О "Территории" Александра Мельника

Apr 21, 2015 10:54

Решил-таки оформить свои мысли и впечатления от просмотра фильма «Территория» Александра Мельника. Не столько для других, сколько для себя.
Фильм ожидал давно и с трепетом. Очень хотелось поучаствовать в создании картины - пусть простым, рядовым рабочим. К сожалению, не довелось, не сложилось, хотя и пытался… Тем не менее, на чистом энтузиазме старался как-то поддерживать деятельность съёмочной компании, участвовать в сетевой деятельности создателей фильма, рекламировать кинокартину среди своих друзей и знакомых - и искренне надеюсь, что мои труды не были напрасны.
Впервые мне посчастливилось посмотреть «Территорию» 19 марта текущего года во время предпремьерного закрытого показа фильма в Кемерово. Оказаться там для меня стоило некоторых трудов и затрат, поскольку Кемерово находится в нескольких часах езды на автобусе от моего города. И к тому же, создал некоторые хлопоты-заботы ребятам из продюсерской группы по поводу пригласительных, поскольку был на показе вместе с женой и хорошим кемеровским другом, который приютил нас на время поездки. Надеюсь, что эта ситуация не была излишне накладной как для ребят из кинокомпании, так и для моего друга - посему, заочно прошу прощения у них за причинённые неудобства.
Стоит отметить сразу, что от фильма я не ждал какого-то фурора и внезапного откровения, поскольку роман Олега Михайловича Куваева их абсолютно не подразумевает: это история тяжести работы «полевиков» - геологов, шурфовщиков, промывальщиков и многих других безымянных представителей истинно сильной половины человечества. Это ода настоящему труду - пропитанному потом, нервами, бессонными ночами, безжалостным отношением к собственному здоровью, километрами бездорожья, неизвестностью и удачей. Романтикой в этом произведении способны насладиться лишь те, кто по каким-либо причинам не принёс ни одну из этих жертв во имя общего блага.
Итак, фильм я ждал давно и основательно, поскольку Куваев является одним из моих любимейших писателей на протяжении многих лет.
Первым впечатлением от начала презентации фильма стали, конечно же, присутствовавшие на ней режиссёр Александр Мельник и один из исполнителей главный ролей (а по книге - одного из ключевых персонажей) Константин Балакирев. Их неподдельные искренность, скромность и горячий пыл людей, влюблённых в своё детище, сразу создали благоприятную атмосферу к просмотру. О моём впечатлении от общения с ними лично напишу ниже.
Фильм. Сразу же, с первых минут он завораживает потрясающей графикой вступительных титров: геологические карты, полевые дневники - всё это въелось в мою память настолько глубоко, что до сих пор приятно вспоминать (а таких приятных воспоминаний от вступительных титров к какому-либо иному фильму в своей жизни я, если честно, не припоминаю).
Начало немного ошарашило голым Баклаковым-Добрыгиным, выскакивающим из спальника и бегущим за собачьей упряжкой, сорвавшейся с привязи. Но вскоре события в картине начинают приобретать форму романа Олега Михайловича: я начинаю узнавать его слова, его мысли, улавливать атмосферу «Территории». И поистине, для меня это было самым приятным на протяжении всего фильма - порой дословное цитирование текста книги, диалогов и даже просто записей Куваева, ставших известными нам, почитателям его творчества.
Безусловно, людям, не читавшим «Территорию», смысл фильма покажется немного размытым и не совсем ясным. Но тут ситуацию выручает находчивость режиссёра и продюсерской группы: абсолютно потрясающие виды плато Путорана в Красноярском крае и бухты Провидения на Чукотке даже меня, порой, заставляли забыть о повествовании и, не обращая внимания на закадровый текст, восторженно наслаждаться видами моей страны. Да только за это картина уже достойна наилучших похвал!
Как знаток романа, я не мог не обратить внимание на отсутствие в фильме одного из ключевых его персонажей - Семёна Копкова: человека, связавшего себе свитер из шерсти мамонта, случайно открывшего месторождение киновари и, в качестве наглядного примера и символа рухнувших традиций холостячества, женившегося на Люде Голливуд. Но я отлично осознаю, что невозможно было режиссёру в одном фильме раскрыть все характеры и типажи такого сложного произведения, как «Территория». И поэтому, мне кажется правильным его решение сконцентрироваться на личности Баклакова - Григорий Добрыгин сыграл эту роль, на мой взгляд, блестяще.
Остальных героев описывать не буду: в любом случае, у каждого, кто читал роман, образы сложились свои и они не могут идеально совпадать с киновоплощениями актеров и фантазией режиссёра - на то мы все и разные. Остановлюсь лишь на личности Дяди Кости, которого сыграл Пётр Фёдоров. Лично мне этот персонаж книги представлялся несколько иным. Но когда показали Петра в «сучьем кутке», да под «Песню Бена» - всё встало на свои места: образ отрешённости пьющего человека, потерявшего себя, у режиссёра получился очень убедительным.
Финал картины, не связанный с книгой, немного удивил. Если честно - думал, что всё закончится куваевскими санями. Поэтому юлить не буду: испорченный образ Седого и раненый Баклаков мне как-то не легли на душу. Но опять же, всё исправили финальные слова, вернувшие нас к началу - бесконечной карусели жизни, судьбы. И титры! О, эти титры! Мы смотрели их, не вставая со своих мест - как и весь зал - до самого конца. Никогда такого не видел в кинотеатрах. Ни разу! Фильм полностью оправдал мои надежды, больше добавить нечего.
После окончания просмотра, уже в фойе кинотеатра, мне удалось немного пообщаться с Александром Мельником, взять у него автограф, сфотографироваться. Не могли не удивить его простота в общении, открытость, искренность. Сразу стало понятно, что фильм снимал человек с большой душой и горячим сердцем.
Потом к нам подошёл Константин Балакирев, и он меня удивил ещё больше - тем, что очень любит и ценит творчество Сергея Говорухина, которое, в свою очередь, очень люблю и ценю я. Среди моих знакомых такой почитатель только один - мой лучший друг. И тут мне удалось - пусть и недолго - пообщаться с таким же, как я: человеком, остро ощущающим чужое одиночество, чужую боль, чужое сострадание, так блестяще олицетворённые произведениями Сергея Станиславовича Говорухина. Спасибо, Константин, за доброе слово, за уважение к творчеству Сергея, за Кефира, в конце концов!
Напоследок напишу банальное: постараюсь попасть на «Территорию» ещё раз в кинотеатр, обязательно достану фильм на DVD, очень хочу приобрести переиздание романа с фотографиями актеров картины! Большое спасибо съёмочной группе, режиссёру, актёрам - всем, кому удалось сделать этот фильм таким замечательным и неповторимым!
И, конечно же, искренне рекомендую к просмотру всем, кто не утратил в себе те самые нравственные ценности, которые воспевает в своих произведениях не только Олег Михайлович Куваев, но и многие классики русской литературы! «А ведь могём, ребята! Ей-Богу, могём!»

"Территория", фильм, Куваев, Территория, Олег Михайлович Куваев

Previous post Next post
Up