Из
FB: В каментах под этим постом в телеге одного минского политолога успели обвинить большевиков и в доктринёстве, и в беспринципности. Вы спросите: как это может сочетаться? Затрудняюсь ответить. Ну да ладно.
Но штука-то в том, что ленинская национальная политика выросла не из тупого упорствования в какой-то оторванной от жизни доктрине, а наоборот - из предельно честного и реалистичного взгляда на тогдашнюю действительность. А оная была тогда такова, что без признания национальных прав разных народов бывшей империи сохранить общую государственность было невозможно.
Мой комментарий:
Возможно это отсылка к спору об автономизме и федерализме. Первой нац. республикой, признанной советской властью, была Башкирия. И там никаких споров не было, Башкирии дали нац. автономию в составе РСФСР. Ленин лично встречался с башкирскими националами и подписывал договор. Тогда Ленин не спорил о форме интеграции советских республик, а исходил из того, что уже создана РСФСР и нац. республики получают свои права в её составе.
Далее был жаркий спор между национал-коммунистами окраин, как их называл Ленин и центром. Национал-коммунисты, они же социал-националисты у Ленина, требовали союзного договора с РСФСР, а большевики федеративного соглашения на основе РСФСР, как для всех, ибо РСФСР уже существовала и там были нац. республики, как с той же Башкирией. И тут Ленин, выступавший за федеративное устройство России (изначально он был унитаристом), пошёл "выше" и продавил союзный договор. Получилось, что национальные республики РСФСР были "понижены" в статусе по сравнению с союзными точно такими же национальными. При чём союзность Белоруссии или той же Украины были более чем сомнительны, по сравнению с нац. автономией татар и башкир. Между русскими и татарами куда бОльшая нац. и культурная разница, чем между русскими и белорусами. Но обладая пограничным статусом, эти республики (националы республик) шантажировали центр, что они могут создать отдельное государство, если их условия отвергнут. И будут дружескими советскими, но не союзными с РСФСР. Ну и тут был выбор. Идти на обострение и включать всех на равных условиях в состав РСФСР или пойти на уступки окраинным социал-националистом. Ленин, будучи уже больным, решил уступить. Сталин принял его волю.
Неизвестно как поступил бы Ленин будучи в боевом здравии. Социал-националистов он умел давить интеллектуально. Но получилось так, как получилось. С тех пор это и стало "ленинской национальной политикой" в СССР. Когда башкиры, татары, чуваши, чеченцы в составе нац. автономий РСФСР, а украинцы(!) и белорусы(!!) вдруг союзные республики, с правом выхода из союза. То есть право выхода не у национальных республик, как вытекало из лозунга: "право на самоопределение, вплоть до отделения", а только у окраинных. Что являлось очевидным сильным противоречием. И это противоречие так и не было разрешено в СССР, ни идеологически, ни законодательно. Никто умышленно не принимал закон СССР о выходе союзных республик из СССР. Формально право было (в конституции СССР), а законодательного механизма разработано не было. Чтоб социал-националисты окраин не удумали чего. Так и жили.
Так большевики и балансировали, до перестройки, в нац. вопросе. И социал-националисты окраин и уже центра просто развалили СССР, по живому.
продолжение:
но он вроде не выступает за ликвидацию нац. республик в России немедленно. И не требует лишить Крым статуса республики с тремя гос. языками. Не призывает упразднить ЛНР и ДНР. Он горюет по поводу распада страны по нац. республикам. Социал-националисты воспользовались статусом союзной республики, чтобы совершить свои злодеяния. Дудаев тоже попробовал захватить нац. республику и отторгнуть от России, но на него уже бросили войска.