О документальном романе Василия Авченко "Правый руль"

Oct 10, 2016 15:34

Моё отношение к автомобилям всегда было, мягко говоря, равнодушным. У меня даже нет водительского удостоверения на право управления автомобилем, известного в народе под простым словом «права» (впрочем, прав у меня - как гражданина РФ - на деле тоже почти нет). При этом, я с интересом относился и отношусь к лодочным моторам, снегоходам и к ряду других нетрадиционных транспортных средств. Но автомобили - нет, пока не моё. Не могу утверждать, что никогда не смогу понять их - но пока не понимаю.
Тем не менее, всё-таки махонький опыт вождения праворульной дизельной вэдовой Toyota Lite Ace 1999 года выпуска у меня был: будучи работником оптовой базы, я иногда катался на недалекие расстояния на ней - нашей рабочей лошадке - в местах, где «гибэдэдэшников» никто никогда не видел. Поэтому интерес к документальному роману Василия Авченко «Правый руль», хоть и слабый, но был. При этом - скрывать не стану - интерес был (и остаётся) не столько к феномену правого руля в России, сколько к месту его рождения - Приморскому краю.
Безусловно, технические моменты мне было тяжело читать. Да, я не поклонник всякого рода механизмов, а ДВС для меня ещё со школьной скамьи - загадка природы и магия техники. Однако, опять же, опыт возни в автомобилях имеется (помощь друзьям в замене колёс, свечей на Mazda 3, самое эпичное - замена рычага переднего колеса на Volkswagen Passat с помощью молотка и старого сломанного напильника), по принципу «всё, что придумал и сделал один человек, сможет разобрать, починить и собрать другой человек». Поэтому многое было понятно, а если учесть, что написано живым русским языком - так ещё и прочитано с удовольствием.
Разбор ситуации с гибелью губернатора Алтайского края М. Евдокимова «зацепил» особо. На Алтае бываю часто, так как там живёт мой отец. Место гибели Евдокимова проезжал в прошлом году на автобусе, когда ехал от отца к друзьям в Томск - так что, примерно аварийную ситуацию в голове представить смог. Самое интересное, конечно - это наши традиционные русские причинно-следственные связи, в результате которых предсказуемость развязки подобных сложных дел, порой, стремится к нулю. Так что, читал, изучал с живым интересом.
Полностью согласен с автором романа в вопросе «женщина за рулём». Единственное - добавил бы от себя любопытную деталь, многократно мною виденную и замеченную: у женщин за рулём становится всё сложно с «право-лево». Не у всех, конечно. Но лично мне проще объяснять дорогу мужчине, сидя на переднем сидении, и, не размахивая по сторонам руками, употреблять в описании поворотов слова «налево-направо». Женщинам в 90% случаев приходилось (и приходится) показывать сторону поворота рукой. Не знаю, может мне такие женщины-водители «сложные» попадаются. Но повторюсь: относится это не ко всем представительницам прекрасного пола, и это только частное, сугубо личное наблюдение.
Очень любопытны рассуждения автора на тему национального самосознания, определённых особенностей приморцев. Безусловно, такие вещи свойственны каждым социальным группам, проживающим в определённой среде, с разными климатическими и географическими условиями и в различных условиях исторической традиции. Проще говоря, я, как поклонник теории Л.Н.Гумилёва, считаю, что человека формирует окружающая среда и социум, в котором он проживает, а вовсе не генетическая память о некоей национальности. Но автор очень чётко подмечает, что существуют группы радикально настроенные в своих взглядах и стремлениях, а есть просто люди - те, которые живут, наслаждаясь всем, чем могут насладиться, и при этом не мешают делать то же самое другим. Лично мне именно в такой свободе сосуществования видится ядро гуманистических идеалов, и принцип «моя свобода махания кулаками заканчивается там, где начинается кончик носа другого человека» лично я вижу основополагающим. Да, необходимо уметь защищать себя, своих близких, свою землю, свои идеалы - но не переводя это в разряд крайностей и патологических извращений. Так что, многие вещи, описываемые Василием в его романе, мне очень близки и понятны, вне зависимости от того, сторонник я правого руля, или «равнодушник».
В общем, книга не столько, а для меня лично - нисколько не про правый руль. Сильный, гордый, независимый роман «цвета оградки» с привкусом океанской горечи.
Previous post Next post
Up