечает также еще одну победу несгибаемого человеческого духа над силами тирании и угнетения».
«Это такого рода битвы, какие выигрывают войны, - пишет «Нью-Йорк геральд трибюн».
«Героический Сталинград - это имя, которое войдет в число исторических городов, чью доблесть люди чтут веками», - пишет канадская газета «Глоб».
Под Сталинградом разбойничьи орды Гитлера встретили железное сопротивление. Гитлер обещал немцам, своим венгерским, румынским, итальянским холопам решающие победы к осени нынешнего года. Он поддерживал в них надежды, что к осени кончится война и начнется «устройство новой Европы» - дележ добычи, сбор плодов победы. Орды германских разбойников стремились к Сталинграду, как к вожделенному финишу, - им мерещились разгром русских армий, желанная передышка, а может быть, и долгожданный конец войны. Героическая оборона Сталинграда опрокинула все расчеты, развеяла все миражи, поставила гитлеровскую армию перед суровой перспективой новой военной зимы.
Месяц тому назад Гитлер возвестил о предстоящем падении Сталинграда. Позднее фашистское командование спешно сфабриковало версию о том, что штурм Сталинграда имеет «второстепенное значение» и затрагивает только «вопросы престижа».
Шведский военный обозреватель полковник Клеен в «Веккужурнален» пишет:
«10 сентября Гитлер пообещал взять Сталинград. Через неделю было об'явлено, что Сталинград не имеет стратегического значения. Видимо, за первую неделю октября произошли значительные события, если немцы сделали такой неожиданный и полный поворот... Новая трудная зима ожидает немецкий народ и его армию. Стратегическое положение совершенно изменилось... Нацистские планы нового порядка уничтожены под Сталинградом».
Гитлеровское командование хотело взять Сталинград с наскоку, быстрым рывком, сокрушительным ударом. На упорное сопротивление немцы не рассчитывали.
Один немецкий офицер пишет в «Дейче альгемейне цейтунг»:
«Немцы никогда не видели ничего подобного. Мы говорим между собой: вот возьмем Сталинград, вот возьмем Сталинград... Но он стоит перед нами близкий и в то же время такой же далекий, как луна».
Сталинград превратился в гигантскую мясорубку для немецкой армии. Это не может не признать и сама гитлеровская печать. Военный корреспондент «Дейче альгемейне цейтунг» пишет:
«За каждый дюйм территории идет жестокая борьба. Наши солдаты, измученные, со впалыми щеками и опухшими от бессонницы глазами, молят бога об окончании боев».
«В Сталинграде кипит ад сражения. Большевики оказывают отчаянное, ожесточенное сопротивление, не имеющее себе равных», - скулит «Данцигер форпостен».
Немецкая пропаганда пытается об'яснить и оправдать тот факт, что, несмотря на все огромные усилия и чудовищные жертвы, фашистские бронированные полчища не могут взять Сталинград, не могут сломить сопротивление Красной Армии. «Фелькишер беобахтер» называет Сталинград «сильнейшей крепостью», немецкое радио распространяет версию о том, что Сталинград окружен кольцом неприступных укреплений. В европейской печати мелькает сравнение Сталинграда с Верденом.
Бесплодное наступление германских войск на Верден в 1916 году было штурмом действительно неприступной крепости с мощными, вросшими в скалы военно-инженерными сооружениями. Сталинград в этом смысле не имеет с Верденом даже отдаленного сходства. Бои под Сталинградом протекают в обычных полевых условиях и на улицах предместий города. Английская газета «Таймс» пишет:
«Мы видим, что представляет собой происходящая война, но тем не менее нам почти не приходилось быть свидетелями такого сопротивления, соперничающего с величественной обороной Вердена, с той разницей, что вместо кольца заранее подготовленных фортов, под защитой которых находился сравнительно небольшой город, сейчас дело идет о городе с 250.000 населением, оспаривающим каждый шаг продвижения противника».
