Анатолий Александрович Бахтиаров Брюхо Петербурга. Общественно-физиологические очерки - 23

Nov 16, 2024 18:41


Начало см. https://zotych7.livejournal.com/6091617.html и далее в архиве

Часть вторая
                                            Слуги столичного брюха

Петербургские нищие

Нищие на Смоленском кладбище[37]. - Дети-нищие. - Уличные музыканты. - Ночлежники.

I

Нищенство в Петербурге год от году усиливается и становится явлением самым обыкновенным. Кроме дряхлых стариков нищенством промышляют дети и даже женщины с грудными младенцами. Особенно много нищих бывает зимою, преимущественно накануне рождественских праздников. Знакомая сцена: во время праздничной сутолоки среди шумных улиц столицы торчит печальная фигура нищего, свидетельствуя своим умоляющим взглядом, что ему не хватило места на жизненном пиру.

- Смилуйтесь, убогому на ночлег! - произносит старик нищий, обращаясь к прохожим в холодный зимний вечер. Ветер подымает снег и кружит его в воздухе. Нищий стоит на Петербургской стороне около парка. Он одет в летнее пальтишко и в какую-то легкую шапчонку и весь съежился. Одна рука его скорчена. Лишь только прохожий поравняется, нищий, прося подаяние, указывает на скорченную руку, как на самый убедительный аргумент.

- Что же, вы не можете работать?

- Не могу, батюшка-барин, вот проклятую руку свело!

Прохожий подает нищему серебряную монету.

- Спасибо, благодетель мой, дай вам, Господи, доброго здоровья! - проговорил нищий, снявши шапку и делая крестное знамение.



В это время сильным порывом ветра чуть не вырвало шапку из рук нищего.

- Да наденьте шапку-то: ведь холодно!

- Э, барин, мы привыкли и к голоду, и к холоду…

- Где вы живете?

- Около церкви Николы-трунилы. Благочестивый уголок! Благочестивый! Нас тут живет трое: тараканщик, факельщик и я. Каждый из нас нанимает уголок у артельщика, а в четвертом углу помещается сам артельщик с женою. По утрам все мы идем на работу. Хозяин - на биржу, тараканщик - тараканов морить, я - на улицу, а факельщик - мертвых провожать на кладбище.

Видя некоторое участие к его житью-бытью, нищий обратился к барину с просьбою.

- Ваше благородие! Можно вас просить ко мне?

- Зачем же я к вам приду?

- У меня просьба до вас будет…

- Ну, говорите!

- Напишите мне прошение о вспомоществовании, я его подам в контору на Васильевском острове.

- Кому же вы подадите?

- Богач, миллионер… Страсть! Фамилию-то я его позабыл… еще рудники свои на Урале имеет…

- Де…в, что ли? Да разве контора принимает подобные прошения?

- Говорят, тысячи на это дело расходует: кому три, кому пять рублей… Вот я и хочу попытать счастья…

- Хорошо, я опишу, что вы - нищий, и тогда раскрывай шире карманы!

Старик обрадовался, как голодная курица, которой просо снится.

Кроме нищенства, этот старик промышляет еще другими способами: исполняет в церкви обязанность придворника и, наконец, благодаря рекомендации своего товарища, ходит с факелом впереди похоронной процессии. При исполнении обязанности факельщика нищий сбрасывает с себя рваное рубище и облачается в черный фрак и цилиндр, полагающиеся от гробовщика.

Нищий сетовал, что обязанность факельщика - самая неблагодарная:

- За проводы на тот свет дают 40 копеек. А ведь конец-то какой!.. Идешь, идешь черепашьим шагом, устанешь, промерзнешь… особенно если на Митрофаниевское кладбище[38]

Иногда нищий ходит в больницу «отчитывать» покойников. Ему удалось пристроиться к покойницкой в одной из городских больниц. Случается отчитывать сразу нескольких покойников, и вознаграждение за труд получается с каждого покойника отдельно.

- Ну что, много зарабатываешь?

- Какое! Гроши одни «начитываешь»! В этой больнице умирает народ бедный, чернорабочий… Гол, как сокол! Приедет в Питер, да здесь ноги-то и протянет. Похоронить не на что. До наживы ли тут?

