How to Break All the Rules
Автор: Dustin Wax
Оригинал:
http://www.lifehack.org/articles/work/how-to-break-all-the-rules.html В оригинале статья не связана с танцами. Однако я просто не смогла пройти мимо.
Эта статья должна здесь быть.
Говорят, правила существуют для того, чтобы их нарушать. Конечно, не все время, - мы же все-таки стараемся жить в обществе. Но в то время как правила чаще всего помогают нам создавать упорядоченное, урегулированное общество, иногда недостаточная их гибкость препятствует нашей креативности и, таким образом, и нашей способности решать возникающие проблемы.
Пару месяцев назад я написал заметку об импровизации с советом для читателей: "Учите правила, чтобы вы могли их нарушать". Люди слишком часто думают, что возможность нарушать правила означает, что их следует нарушать, легко и часто, - а раз так, то и вообще не стоит обременять себя их изучением.
Это не так. На самом деле, крайне просто отличить последовательное нарушение правил несведущим и неопытным человеком от искусного нарушения правил профессионалом. Когда мастер нарушает правила, его сила заключается в его понимании смысла правил, того, как они работают, и почему правила зачастую столь критично важны.
Можно сказать, что существуют правила для нарушения правил, и ленивые нарушители их не знают (наряду с незнанием остальных). А именно:
- Прибегайте к нарушению правил как к последнему средству
Неважно, говорим ли мы о письме и грамматике, о музыкальной композиции, художественной композиции, маркетинге, управлении бизнесом или о чем-то еще, принятые правила обычно существуют по хорошей причине: они работают. Выход за рамки правил требует больше энергии, больше предусмотрительности, больше планирования и креативности, - в общем, больше работы. И успешные писатели, композиторы, маркетологи, бизнесмены и люди любой другой жизненной стези не тратят впустую свои силы, пытаясь поправить то, что уже хорошо работает. Нарушение правил - это тот шаг, к которому вы прибегаете, когда правила не работают.
- Мощь нарушения правил происходит от силы самих правил, а не от их слабости
Способность великих нарушителей правил, от Ван Гога до Филиппа Рота, Рона Пола и Стива Джоббса, - эта способность шокировать и впечатлять нас основывается на созданных правилами ожиданиях. Постоянное нарушение правил создает ожидание постоянного нарушения правил, что весьма быстро теряет свою привлекательность. Мастера нарушения правил следуют узкой тропой между гениальностью и непоследовательностью; неумелые нарушители - обычно просто непоследовательны.
- На каждое нарушенное правило приходится дюжина ненарушенных
Или сотня, или тысяча. Количество не имеет значения. Лучшие нарушители правил следуют практически всем правилам, - это факт. Вдумаемся в правила грамматики и стилистики: практически все великие писатели понимают ценность простых предложений, отсутствия ненужного пустословия и соблюдения основных правил грамматики, - и их творчество обычно основано на этих принципах. Игнорировать эти принципы - значит создавать болото непостижимой безграмотности. Словесный салат, если хотите: бросьте все в кастрюлю, немного перемешайте и шлепните это на тарелку.
- Для каждого нарушения правила есть причина
Неумелый нарушитель правил нарушает их, потому что не знает ничего лучше. Нарушитель-мастер делает это, потому что после тщательного обдумывания он решил, что нарушение правила будет самым эффективным и значимым способом что-то сделать. У него есть объяснение каждого маленького шага за рамки принятых границ "правильного и должного".
Когда неумелого нарушителя правил вызывают "на ковер" для защиты своего выбора, он обороняется и чувствует себя обманутым. Он пытается избавить себя от последствий, видя их как чью-то попытку его принизить. В противоположность ему, мастер принимает последствия, сознавая свою правоту в принятых решениях, или же, если его решения оказались неверны, он знает, что совершил их с верой в лучшее и по стоящим причинам.
Приведу отрывок из "Синей бороды" Курта Воннегута, который изумительно подытоживает этот подход к правилам. Рабо Карабекян - художник, известный своими гигантскими картинами, написанными простыми цветами хозяйственной латексной краски, нанесенной роллером, общается в своей студии с его другом Шлезингером:
- Рабо, скажи, - спросил Шлезингер, - а если тем же роликом ту же краску нанесу я, это тоже будет картина Карабекяна?
- Конечно, - сказал я, - при условии, если ты умеешь все, что умеет Карабекян.
- А что именно?
- Вот что. - Я подхватил немножко пыли, скопившейся в выбоине на полу, и двумя руками одновременно, секунд за тридцать нарисовал на него шарж.
- Господи! - сказал он. - Понятия не имел, что ты так рисуешь!
- Перед тобой человек, который может выбирать, - сказал я.
У "дикого ребенка", который не может озаботиться изучением правил, потому что они все равно созданы для того, чтобы их нарушать, а также потому что его творческий дух слишком силен, чтобы ограничивать себя правилами, - у него нет выбора. Всего, что у него есть, - это тропа нарушенных правил и все то недопонимание, хаос, непоследовательность, стоящие за этим. Мастер, напротив, знает, что правила - это не единственный выбор, но, обычно, - лучший выбор. И когда это не так, он тоже знает. У него в запасе есть то же, что было и у Карабекяна, - подлинное мастерство.
_____________________________________________________
Анонсы всех новых статей в группе:
https://vk.com/zoukability