Нет, ее стальной панцырь крепостных фортификаций остановил немцев у Сталинграда, а героизм Красной Армии и патриотизм советского народа. Об этом пишет обозреватель турецкой газеты «Ватан»:
«Когда слышишь все, что говорит по поезду сражений под Сталинградом пропаганда стран оси, то получается, будто русские еще десяток лет тому назад знали, что немцы подойдут к Сталинграду, и настроили здесь массу укреплений. По всему, что говорят немцы, выходит так, будто под Сталинградом сопротивляются укрепления, а не армия. Мы же думаем, что там сражается танк, ставший на место подбитого танка, самолет, подоспевший на место упавшего самолета, солдат, заменивший сраженного солдата, который черпает силы в имени Сталина и умирает с его именем на устах. Спешно созданные укрепления представляют собой ничто по сравнению с мужеством и моральными силами русских, начертавших на своих щитах высокие цели».
Другое отличие от обороны Вердена подчеркивается газетой «Нью-Йорк таймс»:
«Одна лишь упорная оборона не могла бы спасти Верден. Почти одновременно с боями под Верденом немцы встретились с контрнаступлением союзников на Сомме, а также с контрнаступлением Брусилова».
В длительной битве за Сталинград немцы потеряли многое и в том числе время. Берлинский радиокомментатор теперь в бессильной ярости обрушивается на «стратегов письменного стола», толкающих о том, что сроки для немцев под Сталинградом уже истекли.
«Берлинер локальанцейгер», делая хорошую мину при дурной игре, пишет
«Следить за боями с часами в руках бессмысленно...».
Мировая печать расценивает битву за Сталинград, как большую победу Красной Армии. Английская газета «Ньюс кроникл» пишет:
Длительная оборона Сталинграда является моральной и стратегической победой наших союзников. Эта победа полностью спутала основной план противника».
Агентство Рейтер характеризует Сталинград, как «триумф Красной Армии». Турецкая газета «Тан» пишет:
«Русские армии в Сталинграде показали образец современной оборонительной войны. Если это сопротивление продлится еще некоторое время с такой же силой, то сталинградское сражение явится поворотным моментом в нынешней войне».
Автор отмечает, что
«Сталинградские сражения подтвердили еще одну очень важную истину - это то, что германская армия была подготовлена только для молниеносной войны».
Та же газета заявляет в другой статье:
«Исход боев за Сталинград, который на протяжении 76 дней сопротивляется с героизмом, изумляющим и поражающим весь мир, определит дальнейший характер и направление военных действий на советско-германском фронте. Если Сталинград будет сопротивляться еще 4-5 недель, то германские планы будут окончательно сорваны, а германские армии будут обречены провести еще одну зиму в русских степях в очень плачевном физическом и моральном состоянии».
От исхода боев под Сталинградом во многом зависит все дальнейшее течение войны против гитлеризма, а следовательно, и вся освободительная борьба народов оккупированных германским фашизмом стран.
«Сталинград борется не только за будущее советского народа, но и за будущее всего человечества», - пишет канадская газета «Стар».
Другая канадская газета - «Провинс», выходящая в Ванкувере, заявляет:
«Уилки, назвавший Сталинградский фронт не только советским, но и американским и английским фронтом, выразил чувства всех народов об'единенных стран по отношению к бессмертной обороне великого волжского города».
Газета «Франс», выдающаяся в Лондоне, подчеркивает:
«Эта кампания больше всякой другой содействует приближению свободы. Невозможно переоценить ее влияние на Европу и даже на Германию...».
Свободолюбивые народы мира навеки сохранят в памяти историю героической обороны Сталинграда, славные дела его защитников.
________________________________________________________
Героический Сталинград ("Правда", СССР)**
Герои Сталинграда* ("Красная звезда", СССР)
Б.Полевой:
Стена Сталинграда*("Правда", СССР)
В.Гроссман:
Сталинградская битва ("Красная звезда", СССР)**
Газета «Правда» №300 (9071), 27 октября 1942 года