Лишь только ударит первый колокол ко всенощной или к обедне, нищий уже плетется к церкви Николы-трунилы, где и становится у церковной двери. Обыкновенно в это время он тщательно причесан, почищен, стоит чинно, прислушиваясь, нейдет ли кто-нибудь. Заслышав шаги посетителя, он тотчас отворяет ему двери. За эту услугу его награждают иногда подачкой. По окончании церковной службы нищий вместе со старухами и монахинями, собирающими на построение храма, становится на паперти, протягивая руку прихожанам. Но главную арену для нищенства представляет Смоленское кладбище. Нищие, избравшие своей резиденцией это кладбище, имеют, так сказать, особый нюх. Они за несколько дней вперед уже знают, что будут богатые похороны, и стекаются толпами, точно шакалы.

Смоленское кладбище сосредоточивает вокруг себя своеобразные промыслы, которыми питается не одна сотня бедняков. Когда с Малого проспекта вы повернете на 17-ю линию, сразу заметите, что здесь уже начинается царство мертвых. По всей улице, направо и налево, попадаются лавки и магазины для продажи памятников; около ворот выставлены напоказ тысячи крестов для покойников; по заборам развешены многочисленные венки; на средину дороги беспрестанно выбегают навстречу прохожим бабы-торговки, предлагая купить «веночек», который они назойливо суют вам под самый нос. Торговки венками арендуют у какого-нибудь домовладельца забор, выходящий на улицу, и развешивают на нем свой товар. Торговля «на заборе» распространена до того, что редкий из них не занят венками.

Кресты для покойников изготовляются особыми мастерами. На дворах у них - целый лес крестов. Каждый рабочий рубит их в день от 3 до 6 штук, а детских так и целую дюжину.

Богатые могилы украшаются живыми цветами. Недалеко от кладбища существует оранжерея, откуда цветы идут исключительно на могилы.

У самых ворот кладбища, под навесом, сидит несколько дряхлых старух, перед ними кружка с надписью: «На пропитание богаделенок». Если кто-нибудь из прохожих опустит в кружку подаяние, старухи набожно крестятся и все в один голос произносят: «Спаси, Господи, и помилуй благодетеля нашего!»

Мафия попрошаек существует давно. Так, сегодня в России многие бабушки-славянки, стоящие с протянутой рукой у кладбищ, вокзалов и в метро - те же рабы. Их в основном везут из сел Украины и Молдавии, предлагая в Москве работу нянями или уборщицами. Тут отбирают паспорта, запугивают, спаивают, иногда даже намеренно калечат - чтоб выглядели более жалостливо. В день зарабатывают от 700 до 10 тысяч рублей. Вот некоторые факты о лженищих в Москве:



Нищий крестьянин

1. Многие попрошайки, которых вы видите в метро и около храмов, на самом деле находятся под контролем преступных группировок.

2. Территории, где просят милостыню, строго контролируются «смотрящими», и они быстро прогоняют «чужаков». Это означает, что вероятность встретить действительно нуждающегося человека в сложной ситуации практически нулевая.

3. Самих попрошаек можно разделить на две категории: мошенники и рабы. Мошенники делятся с хозяевами «точек» половиной своих доходов. Например, в самых оживленных местах они могут зарабатывать около 10 тысяч рублей в день. Рабы же привозятся на рабочее место рано утром и забираются вечером. Они работают лишь за еду и ночлег.

4. Согласно активистам, работорговцы привозят мужчин и женщин среднего возраста из стран СНГ и регионов, платя за них суммы от 20 до 30 тысяч рублей.

5. Бабушки славянской внешности и инвалиды получают до 70 тысяч рублей.

6. Наиболее дорогостоящие «работники» - это младенцы, которые используются женщинами-попрошайками (их называют «Мадоннами») на улицах. Цена на детей может достигать 100 тысяч рублей.

7. Обычно каждый раб начинает окупать свою стоимость для хозяина менее чем через месяц.

8. Часто женщины среднего возраста, одетые в непрезентабельную одежду, выступают в роли бабушек. Они стоят на коленях, скрывая лицо, чтобы не было видно прохожим.

9. Некоторые беременные женщины используют накладные животы, чтобы вызвать сострадание у прохожих.

Богадельня устроена при кладбищенской церкви, и богаделенки ведут между собою очередь, кому сидеть с кружкою. Каждый день сидят четыре старухи; собранные деньги делятся поровну. На кладбище они слывут под именем поминальщиц. Кроме них этим делом занимаются и нищие, которые вереницами стоят по дорожкам кладбища. В изорванных одежах, нередко с разными физическими недостатками, нищие и нищенки молчаливо ожидают подачки на помин рабы или раба Божьего…

- Смилуйтесь, убогому на пропитанье!.. - обращается к прохожим старик нищий.

Под влиянием элегического настроения прохожие, пришедшие вспомянуть «зде лежащих», щедро оделяют нищую братию. Подавая милостыню, называют и имя усопшего.

- За раба Божьего Ивана!

- За рабу Божью Елизавету!

- Помяни, старичок, раба Божия Николая! - кричит одна поддевка.

Приняв монету, старик творит крестное знамение и, возведя глаза к небу, набожно произносит: «Упокой, Господи, душу раба твоего… во царствии твоем!»

Смоленское кладбище занимает собою площадь в 55 десятин. Для рытья могил организована артель могильщиков. За рытье могилы каждая третья копейка причитается могильщикам, а остальные две копейки идут в пользу церкви.

Посредине кладбища - деревянный навес с надписью: «Артель могильщиков».

Под навесом, на стенах, висит множество ключей от склепов, мавзолеев и могильных решеток; чтобы не перепутать, к каждому ключу привязаны деревянные дощечки с надписью фамилии их владельцев.

Отправляясь на работу, могильщик берет с собою «щуп», лопату и ведро. Щуп - это стальная палка, в палец толщины, в сажень длины, на одном конце заострена, а на другом имеется ручка. Прежде чем рыть могилу, могильщик ощупывает место: если щуп идет в почву свободно - значит, там никого нет, а если место занято, щуп стукнет в гробовую доску. Так как Петербург стоит на болотистой почве, то при рытье могилы на дне ее почти всегда бывает вода, которую могильщики и выливают прочь ведром. Впрочем, в летнее время гроб зачастую опускается в могилу прямо в подпочвенную воду. При отдании последнего долга (особенно если похороны богатые), нищие толпятся и около кладбищенской церкви, и возле могилы, чтобы «помянуть добром покойничка».

Могильщики, бросив на могилу последнюю лопату земли, обращаются к распорядителю похорон с просьбою «пожаловать на чаек», чтобы было чем помянуть покойного!

Около Смоленского кладбища, по 17-й линии, имеется несколько кухмистерских, в которых справляют поминки по усопшим. Родственники и знакомые умершего с кладбища прямо заворачивают в кухмистерскую с официантами, где, по славянскому обычаю, бывает кутья и блины.

Когда все гости съедутся, последними приходят в кухмистерскую факельщики, которые обыкновенно обращаются к распорядителю с вопросом: «Прикажете помянуть покойника?», то есть - можно ли принять участие в пиршестве или нет?

Среди факельщиков нередко можно встретить и знакомого нам старика нищего. Попав на богатую тризну, он от избытка чувств благоговейно повторяет:

- Вечная память покойному!

- Вечная память!

Особенно любопытно наблюдать детей-нищих, собирающих милостыню, так сказать, под предлогом своей юности. С ними мы сейчас и познакомим читателя.

II

- Подайте милостыню, Христа ради!

- Пожалейте сироту! - стоя на панели, проговорил мальчишка лет десяти, босоногий, в рваной ситцевой рубахе.

«Ах, Боже мой, с таких лет и уже промышляет нищенством! Что же из него выйдет потом!» - подумала какая-то нарядно одетая дама, остановилась возле мальчугана, достала кошелек и сунула ему серебряную монету.

- Спасибо, сударыня!

Изо дня вдень маленький нищенка слонялся по улицам, обращаясь к прохожим плаксивым голосом, нараспев. Зимою, бывало, поздно вечером стоял он где-нибудь у забора, съежившись от холода, с красными, как лапы у гуся, руками. По праздникам мальчишка промышлял около церквей.

- Ты опять здесь торчишь! Сколько раз тебе говорить, чтобы ты не смел попадаться мне на глаза!

При этих словах городовой схватил мальчишку за руку.

- Дяденька, прости, больше не буду!

- Говорил, не попадайся! А теперь пеняй на себя: быть тебе в комитете нищих!

- Дяденька, прости… тетка посылает… ведь я не по своей воле!..

- Разве у тебя родных нету?

- Нету… сирота!..

- Ладно, все вы прикидываетесь казанскими сиротами. Ужо в нищенском комитете разберут… Да и с нас тоже ведь взыскивают. Того отпусти, другого отпусти - этак вас столько расплодится, что и удержу не будет!

На этот раз городовой был неумолим и повел нищего в ближайший участок, где о нем и составили протокол.

Переночевав в «клоповнике», куда обыкновенно сажают буйных и пьяных для вытрезвления, нищенка на следующий день был препровожден в «комитет нищих». Понурив голову, плелся по улицам десятилетний мальчуган в сопровождении городового, с рассыльной книжкой под мышкой. Встречные прохожие невольно окидывали его взглядом с ног до головы. На Литейном проспекте какая-то «базарная дама», состоявшая членом двух благотворительных обществ, остановила городового, чтобы спросить, куда ведут мальчишку.

- Так молод и уже попался!

- За прошение милостыни, сударыня, а теперь в нищенский комитет веду, там ему и резолюцию пропишут!

- Высекут, что ли?

- Пеньку щипать заставят.

- Ну, идите, идите! Бог труды любит.

Комитет нищих помещается в огромном каменном здании, над которым имеется вывеска: «Комитет для разбора и призрения нищих». При входе прибита кружка с надписью: «Христа ради для нищих». В приемной комнате висел на стене бюллетень о количестве прибывших за этот день нищих. В этом бюллетене особая графа отведена для мужчин, особая - для женщин, и наконец - для детей. На столе лежит массивная книга, куда записываются пожертвования в пользу находящихся в комитете нищих. На первой странице - эпиграф: «Рука дающего да не оскудеет». Кроме денег жертвуют натурою, например съестными припасами и т. п. В конце росписи о пожертвованных предметах жертвователь нередко присоединяет и скромную просьбу: «во здравие» или «за упокой» такого-то.

Ежедневно то и дело приводят в комитет нищих: мужчин, женщин, взрослых и детей.

Когда городовой привел в канцелярию комитета малолетнего нищего, там уже толпилось несколько других нищих. Вот, например, привели старика с седою бородою, бедно, но чистенько одетого; на утомленном лице его написана полнейшая покорность своей злодейке-судьбе.

- Что брат, старичок, в гости к нам пришел?

Старик засмеялся и закашлял:

- Еще бы немного дотянуть - и тогда всему конец!

Стуча по полу деревянной ногою, медленно ковылял нищий-калека. Он пришел просить от комитета пособия. Подобные калеки-нищие пользуются своего рода привилегиею: их и городовые не трогают, ибо всякий думает, чем же им в самом деле и жить, как не милостынею.

Нередко в комитет нищих приходят за справками, «не забрали ли» известного субъекта. Какая-то женщина в платке и ситцевом платье осведомлялась, «не попался ли» ее муж.

- Вот уж третий день, точно как в воду канул! Хоть в полицию заявляй о греховоднике…

- А как по фамилии?

Женщина назвала.

- Да он третий день у нас «сидит».

- Из дворян или из простых?

- Из благородных… И пенсию получает, хоть и небольшую, а все - поддержка!

- Пенсионер, а нищенствует!

- Велика ли наша пенсия-то! Пять рублей тридцать семь копеек в треть… Сами посудите!

- Да, не разжиреешь! Ведь ваш муж второй раз попался.

- Что мне с ним делать? Слабость имеет к крепким напиткам… Как напьется, так и попадется… на выпивку и милостыню собирает!

В канцелярии каждому вновь прибывшему нищему составляют так называемый «разборный листок», в котором имеются следующие рубрики: имя и фамилия, звание, возраст, особые приметы, состояние здоровья, вероисповедание, причина, побудившая к прошению милостыни, ремесло, место жительства, какие сданы вещи и т. п.

- Ну-ка, мальчик, поди сюда! Как тебя зовут?

- Сашка!.. - робко ответил мальчуган.

- А фамилия?

- Не знаю…

Родные у тебя есть?

- Круглый сирота, ни отца, ни матери…

- У кого же ты живешь?

- У тетки…

- Вероисповедания какого?

Мальчишка встал в тупик.

- В церковь ходишь?



Бездомные мальчишки

- На святой неделе на колокольню звонить хаживал, а то вот голубей там ловили…

- Как фамилия твоей тетки?

- Не знаю…

- Место жительства?

- На Песках…

Подвели следующего нищего, молодого парня.

- Как тебя зовут?

- Не помню.

- Твоя фамилия?

- Не могу знать!

- Место жительства?

- А запамятовал, ваше благородие!

Этого закоренелого бродягу увели в особое помещение.

Торопливыми шагами подошла пожилая женщина и бух прямо в ноги.

- Ваше благородие, простите, не губите!

- Ваше звание и фамилия?

- Вдова, обремененная семейством! Дома двое детишек голодом сидят…

- Чем занимаетесь?

- Благостыней промышляю, свет не без добрых людей! С миру по нитке - голому рубаха…

- Можешь идти!

- Ваше благородие, осмелюсь просить вашей милости!

- Что такое?

- Не откажите вдове, обремененной семейством! Помогите! Заставьте вечно Богу молиться!

Женщину увели.

После допроса Сашутку вместе с другими нищими посадили в общее помещение, где все и ожидают дальнейшего решения своей участи. За это время они живут на полном иждивении комитета, получают обед - щи и кашу, спят на голых нарах. Нищих из дворян помещают в так называемую дворянскую половину, с матрасами и подушками для спанья.

Администрация комитета нищих состоит из вице-президента и восьми членов. Еженедельно, по четвергам, происходит заседание комитета, который и производит сортировку, разбор нищих. Дряхлых и больных определяют в богадельни и больницы, здоровых - на фабрики и заводы, праздношатающихся и бродяг - к мировым судьям, которые обыкновенно за бродяжничество приговаривают их в тюрьму, и наконец детей - в разные благотворительные учреждения.

Зимою, когда наплыв нищих бывает особенно велик, комитет собирается два раза в неделю: по четвергам и понедельникам. В день заседания комитета нищих собирают в присутствие. В это время можно видеть довольно своеобразное зрелище: нищие выходят из общей камеры один за другим, гуськом, и сосредоточиваются в приемной комнате. Таким образом, вы наблюдаете, так сказать, «марш нищих». По разнообразию типов это отребье общества представляет богатый материал для художника. Перед вашими глазами проходит целая вереница нищих: бабы, мужики, дети и т. д. Вообще, вся эта полуголодная толпа в рваных пестрых костюмах производит удручающее впечатление.

К двенадцати часам уже съехались члены правления. Это больше всего опекуны и разные благотворители. У некоторых на груди красуются звезды филантропического происхождения.

- Ваше превосходительство, осмелюсь вас побеспокоить? - догоняет одна женщина старичка во фраке, с цилиндром в руке.

- Что вам угодно?

- Вот прошение насчет пособия…

- Подайте в канцелярию, мы рассмотрим; теперь мне некогда - сейчас открывается заседание.

Каждого нищего вызывают поодиночке. Очередь дошла до Сашутки. Мальчугана ввели в присутствие; это - просторная комната, с высоким потолком и паркетными полами. На стенах дорогие картины на библейские сюжеты. Кроме того, висело несколько портретов разных деятелей, потрудившихся на пользу нищенства. Впрочем, имена этих деятелей, собственно для нищих, представляли собою звук пустой. Посредине присутствия стоял большой стол, накрытый зеленым сукном. Председатель сидел в конце стола.

«Какие все старики, - подумал мальчуган. - Чего им от меня надо?»

Один из членов комитета приступил к допросу.

- Ну, милый, поди сюда!

Торжественная обстановка смутила мальчишку, и он заплакал.

- Ты не плачь и не бойся нас, ничего худого мы тебе не сделаем!

- Чем ты занимаешься? Отвечай чистосердечно!

- Милостыню прошу!..

- Давно промышляешь этим?

- Третий год.

- Кто тебя посылает?

- Тетка.

- Много набираешь?

- В будни - полтину, а в праздник больше…

- Куда выручку деваешь?

- Тетке отдаю… а то будет бить, чтобы денег не проедал…

- Что же, у тебя и дядя есть?

- На фабрике работает… кочегаром…

- Ну, Саша, ты теперь не будешь просить милостыню, - отеческим тоном проговорил председатель, поглаживая мальчика по голове. - Мы тебя отдадим в школу, станешь умным мальчиком и не будешь шляться по панели.

И мальчишку поместили в ремесленное училище, находящееся при комитете нищих. Сюда поступают дети беднейшего класса столицы, по преимуществу круглые, беспомощные сироты.

После медицинского осмотра новичка сводили в баню, остригли, переодели, и маленький нищий начал новую жизнь.



http://flibusta.site/b/795368/read

Previous post Next post
Up